Cary Audio Design

Cary Audio Design

Компания Cary Audio Design была основана в мае 1989 года Деннисом Хэдом (Dennis Had) и его женой Донной прямо за их обеденным столом. Страсть Денниса к электронике начала проявляться уже в 7 лет - с этих самых пор Хэд со своими друзьями начал конструировать различные типы ламповых усилителей для того, чтобы выяснить, какой из них имеет самое лучшее звучание. В 1957 году, будучи ещё школьником, Деннис получил голубую ленту за сконструированный им усилитель. Именно этот случай позволил увлечению перерасти в профессию. А изучение продукции ведущих мировых компаний, производящих High End продукцию, показало Хэду, что он способен изготовить гораздо лучшие компаненты. Именно так родилась компания Cary Audio Design.

Подробнее о бренде Cary Audio DesignОбзоры товаров под маркой Cary Audio Design (24)Официальный сайт Cary Audio Design
www.caryaudio.com
Аудиомания — авторизованный дилер Cary Audio Design

Cary CD 306 SACD. Счастливый случай. Журнал "АудиоМагазин"

Широкие возможности по выбору частоты пересчета цифрового сигнала перед преобразованием до момента проверки музыкальных способностей могли привести к мысли о том, что аппарат этот очень мудреный, если не сказать чудной. Впечатление оказалось обманчивым.

Американской компании Cary Audio Design в этом году исполняется 20 лет — возраст, который кажется не столь уж и солидным, особенно с учетом прекрасной репутации, заработанной этой фирмой среди поклонников качественной ламповой звукоусилительной техники. Но нам гораздо интереснее другая дата: 10 лет назад появился на свет первый проигрыватель компакт-дисков под этой маркой. Сегодня мы тоже познакомимся с цифровым источником компании, но гораздо более современным, а именно — CD 306 SACD.

Первая его версия, тогда еще без приставки SACD и, соответственно, без возможности воспроизведения этого типа дисков, была представлена в 2000 году. А пять лет спустя был выпущен наш сегодняшний испытуемый. Это уже третье поколение проигрывателей Cary под индексом CD 306.

Конструкция

Корпус аппарата собран из фрезерованных алюминиевых листов встык, что называется — "без единого гвоздя", и производит очень солидное впечатление, как общим качеством отделки, так и практически неподъемным для такого вида техники весом. Четыре массивные металлические ножки могут регулироваться по высоте, и при желании с помощью встроенного уровня, который хорошо виден через верхнее окошко, его можно выставить "в горизонт", вне зависимости от положения стойки и пола комнаты. Впрочем, вряд ли стойка под аппаратуру У настоящего любителя будет стоять неровно.

Процесс вскрытия аппарата сопряжен с определенными трудностями, а без специального инструмента и вовсе невозможен. Однако обычному пользователю делать там, собственно говоря, нечего, разве что переключить напряжение питания со 110 на 220 В посредством замены пары предохранителей.

Но, "заглянув под крышечку", тут же понимаешь, откуда берется такая существенная масса. Прежде всего, это заслуга днища, состоящего из листов алюминия и омедненной стали, общей толщиной порядка 10 (!) мм. Поскольку в проигрывателе отсутствует режим полного отключения питания, при подключении сетевого шнура он автоматически переходит в режим Standby. При включении аппарата питание подается на два трансформатора с неразрезным ленточным R-образным сердечником: один для цифровой части схемы, другой — для аналоговой. Маркировку их производителя обнаружить не удалось, но они очень похожи на изделия легендарной японской компании Kitamura Kiden. Эта фирма существует с 1972 года и является разработчиком данного типа трансформаторов. В качестве примера стоит привести хотя бы тот факт, что аналогичными трансформаторами оснащаются SACD-проигрыватели Sony флагманской серии ES, в частности — легендарный SCD-1.

В тестируемом проигрывателе используется считывающее устройство Sony КНМ-280ААА, для которого на Cary был специально изготовлен тонкий металлический лоток. Сверху же привод накрыт самой настоящей алюминиевой плитой! Выглядит все это очень солидно, если бы не заметный люфт лотка и шум при его перемещении. Впрочем, к качеству звучания это никак не относится.

С аналоговой частью схемы все настолько же разумно, насколько и качественно. На отдельной плате (к которой и подводится питание с "аналогового" трансформатора) установлены 4 ЦАПа Burr-Brown DSD 1792 (это позволяет надеяться, что DSD-сигнал не пере-считывается в РСМ перед конвертацией), а также операционные усилители и прочие элементы обвязки выходных каскадов. Интересно, что поступающий сюда РСМ-сигнал перед преобразованием в аналоговую форму можно пересчитать вплоть до 768 кГц. Кстати, судя по количеству и конфигурации элементов на плате, есть все основания полагать, что выходной аналоговый сигнал на разъемах XLR является полноценно балансным.

Вся цифровая часть проигрывателя, включая транспорт и платы входов/ выходов, отделена от остальных элементов стальным омедненным экраном. Прием внешних сигналов осуществляется ресивером CS8416 от Cirrus Logic. Имеются в наличии входы TosLink, AES/EBU и традиционный коаксиальный разъем. В случае, если сигнал закодирован в формате HDCD, то его декодирование осуществляется процессором PMD-200 от Pacific Microsomes.

Выходы (кроме аналоговых) представлены вариантами AES/EBU, TosLink, коаксиальным (на них возможен upsampling вплоть до 192 кГц) и экзотическим i.Link S200. Кстати, только наличием последнего я поначалу мог объяснить необходимость присутствия на передней панели аппарата кнопки 2CH/MULTI, потому что, насколько мне известно, стандарт SACD предусматривает обязательное наличие на диске 2-канальной DSD-дорожки, а слушать в стереорежиме многоканальный микс — сомнительное удовольствие. Но на то они и правила, чтобы иметь исключения, поэтому: диски без стереодорожки в DSD все-таки существуют, и актуальность данной функции налицо. Собран проигрыватель в Гонконге.

Прослушивание

Широкие возможности по выбору частоты пересчета цифрового сигнала перед преобразованием до момента проверки музыкальных способностей могли привести к мысли о том, что аппарат этот очень мудреный, если не сказать чудной. Впечатление оказалось обманчивым. Первые же пробные включения показали, что CD306 SACD — проигрыватель далеко не ординарный. Попав в хорошо подобранный тракт, он способен порадовать самого взыскательного меломана. А приятной особенностью, далекой от предстоящего музыкального опыта, оказалась функция выброса диска по команде с пульта ДУ.

Среди возможных вариантов включения, предлагаемых конструкцией, предстояло выявить наилучший, затем использовать найденный вариант в сравнении с контрольным проигрывателем и еще оценить, как повлияет на звучание внешний цифровой источник (в нашем случае транспорт контрольного образца). Наиболее интересным и поучительным этапом (как, впрочем, и самым длительным) оказался выбор частоты передискретизации между исходным для РСМ-формата значением в 44,1 кГц и другими: 96, 192, 384, 512 и 768 кГц. Режимы легко выбираются с пульта ДУ, причем прямо "на ходу". Казалось бы, что может быть лучше, чем наибольшая частота? Однако дело в том, что почти все предложенные "повышающие" значения кратны 48 (кроме 512), а не 44,1. Но не стоит с грустью теоретизировать по этому поводу, подождем практических результатов.

Взяв за эталон "непересчитанный" РСМ, мы обнаружили на записях блюза мощный, всепроникающий бас, роль которого для выбранного сейчас произведения трудно переоценить. Хорошо воспринимаются неодинаковые по высоте ноты данной звуковы-сотной опоры, и чувствуется ее живость. Звучание открытое, прозрачное, мягкое и имеет несколько планов в глубину. Реалистичность обеспечивается не только хорошей проработкой пространства (солирующая и аккомпанирующая гитары, практически идентичные в теплом тембровом окрасе, идентифицируются-то именно по своему местоположению), но и неспешным, заводным содержанием — что, пожалуй, еще важнее. Обилие металлических составных частей ударных, находящихся в различных местах по всем трем плоскостям, воспринимается адекватно. Четкость в вписывании положения инструментов, характер ее глубинных проявлений на первый взгляд покажутся грубоватыми, однако отмеченная ранее мягкость не идет вразрез с этим заявлением. Скорее, имеет место не всегда дающая о себе подумать изысканность. В самую пору воспользоваться более высокой частотой, и, не долго думая, мы выбрали самый край — 768 кГц. Так вот, крайние значения крайне же и заметны. Что случилось? Происходит явное прояснение, вместе с ним звучание оказывается более плавным. Отрывистым ударам малого барабана достается больше четкости. Баса как будто поубавилось, но это впечатление не остается надолго и объяснимо аккуратностью низких звуков. Та же аккуратность не без удовольствия отмечается и в тембрах рояля. Голос исполнителя показался менее наполненным и хрипловатым, зато сам исполнитель стал моложе, его вокал, теперь проникновенный, в целом улучшился.

Резюмируя первый сравнительный опыт, заметим, что безоговорочного превосходства обнаружить не удалось. Оба варианта по-своему хороши. 44,1 — это размашистый драйв, музыка и ощущение конкретного помещения записи.

768 — это комфорт, за которым не укрыты особенности сведения фонограммы (более того — ставшие куда заметнее), появление дополнительных деталей и захватывающее чувство невесть откуда взявшегося простора (небольшой коллектив переместился из клуба в концертный зал). На этой части испытаний можно было бы и остановиться, выводы ясны, но есть еще несколько вариантов "пересчета".

Выбор частоты 96 кГц произвел неизгладимое впечатление. Случилось что-то чуждое музыке, какой-то скачок совсем в другую от приятных изысканий плоскость. Появились затянутые призвуки, искажающие сибилянты вокала (вообще голос стал сжатый, как будто "птичий"), тембры (в частности, рояля) далеки от естественности, а довершает все явно отстающий бас. Но оказалось, что это еще не все. 192 кГц — вот самый неудачный выбор. По сравнению с предыдущим примером, вокал оказался еще менее узнаваем, среднечастотный диапазон по своему уровню стал ниже, исказив равномерность тоновой шкалы; в целом музыкальная картина теперь окрашенная и колкая, отмеченная очень и очень преувеличенным эхом.

К счастью, дальше (то есть с увеличением частоты дискретизации) все пошло легче. Но "384" толком не переиграть "44,1", где больше ясности и нет налета искусственности. Вот значение 512 кГц уже вполне сравнимо, и даже где-то можно обнаружить не то чтобы улучшения, а возможность приспособиться к особенностям восприятия разных слушателей. Здесь может проявляться небольшое отдаление сцены и едва заметное, но все же присутствующее снижение уровня средних частот, это вызывает ощущение плавного подъема краев диапазона. В общем, частоты 96, 192 и 384 оказались не рекомендуемыми к употреблению.

Убедительное и по-хорошему эффектное звучание CD 306 SACD, обнаруженное в приоритетных для него режимах, еще более возросло в своей притягательности на фоне контрольного проигрывателя. Этот аппарат, будучи весьма и весьма неплохим, показал более акцентированный, воздушный и в то же время кукольный верх. Вкупе с тощим и снизившим уровень басом появилось ощущение мелкого и сжатого характера и преобладания второстепенных партий в другой уже записи. Еще несколько музыкальных примеров все больше увеличивали разрыв. CD 306 SACD способен к мощному, прозрачному звучанию, с узнаваемыми подробностями вокала и хорошо осознаваемой ясностью всего произведения. Пульс баса присутствует всегда, независимо от количества и интенсивности музицирования других инструментов.

Классическая музыка, как никакая другая до этого, показала, как могут совмещаться яркость, подробность и теплота. Тестируемый проигрыватель позволяет немного повысить отчетливость и даже численность струнных инструментов, если испробовать переключение на 768 кГц. Но на исходной частоте все же мощнее и явнее динамические контрасты. Хорошо, что есть из чего выбирать. В любом случае оба варианта убедительнее того, что мог бы показать контрольный аппарат. Кстати, его транспорт, испробованный по отдельности и подключенный к тестируемому проигрывателю, тоже не впечатлил.

Камерная окраска зажигательного и ударного рок-произведения не очень соответствовала его сути, совсем не впечатляющая по глубине сцена обнаруживала разрывы в заполнении по ширине. Видимо, этому транспорту в компании другой (явно лучшей) электроники пришлось шире обычного приоткрыть некоторые свои неприглядные стороны. Другое дело — Cary CD 306 SACD, использующий свой транспорт и свой ЦАП на той же программе. Оказалось, трудно описывать разницу, проявившуюся чуть ли не в разы!

Немного слов об опытах с SACD. На двух дисках воспроизводились оба слоя. Неудивительно, что CD-дорожки уступали тем же записям в более совершенном формате. Однако же говорить о решительном и всегда обязательном приросте качества было бы преувеличением. И все же нельзя не отметить, что высокие звуки становились мягче и подробнее, а общая громкость субъективно снижалась (очевидно, за счет избавления фонограммы от "зерна"). Наверное, это общее место для DSD, когда хочется больше громкости — дружелюбное звучание формата этому способствует.

Подготовлено по материалам журнала "АудиоМагазин", №1 2009 www.audiomagazine.ru

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий