Focal

Focal

Французская компания Focal основана в 1979 году. Первую фирменную продукцию, динамические головки, основатель FOCAL Жак Мауль изготавливал в принадлежащей его отцу маленькой механической мастерской в городке Сен-Этьенн. Официально о торговой марке FOCAL.Jm lab впервые было обьявлено в 1980 году на Парижской выставке Hi-Fi Show, где Жаком Маулем была представлена знаменитая впоследствии акустическая система DB 13. Система завоевала популярность соотношением размеров и акустических характеристик: благодаря двойной звуковой катушке миниатюрная на вид система воспроизводила низкочастотный диапазон с поразительной глубиной.

Подробнее о бренде FocalОбзоры товаров под маркой Focal (18)Официальный сайт Focal
www.focal-audio.ru
Аудиомания — авторизованный дилер Focal

Focal Utopia Be Kit№6, Audison VRx 4.300. Спелись. Журнал "Автозвук"

Отличие очень хорошей акустики от просто хорошей не в том, что она звучит «лучше», а в том, что она предоставляет гораздо больше возможностей тонкой подстройки её музыкального почерка.

Компонентная акустика Focal Utopia Be Kit№6 и усилитель Audison VRx 4.300

Спелись.

Очень любят задавать в разнообразных форумах вопрос типа: «А споются ли...». Вопрос имеет право на существование, а задающий его — на ответ. Дело только в том, кому его задают. Его задают в пространство, а оттуда может прилететь ответ сомнительной ценности, ибо основан он будет на единичном и чаще всего неуклюже поставленном опыте, выделить решающий фактор «спевки» или «неспевки» никто не возьмётся.

 

Мы оказались в лучшем положении. Дмитрий Шубин, опытнейший установщик, всевозможных сочетаний усилителей и акустики на своём веку перепробовал немало, в том числе и очень известную связку Focal/Audison. И вот он предложил испытать тандем про который сказал так: «То, что этот усилитель — лучший для этой акустики — я уверен. То, что его можно настроить так, как ей требуется — я знаю. А как вы настроите — ваше дело». Первым двум заявлениям мы поверили, ибо предшествующий опыт общения не давал ни малейших оснований этого не делать. Последней части речи, призыву к творчеству — последовали и не были разочарованы.

Акустика, надо отметить, в этом тесте участвует крайне специальная: топовая модель и так-то недешёвой фирмы. Фирмы, заметим, приступившей к выпуску усилителей под своим брэндом. Почему тогда не топовый Focal Power? Да потому, что он — двухканальный по самой своей идее и оптимизирован для работы с традиционной акустикой, с пассивными фильтрами. Это же относится и к топовой модели Audison HV Venti. А верхушка модельного ряда, приспособленная для поканальной работы, — как раз 4.300. Такая вот логика. Теперь приступим, но прежде чем перейти к наиболее творческой части, всё же откатаем обязательную программу, далеко не все каждый день держат в руках Focal Utopia Be и Audison VRx. Начнём с конца, то есть — с акустики.

Даже когда из состава Utopia Be Kit №6 изъяли бесподобный (иначе не скажешь) двухканальный кроссовер, превратив комплект в Kit №6 Active, простой эта акустика не стала. Мидбас с неодимовым магнитом — это и само по себе редкость, но много вы видели мидбасов с «пулей» в форме вогнутого центрального колпачка? С колпачком в форме пули — бывало, и не раз. Конечно, в данном случае центральное тело решает совсем другие задачи. Отсутствие излучающей поверхности внутри звуковой катушки (36 мм в диаметре, кстати) позволяет наиболее корректно ограничить рабочий диапазон мидбаса сверху и тем снизить интерференцию его излучения с излучением твитера. Позже, в технической части, вы увидите, насколько аккуратно мидбас работает (вернее — прекращает работать) выше 4 — 4,5 кГц. Твитер интересен не только обратным бериллиевым куполом 24 мм, но и размером подвеса. У эластичного подвеса мембраны, ход которой едва ли превышает десятые доли миллиметра, составляет 4,5 мм — каково? В результате нелинейные искажения даже при очень большой громкости должны (да просто обязаны, иначе мы с этим подвесом враги навеки) быть в несколько раз ниже, чем при обычной конструкции. В состав монтажного комплекта, кроме привычных массивных «чашек», на этот раз входит и пара (тоже литых и массивных) корпусов для монтажа на поверхность, хотя инструкция настоятельно рекомендует выбрать установку пищалок «в тело» (а то мы не знали). Корпуса эти монтируются таким образом, что допускают поворот пищалок в одной плоскости на угол не меньше 30 градусов — чтобы, значит, обеспечить широкий выбор возможных «точек приложения».

Вот с такими головками предстоит работать. Теперь надо решить как. Известно же, что на многочисленные достоинства активных кроссоверов в поканальной схеме пассивные отвечают единственным, но стоящим многих прочих: сделанный под конкретные головки фильтр учитывает их индивидуальные особенности, за это, собственно, и берут с нас часть немалых денег производители домашней акустики. Нам предстояло сделать это же с помощью пусть развитого, но универсального кроссоверного хозяйства предложенного для теста усилителя.

Вот он, кстати, уже готов приступить к работе. Сначала — внешние данные. Силовые зажимы (плюс ввод для подключения буферного конденсатора) принимают зачищенный кабель до 9 мм в диаметре. Для сабвуферного усилителя можно было бы потребовать более могучих вводов, но для интеллигентного фронта это более чем. Выходных зажимов, естественно, четыре пары, они рассчитаны на кабель до 4,5 мм. Встроенного предохранителя нет, зато есть гнёзда для подключения внешнего вентилятора, для дистанционного регулятора уровня и, для удобства инсталляции — выход дистанционного включения (Remote), позволяющий управлять другими усилителями. Есть пара линейных выходов, на них поступает сигнал... Вот здесь всё не так просто, и с линейными выходами разберёмся чуть позже. Характерная особенность всех усилителей VRx — балансные входы/выходы; гнёзда RCA, хотя с ходу это можно и не заметить, на самом деле трёхконтактные, это — патентованная система ABS (Audison Balanced System). Естественно, усилитель может работать и с обычным несимметричным входом/выходом — в самом аппарате предусмотрены соответствующие переключатели, а состав дополнительных принадлежностей — преобразователь несимметричной линии в симметричную. Входы обозначены как IN1 и IN2 (L и R, конечно), выходы — как A и B (тоже L и R). Это не ошибка, а единственно возможный выход при имеющейся структуре усилителя. Но о структуре, как сказано, чуть позже.

Модульная система позволяет при необходимости установить в аппарат до четырёх дополнительных модулей. В список таких модулей входит, в частности, трёхполосный параметрик на два канала, большинство других (моносабсоник, плавный регулятор фазы и компрессор) предназначены для апгрейда басового усилителя. Из четырёх доступных модулей фильтров в четырёхканальном усилителе могут быть полезны два. Это HL12 — фильтр ВЧ либо НЧ с диапазоном от 40 до 5000 Гц (12 дБ/окт., два канала) и BH12, включающий в себя фильтр ВЧ с диапазоном от 40 до 2000 Гц плюс фильтр НЧ (или ВЧ) с диапазоном от 150 до 5000 Гц. Зачем они могут пригодиться? Если в двух словах — чтобы перекрыть ВСЕ мыслимые потребности заказчика. Как бы там ни было, в нашем распоряжении оказался усилитель в базовой комплектации, возможности которого, как сейчас увидите, тоже недетские.

 

Здесь четыре двухканальных фильтра, обозначаемых как F1, F2, F3, F4. Три из них имеют диапазон перестройки от 40 до 5000 Гц ( в два поддиапазона, с множителем х10), и один F2 с диапазоном 40 — 130 Гц. Три — фильтры ВЧ, один, F3 — фильтр НЧ. В отличие от остальных он может работать с крутизной не только 12, но и 24 дБ/окт. Чтобы потом к этому не возвращаться, сразу отмечу, что фильтр F2 (узкополосный) работает только в многоканальном режиме и образует полосовой фильтр совместно с F3.

Внутреннее устройство уcилителей VRx и вообще не отличается простотой, а четырёхканальник — тем более. Впрочем, VRx 4.300 только для удобства можно считать четырёхканальным, на самом деле по ряду признаков он ближе к шестиканальным аппаратам, но только усилителей мощности у него четыре. VRx 4.300 проще всего (если такое вообще возможно) представить состоящим из двух ступеней, каждая из которых имеет два режима работы.

Первая ступень в режиме FR (Front/Rear). Входы IN1 обрабатываются фильтром ВЧ F1, входы IN2 — фильтром ВЧ F4 (оба отключаемые). Одновременно формируется суммарный сигнал стерео (L и R) либо моно. Этот сигнал обрабатывается неотключаемым фильтром НЧ F3.

Первая ступень в многоканальном режиме MC. Работают либо две пары входов, либо сигнал на все каналы снимается с IN1. Две пары каналов (у них нет обозначения, они существуют только внутри) обрабатываются отключаемыми фильтрами ВЧ F1 и F4. Третья пара каналов становится «полосовой» (BP) и всегда обрабатывается фильтрами F2 и F3.

Вторая ступень. Сигнал первой пары каналов проходит на выход А, это без вариантов. А дальше так. В режиме 1 (M1) сигнал второй пары каналов проходит на выход B, а на линейный выход поступает сигнал «синтезированных» каналов (см. выше). В режиме 2 (M2) всё наоборот, сигналы второй пары каналов приходят на линейный выход, а оконечные усилители B работают с «синтезированными» каналами.

Видите, как просто? И чего только иные инсталляторы боятся «Аудисонов»? По крайней мере, теперь вам должно быть ясно, что VRx 4.300 можно с небольшой долей условности считать как четырёх-, так и шести- или пятиканальным. Теперь постараемся найти у такой системы минусы. Если уж усилитель «почти шестиканальный», хорошо бы его приспособить для работы с трёхполосной акустикой. Для этого было бы достаточно, чтобы один из фильтров F1/F4 можно было переключить в режим фильтра НЧ. А так — не получится. И вот тут как раз пригодится самый простой из дополнительных модулей HL12.

Для решения нашей задачи был, естественно, выбран режим MC/M2 (если бы мы собирались для работы с мидбасами привлечь внешний усилитель, а каналы B нагрузить на сабвуфер, взяли бы M1). Вход — одиночный, IN1, хотя пуристы хай-эндщики за счёт подбора разных межблочников могут попытаться произвести сверхтонкую настройку звучания. Но нам надо сначала произвести обычную. Мы сделали так (и не видим, как можно делать иначе): сняли АЧХ головок и представили себя конструкторами кроссовера для них. АЧХ бериллиевой пищалки «в голом виде», без подогнанного к ней кросса, оказалась довольно своеобразной, как и материалы, из которых она изготовлена. Мы стали исходить из предположения, что ей показана работа с высокой частотой раздела. Мидбас такую возможность давал, поскольку идеально вёл себя вблизи верхней границы своей частотной компетенции. На графиках, полученных для настройки, которую мы сочли оптимальной, вы увидите, почему мы её такой сочли. Короче, оба фильтра (F1 и F3) оказались установлены вблизи верхнего положения «5000». Потом мы пробовали двигать частоты среза вместе и порознь, всякий раз снимая АЧХ, а ещё позже повторяли эти манёвры в ходе прослушивания. Для фильтра F2 установили минимальную частоту среза (40 Гц), что для мидбасов с резонансной частотой около 70 Гц (по измерениям) — всё равно что сабсоник. Опыты показали: и на слух, и по приборам лучшие результаты — при настройках, изображённых на графике.

Из уважения к родословной компонентов для тестового тракта в этот раз мы взяли компоненты не мобильного разбора (не хотим никого обижать): CD-проигрыватель Denon DCD700AE и предварительную секцию усилителя Bryston B-60.

Претерпел некоторые изменения и cтандартный набор музыкального материала. В него вошли:
1. Silence Technology Test Disc. Audio div., Matsushita, 1990.
2. Pink Floyd. «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
3. Antonio Forcione & Sabina Sciubba. «Meet Me in London». Naim, 1998.
4. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, 2000.
5. Alan Parsons. Telarc Sampler. Telarc, 1997.

При прослушивании тандема такого масштаба проще всего сказать, что всё здорово, и мало кто будет в претензии. Но это окажется — сказать недопустимо мало, почти промолчать. Начнём с того немногого негатива, без которого дело обходится только в райских кущах. При работе без сабвуфера 6W2 Be достаточных басов создать не в состоянии, чем, надо думать, и отличается от аналогичной головки для домашних «Утопий». Но зато остальное игралось так, что надолго дезорганизовало работу двух редакций сразу.

Больше всего впечатлила фокусировка, даже вернее будет сказать — расстановка образов. Запись смешанного (это важно) хора оставляла ощущение лёгкой неловкости: казалось, что хористы (и хористки) встали плавной дугой позади (довольно далеко позади) тестовых боксов с акустикой и что они действительно сюда пришли, а мы перед ними расселись как у себя дома... Каждый голос рисовался в воздухе отдельно и оставался на месте ровно в той мере, в какой может сохранять неподвижность живой человек. Я подчеркнул смешанность хора, известно ведь, что мужской и женский вокал часто вызывают разную реакцию у одной и той же акустики. Здесь было полное равенство полов, фокус сохранял абсолютную чёткость независимо от того, что было надето на исполнителе в момент записи — фрак или концертное платье.

На фонограммах с подчёркнутой макродинамикой, например удар в колокол, усилителю, как показалось, едва заметно не хватает скорости. Запись разрывов фейерверка звучит скорее музыкально, чем технично. Делаем для себя вывод, что усилитель в большей мере ориентирован на музыкальность, нежели на передачу мощных спецэффектов. На бессмертной композиции «Money» очень внушительно передаётся удар барабанов, роковые (то есть предназначенные для рок-музыки) тарелки предельно реалистичны. Но гитаре на нижней середине недостаёт свободы для самовыражения. Пробуем заменить медный межблочник серебряным. Середина определённо стала звучать свободнее, но на верхах появилась избыточная информация, как через увеличительное стекло. Понятно: с широкополосными пищалками серебряные кабели не всегда согласуются наилучшим образом. Компромиссный вариант: межблочник из посеребренной бескислородной меди. Верх ощутимо мягче, но и середина, похоже, чуть менее яркая, чем с «серебром». Останавливаемся на этом варианте.

Женский вокал [3] весьма детален и музыкален, хотя и грешит иногда избыточной аналитичностью. Микродинамика замечательная, те вокальные паузы, которые слышны на любой акустике, здесь проявлены настолько чётко, что, кажется, зазвенит в ушах. Отчётливо слышны и «микропаузы» нюансировки, которые занимают ничтожные доли секунды.

В общем, отличие очень хорошей акустики от просто хорошей не в том, что она звучит «лучше», а в том, что она предоставляет гораздо больше возможностей тонкой подстройки её музыкального почерка.

Для работы с фронтами выходная мощность усилителя на любом уровне громкости обеспечит запас по перегрузке. Выходная мощность на 2 Ом не столь высокая, как можно было ожидать — в действительности она ограничивается схемой защиты по току. Нелинейные искажения, что называется, на грани (но не за ней). Переходное затухание высокое, и это несмотря на многочисленные коммутаторы каналов. Ну что же, значит, слово такое знают. Скорость нарастания оказалась не самой высокой даже по меркам нашей отрасли. А вот к характеру нагрузки Audison безразличен совершенно. При подключении параллельно нагрузке ёмкости (0,47 мкФ) лишь немного снижается ток потребления, а изменения в выходном сигнале не удаётся обнаружить, даже когда точно знаешь, что они должны быть.

 

 

 

Верхняя группа кривых на первом графике соответствует «обычному» (FR) режиму, когда фильтр ВЧ F1 (или F4, без разницы) и фильтр НЧ F3 работают на разные каналы. Диапазон перестройки ФВЧ 45 — 460 — 4900 Гц, ФНЧ — 50 — 500 — 5100 Гц. Графики, соответствующие верхнему пределу без множителя и нижнему пределу с включённым множителем «х10», здесь и дальше практически совпадают. Зелёные кривые (для наглядности они опущены вниз) соответствуют многоканальному (MC) режиму работы, когда фильтры F2 и F3 образуют полосовой фильтр («бандпасс»). На втором графике отдельно показан набор характеристик фильтра F3 в режиме FR при выборе крутизны спада 12 или 24 дБ/окт. Если частоту среза для «крутого» фильтра отсчитывать по уровню -6 дБ, то их значения практически совпадут с таковыми для фильтров 2-го порядка.

На третьем графике для иллюстрации показаны частотные характеристики фильтров, соответствующие найденной нами оптимальной настройке. Обратите внимание на различие в усилении по полосам.

Благодаря использованию неодимового магнита у мидбаса весьма серьёзный силовой фактор 5,42 Тл м, ну, и чувствительность соответствующая. Чувствительность пищалки значительно выше, в кроссоверах твитеры специально «осаживают» с помощью неотключаемого резистора. Показатели нелинейных искажений не вызывают ни малейшего повода для нареканий. Кстати, в ходе измерений было замечено, что благодаря редкому сочетанию свойств материала Sandwich W частотная зависимость искажений имеет очень пологий ход, свободный от привычных пиков и провалов в духе лунного рельефа.

 

 

 

Импедансная характеристика твитера TBe позволяет сделать вывод, что авторы разработки обошлись без привычной ферромагнитной жидкости в зазоре, решив задачу отвода тепла другими способами. АЧХ мидбаса в чистом виде (второй график), действительно, имеет ровный характер, эффекты, связанные с переходом в модальный режим, минимальны. Твитер, как выяснилось, обладает мощным резонансом на частоте 4 кГц, то, что мы не видели ничего подобного в тесте Kit №7, означает, что пассивный кроссовер из того набора успешно этот пик купирует.

На следующем графике вы можете увидеть, что с помощью фильтра ВЧ неравномерность АЧХ твитера удалось заметно уменьшить, после чего суммарная частотная характеристика в диапазоне 90 — 22000 Гц уложилась в «трубку» +3/-2 дБ. Думается, если бы частоту среза того и другого фильтра можно было немного повысить, неравномерность была бы ещё меньше. Впрочем, и так получилось дай бог каждому. На последнем графике показаны частотные характеристики системы по оси излучения и под углом 30 и 50 градусов. Как говорится, без замечаний.

Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", июнь 2007 г. www.avtozvuk.com

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий