Morel

Morel

Всё началось в 1975 году с мечты основателя компании Morel Меира Мордехая (Meir Mordechai) создать совершенную акустику. Эта мечта, а также любовь к музыке, превратились в труд всей жизни Мордехая, воплотившись в известной во всём мире компании Morel. Постепенно Morel завоевала высочайшую репутацию компании, вводящей многочисленные технологические инновации и разрабатывающей превосходную продукцию.

Подробнее о бренде MorelОбзоры товаров под маркой Morel (11)Официальный сайт Morel
www.morelhifi.com
Аудиомания — официальный дилер Morel

Morel Elate 9 3-way. Саммит. Журнал "Автозвук"

Morel Elate 9 3-way - самая претенциозная модель самой высокой серии знаменитого акустикой «горного массива» Morel.

Компонентная акустика Morel Elate 9 3-way

САММИТ

Попробуйте во всесильном Интернете найти исходное значение этого слова, хоть так, хоть латиницей, и обломитесь с гарантией. Вам сообщат кучу сведений о саммитах в Братиславе, инвестиционных, ближневосточных и прочих. Имея в виду собравшихся где-то сильно высокопоставленных людей. Поставленных так высоко, что они очевидно возвышаются над теми, что собрались неподалёку, пусть те — тоже не шестёрки.

 

А ведь исходное значение слова совершенно аполитично, это — самая высокая вершина (тавтология неизбежна) горного узла или массива. Вершин в нём может быть много, на то и узел (или массив), но одна превосходит остальные. Пример: в Гималаях есть «восьмитысячники» Лхоцзе, Чо-Ойю, Дхаулагири или, скажем, Шиша-Пангма, но саммитом среди всех остаётся Эверест.

Саммит, по поводу которого (а не на котором, как президенты или альпинисты) мы здесь собрались, удовлетворяет формальному определению даже с неожиданными аллюзиями. Во-первых, потому что это — самая претенциозная модель самой высокой серии знаменитого акустикой «горного массива» Morel. Фирма, как известно, израильская, а это делает саммит ближневосточным. А упомянутые в самом начале «шестёрки», действительно, стоят в некотором отдалении, этот калибр в составе комплекта не применяется. Больше — есть, меньше — тоже, а самого распространённого, 6 — 6,5 дюйма — нету.

Близлежащие вершины принадлежат серии Elate 3-Way, с номерами 5 и 6, что, понятно, обозначает калибр низкочастотника. Есть ещё Elate 2-Way, и тоже 5, 6 и 9. Последний — типа «восьмитысячник», но не саммит. Саммит — трёхполосная акустика Elate 9 3-Way с 9-дюймовым басовиком, купольным среднечастотником и пищалкой.

Фундамент комплекта — действительно 9-дюймовый низкочастотник, традиционной для Morel (и мало для кого ещё) конструкции с обращённой магнитной системой, только теперь диффузородержатель — литой, довольно хитрой формы, а тыльная сторона центрирующей шайбы закрыта полупроницаемым (для воздуха) конусом, корректирующим механическое демпфирование диффузора на манер известных по имени, но до сих пор малоизведанных с точки зрения практического применения панелей акустического сопротивления (ПАС). Ещё одно акустическое сопротивление — вставка в отверстии магнитной системы, по терминологии фирмы это называется C.A.R. (Controlled Acoustic Resistance).

Этажом выше (по шкале частот) — купольник CDM54, изделие, ставшее классическим и не без оснований претендующее на звание лучшего излучателя такого типа в индустрии. Его с разной степенью успеха копируют другие производители, но в отличие от скрипок итальянских мастеров XVII века, секрет которых разгадали на рубеже XX и XXI, тайна израильских мастеров купольных среднечастотников остаётся нераскрытой. Из явных особенностей конструкции обращает на себя внимание применённое и здесь акустическое сопротивление — вставка из материала наподобие войлока на заднем торце корпуса. С ним потом разберёмся, для этого нужны приборы, а не зоркий глаз.

 

Elate 9 3-Way укомплектована пищалкой MT23, верхней в гамме компонентов Morel этого назначения, если не считать Supremo, которая, надо думать, никогда в состав готового комплекта не войдёт, уж слишком специальная вещь (вы не видели? Ну посмотрите: «АЗ» №10/2002, с. 98 и дальше). Традиционно это купол несколько увеличенного по сравнению с наиболее распространённым диаметра (27 мм против 25), с не менее традиционным апертурным телом в виде трёхлучевой звезды. Ещё одно средство коррекции заключено в геометрии установочных чашек, там приподнятые бортики по периферии купола призваны поднять отдачу на нижних (для пищалки) частотах рабочего диапазона.

Теперь — кроссовер, который, как известно — душа многополосной акустики и который, как известно, пусть не так широко, долгое время был у Morel как-то вне поля приоритетного внимания. Теперь они отыгрались: кроссоверы Accuset MX-33 необычны не только тем, что имеют собственное имя, и даже не формой ажурных литых корпусов: теперь это действительно сложная и интересная конструкция. «Снять» схему по разводке печатной платы в этот раз нам не удалось, плата закреплена в корпусе заклёпками, а высверливать их, не будучи собственниками — дело противоправное. Многое, однако, можно заключить по компонентам и электрическим реакциям на испытательный сигнал. В общем, так: по умолчанию из четырёх фильтров (столько их должно быть в трёхполосной акустике: ФНЧ для басовика, ФНЧ и ФВЧ для среднечастотника и ФВЧ для пищалки — получается четыре, мы сами пересчитывали несколько раз) три — второго порядка, а один (ФВЧ среднечастотника) — первого, то есть по нашей терминологии формула кроссовера II + (I + II) + II. Но если от умолчания перейти к реальным возможностям кроссовера, то мы увидим: помимо раздельных аттенюаторов для ВЧ и СЧ-головок (+2/0/-2 дБ), оба фильтра, отвечающие за раздел СЧ и ВЧ-полос, могут быть переключены из второго в первый порядок. Переключение производится джамперами, независимо, в итоге перечень возможных кроссоверных «формул» расширяется вчетверо: плюс к умолчанию можно получить II + (I + I) + II или же II + (I + II) + I, или же II + (I + I) + I. Вроде всё... Нет, не всё: разумеется, на кроссовере предусмотрена возможность запитывать басовик и связку СЧ-ВЧ от отдельных входов, а значит, и от отдельных усилителей, было бы желание.

 

Пользуясь относительной свободой, которую предоставляют рамки рубрики (когда не просто, а «с докладом»), в тонкостях работы многоствольного кроссовера мы разберёмся позже, а сейчас послушаем, как звучит акустика в основном варианте включения. Здесь у нас есть интересный тестовый приём: если во время прослушивания автомобильной акустики в студию заходят наши соседи из «домашнего» аудиожурнала и спустя некоторое время задают самый традиционный для домашнего хай-энда вопрос: «Сколько стоит?», это означает, что акустика стоит дорогого, независимо от того, сколько в буквальном исчислении. Фактическая ценность в этом случае определяется временем между приходом коллег и выдачей ожидаемого вопроса. Чем больше — тем, значит, лучше звучит по меркам «домоседов». В этот раз коллеги не уходили долго...

На стандартной же тестовой программе рояль прозвучал с небольшими призвуками на верхней середине, но очень прозрачными и ненавязчивыми. Бас, издаваемый 9-дюймовой головкой, вышел ожидаемо глубоким, хотя, как показалось, атака была несколько смягчена, щелчок басового барабана показался недоработанным. Очень впечатлила флейта, мягкая и чёткая одновременно, почти осязаемая, но без тени вульгарности. Вторичные, как бы вспомогательные детали в звучании саксофона стали более ясно слышимыми, когда мы перевели фильтр пищалки в позицию 6 дБ/окт. Очень живым, но не в ущерб мягкости, услышался вокал, отлично отыграли скрипки.

Верхние частоты при прослушивании в стороне от оси приобрели более выраженную окраску, причём это мало зависело от выбранной конфигурации фильтров. Нам показалось, что акустика лучше звучит «в лоб».

Звуковую сцену Elate 9 формирует, надо признать, исключительно, она явно выходит за ширину фактической стереобазы и очень ясно эшелонирована, что было особенно слышно на «Аудиодокторе». Этот же диск показал (дорожка №11), что атака равномерно смягчена. Линейность по динамике, возможно, и не идеальна (дорожка №13), но огрехи в динамике удавалось заметить только в начале трека, на pianissimo, зато до самого бурного конца фонограммы не терялось единство звуковой картины и музыкальный смысл исполняемого.

Помучаем Elate 9 на стенде, пришла пора. Нелинейные искажения оказались весьма низкими в основном диапазоне, да и на басах не пугающие, притом что нижнюю частотную границу из уважения к калибру басовика мы опустили до 63 Гц. Чувствительность находится в диапазоне ожиданий, без сюрпризов. Теперь о том, что нам могут поведать графики.

Опыты с «голыми» компонентами. Резонансная частота у басовика закономерно низкая, но динамик очень мягкий (взгляните: Vas больше 40 л), с фантастически лёгкой подвижной системой (22 г) и низкодобротный, в объёме двери полная добротность Qtc выходит на нечто вроде характеристики Бесселя, лучшей с точки зрения импульсного отклика, но формально (и в свободном пространстве) нижняя частотная граница выглядит довольно высокой. Однако преступно было бы вдруг взять и забыть о передаточной функции салона: именно благодаря медленному спаду отдачи, характерной для низкодобротных головок, в салоне басовик будет работать вплоть до самого низа, без всякого сабвуфера и с минимальной (±2 дБ) неравномерностью АЧХ. Мудрить с ящиками мы решительно не советуем, при любом раскладе они будут нереализуемо большими, да и ни к чему. Импедансная характеристика CDM54 выглядит странно: вместо привычного резонансного горба на ней некая двугорбая фигура, растянувшаяся от 400 до 800 Гц. Это — эффект совместного действия естественного резонанса подвижной системы и второго, связанного с тыловой нагрузочной камерой с акустическим сопротивлением. Если выходное отверстие (с тормозящей вставкой плотно закрыть, «двугорбая» кривая превращается в «одногорбую» с пиком на 700 Гц. Практический вывод: чтобы среднечастотник и присоединённый к нему кроссовер работали штатно, позади CDM54 надо оставить хотя бы небольшой, эквивалентный неполному гранёному стакану, свободный объём. Резонанс пищалки приходится на 1,6 кГц при незначительном демпфировании магнитной жидкостью.

 

А вот как ведут себя компоненты в отдельности по звуковому давлению. АЧХ фильтра и НЧ-головки, работая совместно, дотягивают полосу частот до 800 Гц, где и проходит раздел с купольником. Следы придавленного «двугорбого» резонанса видны на ниспадающей ветви АЧХ среднечастотника. А на АЧХ пищалки можно заметить остатки её резонанса на 1,6 кГц, сильно ослабленные ФВЧ (в положении 12 дБ/окт.).

 

Общая АЧХ. Внизу отдача басовика начинает спадать рано, но делает это медленно, и потому в салоне звуковое давление ниже 100 Гц будет значительно усилено передаточной функцией. Аттенюатор среднечастоника, действительно, большого действия не оказывает, в отличие от регулятора уровня ВЧ-головки.

 

Импеданс системы в целом, с клемм кроссовера: всё очень грамотно и культурно, даже на максимуме отдачи твитера модель не падает ниже 3,3 Ом, а электрическая фаза практически нигде не выходит за пределы коридора +36/-36 градусов, то есть для усилителя эта акустика очень лёгкая, без выраженной реактивной составляющей.

 

Характеристики кроссовера по электрическому напряжению в разных вариантах конфигурации. С ФНЧ басовика всё ясно, это частично компенсированный по Цобелю высокодобротный фильтр 2-го порядка. ФВЧ среднечастотника — фильтр 1-го порядка с частотой среза всего лишь около 300 Гц. На графике видно, что глубина аттенюации СЧ-головки довольно незначительна, у пищалки — больше. Фильтры на стыке СЧ и ВЧ, действительно, переключаются в 1-й порядок, правда тогда на пищалку попадает больше сигнала в области её резонансной частоты. Раздел между СЧ и ВЧ проходит довольно высоко, около 6 кГц.

 

При отклонении от оси пищалка благодаря продуманной геометрии апертурного тела сохраняет изрядную отдачу вплоть до 13 — 14 кГц, после чего сдаётся сразу и решительно. В положении на оси спад начинается только выше 15 — 16 кГц и не слишком резко, поэтому предпочтительным (с точки зрения тонального баланса) будет осевая ориентация пищалки с одновременным ослаблением её уровня аттенюатором.

 

При манипуляциях с крутизной фильтров кроссовера АЧХ в полосе частот 1 — 12 кГц меняется значительно, это не говоря уже о других характеристиках, которые не так легко представить на графиках, но которые будут существенно влиять на звучание. Это значит, что в условиях реальной установки надо не полениться и поработать всеми «рычагами», так предусмотрительно устроенными в кроссовере Accuset.

 

Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", апрель 2005 г. www.avtozvuk.com

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий