Hertz

Hertz

Торговая марка Hertz была основана в 1998 году, когда стало понятно, что усилители Audison должны зазвучать именно так, как того хотели их создатели. Для руководства проектом по созданию акустических систем Elettromedia пригласила гениального инженера Риккардо Аббателли (Riccardo Abbatelli), который за несколько лет сделал Hertz мировым лидером на рынке акустических систем.

Подробнее о бренде HertzОбзоры товаров под маркой Hertz (44)Официальный сайт Hertz
www.hertz-audio.ru
Аудиомания — официальный дилер Hertz

Hertz Mille MLK 2. Штука. Журнал "Автозвук"

Главная же особенность акустики: сохраняется музыкальная собранность даже при исполнении сложных произведений, а следовательно, такой звук не должен оставить равнодушным. Если, конечно, вы неравнодушны к самой музыке.

Компонентная акустика Hertz Mille MLK 2

ШТУКА.

Люди из концерна Elettromedia, назвав верхнюю линейку своей акустики Mille, способствовали восстановлению языкового равновесия у себя в стране. Начало выпуска Hertz Mille примерно (в исторической перспективе) совпало с переходом Италии на евро.

Для жителей Аппенин было куда более сильным потрясением, чем для французов или германцев, потому что те до перехода на единую валюту считали на франки и марки. А итальянцы - исключительно на тысячи. Которые по-итальянски и называются mille. Представляете, как резко упала частота употребления этого числительного в быту? Прежде тысячами оперировал любой голодранец, а теперь - только благополучный гражданин республики. Напрягитесь, и вы вспомните, у нас такое было, правда не очень долго. Когда, что ни возьми, цена оказывалась в тысячах. Как тогда говорили (намного чаще, чем сейчас) - в штуках...

 

Не спрашивайте в аптеках города

Ни сейчас, когда пишутся эти строки, ни в момент выхода журнала этой акустики не будет ни на прилавках, ни под ними. То, что вы видите на снимках, - единственный в России комплект, привезенный одним из авторов (догадайтесь, каким) с пресс-конвенции в Женеве, где разработчики представляли свои новые модели прогрессивной специализированной прессе. Даже эксклюзивный дистрибьютор Hertz в России увидит эту акустику «живьём» только в августе, когда прибудет первая партия, или пораньше, если приедет к нам в редакцию. И не думайте, что вся прогрессивная пресса уехала с образцами новинки - вывоз контрабандой этого экземпляра в Россию был заранее спланирован путём взаимной переписки. Потому что тот же соавтор уже видел новые Mille на выставке в Зинцхайме, не по-детски пропёрся от уровня разработки и смелости новаций, и душа рвалась поскорее узнать, что за «штуку» выдумали на этот раз итальянцы. Кое-что, впрочем, уже было известно, причём из первоисточника - от главного разработчика акустики Hertz.

Синьор Попович и его хитрости

Главного зовут Риккардо Аббателли. Живи он в России (а кстати, хорошо бы. Нам, конечно, а не ему...), фамилию непременно перевели бы на русский, и получилось бы Попович. Будь он Аббати - стал бы Поповым, а так - Попович, вроде логично. В изобретательности он нашему, былинному Поповичу не уступит ничем, но не в пример более трудолюбив. Задумывая новые Mille, синьор Попович решительно не пожелал экономить собственные силы и ни одно традиционное, отработанное решение не принимал за данность. То есть как разработчик оттянулся по полной, благо финансовые службы, видимо, разрешили.

Вот, например, конструкция мидбасовой головки. Риккардо показывал ранние прототипы, во многом схожие с другой акустикой Hertz, но очень непохожие друг на друга. Поиск долгое время шёл вокруг освоенной фирмой схемы с центральной фазовыравнивающей «пулей», то закреплённой на керне магнитной системы, то движущейся вместе с диффузором, изготовленным на этапе ранней проработки из самых разных материалов. Всё потом пошло если не в корзину, то на более простые и традиционно устроенные модели и серии. В итоге опытов Риккардо пришёл к решению, концептуально противоположному схеме с «пулей». Это стало называться «V-Cone» (по-итальянски произносится «ву-коне», звучит смешно). Криволинейные образующие диффузора не обрываются там, где диффузор соединяется со звуковой катушкой, а доходят до центра, образуя в поперечном сечении даже не «ву», а эдакую «галочку». И механические, и акустические свойства такого принципиально монолитного и бесшовного диффузора оказались совершенно иными по сравнению с традиционным, в частности, будучи предоставлен сам себе (то есть без ФНЧ кроссовера), 6-дюймовый носитель «ву-коне» ML 1600 по оси излучает без спада АЧХ до 8 кГц. На практике это означает, во-первых, существенно большую, чем обычно, свободу в выборе частоты раздела полос, а во-вторых, при любом её выборе в традиционной частотной области - максимально корректную в фазовом отношении совместную работу головок и фильтров. Известно по трудам больших учёных, что условием такой работы является ровная АЧХ компонентов как минимум в пределах октавы от частоты раздела.

Дальше. Неодимовые магниты, по мнению Риккардо (и не его одного), это хорошо. Это малая масса, бешеная индукция, куда большая свобода в компоновке магнитной системы. Ею разработчики обычно пользуются по максимуму, немедленно загоняя магнит внутрь звуковой катушки, где можно сэкономить на размерах магнита, памятуя о дороговизне сырья, а вот этого Риккардо не любит. Поэтому у Mille магнитная система обычной компоновки, с кольцевым магнитом снаружи звуковой катушки и цилиндрическим магнитопроводом внутри. Обычной компоновки, но далеко не обычной конструкции. Центральный магнитопровод, в очевидной гармонии с «цельноконическим» диффузором, сделан с глубокой конической же выемкой на передней части. В результате этого, а также очень малой высоты кольцевого магнита (всего около 6 мм) достигается максимально равномерная концентрация поля в области зазора. Это одна из мер, направленных на повышение линейности привода. Другая - очень необычная форма гофра, а ведь это, как мы все тут знаем, второй после магнитной системы источник нелинейности. Гофр сделан в виде двух полуволн, развёрнутых в разные стороны, на картинке видно, что имеется в виду.

Всё? Да что вы... По мнению конструктора, одной из самых больших проблем, выражающихся в итоге в неудовлетворительном звучании акустики, является изменение индуктивности звуковой катушки в ходе её перемещения вдоль оси магнитной системы. С этим Риккардо стал бороться с необыкновенной решительностью (и, как мы позже выяснили, с необыкновенными результатами). Весь центральный магнитопровод загнан в медный рукав, это - короткозамкнутый виток, резко снижающий индуктивную реакцию звуковой катушки, а раз так - то и её изменения в такт колебаниям диффузора.

По совместительству центральная часть «ву-коне» вместе с «ответной частью» в виде выемки на центральном керне работают более эффективным, нежели обычно, насосом, прокачивающим охлаждающий звуковую катушку воздух и через центральное отверстие, и через боковые окна вентиляции.

Остальное, что мы обычно отмечаем в конструкции мидбасовых головок, здесь можно оставить и без патетического упоминания, просто потому что качество изготовления всего лишь гармонизировано с великолепной конструкцией. Ещё Оскар Уайльд (а не Черчилль, как написали на рекламных щитах в Москве пиарщики с восьмилеткой «почти без троек») говорил о своих простых вкусах: «Довольствоваться самым лучшим».

 

Пищалки. Хитрости продолжаются

Да даже и просто так они бы уже впечатлили: всё из металла, включая защитные дуги, крепление гайкой, солидол, одним словом. Но это лишь экстерьер. Внутри интереснее. В ML 280 наш Попович предпринял попытку сделать пищалку управляемой и преуспел. В купольных ВЧ-головках простейшей (и наиболее распространённой) конструкции воздух, находящийся под куполом, бьётся внутри корпуса при колебании мембраны. В ML 280 ему предоставлена возможность покинуть «подкупольное пространство» по восьми осевым каналам, но далеко уйти ему не дают: сзади колеблющийся поток встречает тыловая акустическая камера со звукопоглощающими дисками, где всё, что прежде двигалось и колебалось, тормозится и затухает. Метод известный, только вот к ML 280 таких камер даётся две, маленькая и большая. Цилиндрические камеры навинчиваются на алюминиевый корпус пищалки сзади по всем правилам сантехнического искусства, с кольцевыми резиновыми прокладками, по объёму они различаются примерно раз в пять, но самое интересное - на донышке каждой написано, какая будет с этой камерой у пищалки резонансная частота. В объёмистой и исключительно качественно составленной сопроводительной документации приводятся и значения полной добротности пищалок, которые при этом получаются. Причём не говорится, что, мол, с этой камерой пищалка будет звучать вот так («ля-ля-ля») а с этой - вот так («тра-та-та»). Вместо этого говорится: будут звучать по-разному, вы не ленитесь, а попробуйте так и эдак.

Что там у нас осталось? Кроссоверы? Ну, тут ничего нового не придумаешь...

Кроссоверы. Хитростям нет конца

Которые не придумают, а которые - придумают, да ещё как. То, что штатный кроссовер ML CX 2, входящий в комплект, статью своей посрамит усилитель средней ценовой категории, - это, опять-таки, «по одёжке». Ума же им не занимать. Первое (нет, уже второе, первое - корпуса), что бросается в глаза, - намотанная литцендратом катушка главного фильтра НЧ. Следующее - конденсаторы повышенной серьёзности. А затем - неведомые компоненты с фирменным логотипом на макушках. Это - эксклюзив фирмы: металлооксидные резисторы повышенной мощности. По мнению уже знаете кого, такие резисторы - лучшие для сверхтренированного аудиофильского слуха, а широко распространённые проволочные в керамических корпусах «с засыпкой» - наихудшие. Но мощность рассеяния у стандартных MOX - два ватта максимум, не для кроссоверов. Тогда решили из серийных резисторов сделать свои, специальные. Три последовательно соединённых двухваттных резюка помещены в общий алюминиевый корпус-теплоотвод, в результате чего допустимая для связки мощность возрастает с 6 Вт до 20 - уже то что нужно.

Впрочем, и это в известном смысле - косметика по сравнению со схемотехникой кроссовера. Основа - классическая комбинация двух фильтров второго порядка, но поверх основы надстроены совершенно уникальные функции.

Риккардо (он у нас сегодня весь вечер на арене, но это сам виноват, много напридумывал и мало скрывал) решил попробовать совместить классический аналоговый тракт с возможностью (желательной на грани обязательности) временной коррекции по каналам. Как, спросите вы? А так: новое - хорошо забытое старое. Известны так называемые «всепропускающие фильтры», не влияющие на АЧХ проходящего через них сигнала, но влияющие на его фазу. На этом и основана часть кроссовера, названная TAD (Time Alignment Device). Без цифровых преобразований, на выходе аналогового тракта, она позволяет виртуально смещать один из кажущихся источников звука на 25 - 30 см.

Другая хитрость - схема компенсации завала на верхних частотах при снижении общего уровня сигнала на пищалке, это уже в зависимости от индивидуальных особенностей салона, точнее - его звукопоглощающих способностей.

Для управления всеми хитростями служат неимоверно многочисленные перемычки, которые используются для подобных целей далеко не впервые в практике car audio, но впервые сделаны по-настоящему удобными: как к одиночным вставкам, так и к сблокированным по две приделаны маленькие пластмассовые рукоятки - удивительно, как никто прежде об этом не подумал.

Хитрости звучания

Прослушивание проводили с установленными на пищалках «большими» камерами, интуитивно, а вернее, на основе аналогии с домашними компонентами, - решили, что так будет лучше. Наиболее естественный верх достигается в одном из двух средних положений аттенюатора. Когда полярность пищалок «правильная», звучание духовых ярче, но появляется избыточность по верху, и аттенюатор лучше переключить в нижнее (третье сверху) положение. При реверсном включении твитеров звук более породистый, а аттенюатор лучше передвинуть на ступеньку выше. Одним из предварительных тестов служит вступительный текст на диске А. Парсонса (Alan Parsons Telarc Sampler). Дикция великого звукорежиссёра далека от идеала (а кто совершенен, назовите, мы ждём?), и если акустика естественно передаёт его интонации и сохраняет внятность изложения, то это уже немало. Этот тест «Штука» выдержала с честью, даже позволила без труда отследить микроинтонации говорящего. Вообще, в мужских голосах всё было предельно на своих местах, да и женский вокал звучал реалистично, хотя некоторые голосовые ноты (средне-высокие) показались немного подчёркнутыми. Рояль на редкость чётко сфокусирован в пространстве и динамичен, правда басовые ноты ему не очень удаются. Контрабас отступает в глубь звуковой сцены. Бас не изобильный, но очень прозрачный и рельефный. Флейты приземлены, но не в ущерб достоверности. Микродинамика осанистая - в соло саксофона отчётливо слышен перестук клапанов, но не громче обычного и без тени плебейской настойчивости «смотрите, как я умею». Верх чистый, детальный, придраться трудно, хотя всегда из вредности хочется и часто получается, а вот здесь - трудно.

Звуковая сцена чёткая, но расстановка инструментов слегка меняется даже при незначительном развороте мидбасов, не говоря уже о включении в одном из каналов схемы задержки. TAD проявляет себя не так, как мы привыкли видеть в цифровых устройствах, сцена не «едет» в сторону одного из каналов, не сужается и не расплывается, но заметно деформируется. Это значит, появляются дополнительные возможности настройки, но настройка будет непростой.

Главная же особенность акустики: сохраняется музыкальная собранность даже при исполнении сложных произведений, а следовательно, такой звук не должен оставить равнодушным. Если, конечно, вы неравнодушны к самой музыке.

 

 

Импедансные кривые компонентов. У мидбаса кривая невиданная: выше области номинального импеданса (300 - 400 Гц) кривая обычно идёт круто вверх, отражая индуктивность звуковой катушки, а здесь поднимается едва-едва, то есть это уникальный случай почти безындуктивного мидбаса.

А вот что творится с «управляемой» пищалкой. При отвинченной совсем акустической камере (режим нештатный, для общего образования) кривая становится как у фазоинвертора - так действуют ничем не демпфированные каналы позади купола. При установке малой камеры резонанс встаёт на 1100 Гц, а полная добротность довольно высока, главным образом за счёт механической составляющей. С большой камерой Fs уходит на 200 Гц ниже, а пик резонанса задавливается акустическим демпфированием.

 

АЧХ по звуковому давлению отдельных компонентов, включённых как положено, через кроссовер. В силу малой индуктивности звуковой катушки мидбаса даже простой ФНЧ 2-го порядка без компенсации цепью Цобеля (мы проверяли) даёт чёткое, как в учебнике, деление по полосам, крутизна спада АЧХ у НЧ-головки возрастает лишь выше 7 - 8 кГц, где начинается естественный спад отдачи. Ожидаемо, хотя на первый взгляд не очень драматично, меняется АЧХ пищалки при разных настройках акустической камеры. В варианте с малой камерой (МК) показаны два крайних положения аттенюатора, для нижнего включена цепь коррекции HFC (зелёная кривая). Здесь всё ясно без слов.

Сомнений, что Hertz для акустики такого уровня приведёт полный набор параметров Тиля - Смолла, не было, но результат их традиционной проверки в лаборатории нас почти напугал - никогда ещё столь прецизионного совпадения у нас не получалось, отчасти поэтому (чтобы похвалиться) мы приводим значение Qts для пищалки, чего обычно не делаем. А отчасти - чтобы показать, насколько могут измениться параметры ВЧ-излучателя от изменения объёма тыловой камеры.

Интересно, что у мидбасовой головки нетипично низкая добротность, что, как нам стало известно ещё до испытаний, было сознательным решением конструктора. Риккардо говорил, что изготовил несколько прототипов мидбасов с разными значениями Qts и с каждой парой подолгу ездил в машине. Причём - без сабвуфера, чтобы не смазывать картину. И пришёл к выводу: лучше отдать уровень баса, но выиграть в его точности, которая, разумеется, выше у сильно демпфированной головки.

Чувствительность у акустики получилась весьма неплохой, при этом отметим, что ухищрения по снижению нелинейных искажений не просто не оказались напрасными, а дали великолепный результат.

 

И наконец, итог: общая АЧХ. В области нижних частот кривая начинает уходить вниз рано, но делает это медленно, как и положено при столь низком значении Qts. Формально АЧХ здесь выходит за пределы допуска -3 дБ уже на отметке 95 Гц, но вы можете прекрасно видеть, что она уходит, а не грохается, а это - большая разница. Зато от 125 Гц и до самой верхней границы АЧХ не выходит за коридор ±2,5 дБ, а это сделает честь любой акустике, для дома или для автомобиля. Любопытно (на наш взгляд), что относительно небольшая разница в АЧХ пищалки с большой и малой камерой выливается в значительные изменения суммарной АЧХ. Это любопытно, но не удивительно: сложение звуковых давлений компонентов происходит не арифметически, а с учётом относительной фазы, а её на АЧХ компонентов не видно.

Общий импеданс системы - образец примерного поведения, без провалов и прочих неожиданностей. Мы, впрочем, другого и не ожидали...

Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", июль 2005 г. www.avtozvuk.com

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий