Morel

Morel

Всё началось в 1975 году с мечты основателя компании Morel Меира Мордехая (Meir Mordechai) создать совершенную акустику. Эта мечта, а также любовь к музыке, превратились в труд всей жизни Мордехая, воплотившись в известной во всём мире компании Morel. Постепенно Morel завоевала высочайшую репутацию компании, вводящей многочисленные технологические инновации и разрабатывающей превосходную продукцию.

Подробнее о бренде MorelОбзоры товаров под маркой Morel (11)Официальный сайт Morel
www.morelhifi.com
Аудиомания — официальный дилер Morel

Morel Elate 5 3-Way, обзор. Журнал "Автозвук"

Звучание породистое, каждый инструмент хорошо различим в составе оркестра, но все они остаются на своих местах.

 

Компонентная акустика Morel Elate 5 3-Way

Одна из моделей этой серии (Elate 9) была нами подробно рассмотрена в №4 за теперь уже прошлый, 2005 год. В сегодняшнем тесте - младшая модель, с пятидюймовым НЧ-динамиком. Благодаря специальной форме литья корпус басового динамика (будем называть его так, хотя при любых других обстоятельствах он был бы мидбасом) основательно заглушён. Полипропиленовый диффузор выполнен вместе с центральным колпачком. Подвес (8 мм) по понятным причинам уже, нежели у шестидюймовых «коллег». Уплотнительного кольца на корпусе нет, но рамка, отлитая вместе с решёткой, устанавливается сверху. Магнит, как положено (для динамиков Morel), установлен внутри 76-миллиметровой звуковой катушки. Подводящие провода зафиксированы непосредственно на гигантской звуковой катушке, иного варианта здесь и быть не может. Осевое отверстие (32 мм) закрыто плотным поролоном, это называется «контролируемое акустическое сопротивление». Среднечастотник CDM54 встречался нам уже не раз и не два. Это головка с тканевым куполом диаметром 54 мм, нагруженным на короткий рупор, и полузакрытым корпусом. «Полу» - потому что в задней части корпуса предусмотрено осевое отверстие (опять же 32 мм), закрытое плотным войлоком, что, как вы уже догадались, тоже средство управления добротностью головки. У пищалки лёгкая, но жёсткая шёлковая мембрана диаметром 27 мм, перед которой находится конструкция в форме трёхлучевой звезды. «Чашки» для монтажа пищалок комплектуются эллиптическим оформлением, призванным выровнять АЧХ в нижней части рабочего диапазона и формировать диаграмму направленности на этих частотах. Внутри литого корпуса кроссовера можно увидеть три катушки (железо - феррит - воздух) и пять конденсаторов, три из которых оксидные, остальные - плёночные. В максимальной конфигурации формула кроссовера имеет вид II + (I + II) + II плюс корректирующая цепь Цобеля. В минимальной - все фильтры, кроме нижнего, становятся фильтрами 1-го порядка. Аттенюацию среднечастотника и пищалки осуществляют джамперы +2/0/-2 дБ.

 

В состоянии поставки ФВЧ твитера имеет номинальную крутизну 6 дБ/окт. Если переключить его в положение «12 дБ/окт.», а сопутствующий фильтр среднечастотника включить, наоборот, 1-м порядком, вокал звучит более естественно, а избыток шипящих становится почти незаметен. Теперь переводим аттенюатор СЧ-динамика вниз, а джампер твитера - в среднее положение. Звучание становится породистым, когда каждый инструмент хорошо различим в составе оркестра, но все они остаются на своих местах. Скрипки слегка порывисты, но материальны. Достойная динамика саксофона, звук инструмента затихает вместе с дыханием музыканта. Женский вокал жестковат, но детален и лёгок. Мужской вокал хорошо артикулирован и даже красив, если не обращать внимания на недостаток «бархата» в голосах. Вообще звучание заслуживает высокой оценки, но при условии, что вы сможете отрешиться от недостатка баса. Нам это удалось.

Вычисленное значение силового фактора (5,7 Тл м) не самое высокое, масса подвижной системы с трёхдюймовой звуковой катушкой 11 г, для пятидюймовой головки немало. В общем, чувствительность басовой головки, как и системы в целом, не самая высокая. Искажения на средних частотах самые обычные, а на басах их уровень повышен: для достижения того же уровня звукового давления пятидюймовый диффузор предъявляет слишком жёсткие требования к подвесу. Комментарии по форме АЧХ будут почти стандартные: подъём и последующий провал на частотах от 1 до 3 кГц связаны с сочетанием характеристик купольного среднечастотника и его фильтра НЧ. Но здесь уже нельзя с уверенностью утверждать, что надо было повысить частоту среза фильтра: провал на частотах 2 - 3 кГц, скорее всего, исчез бы, но горб, который появляется сразу за ним, стал бы больше, поскольку он вызван взаимодействием СЧ и ВЧ-головок. Один из методов решения такого рода проблем мы увидим чуть позже.

 
 

Методы «контролируемого сопротивления» довели добротность басовой головки до неправдоподобно низкого значения. Исходя из этого, оптимальным оформлением для головки с такими параметрами был бы ящик с фазоинвертором (ФИ). Если вам удастся выделить объём около 3 л и настроить его на 72 Гц, то получится самое то, даже без саба. Правда, далеко не на любой мощности, возможности «пятёрки» по части звукового давления на нижних частотах ограничены законами природы. В ЗЯ, будь он совсем большим (как дверь) или, наоборот, меньше 2 л, нижняя частотная граница не опустится ниже 150 Гц.

Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", январь 2006 г. www.avtozvuk.com

Этот обзор прочитали 5 050 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий