Hertz

Hertz

Торговая марка Hertz была основана в 1998 году, когда стало понятно, что усилители Audison должны зазвучать именно так, как того хотели их создатели. Для руководства проектом по созданию акустических систем Elettromedia пригласила гениального инженера Риккардо Аббателли (Riccardo Abbatelli), который за несколько лет сделал Hertz мировым лидером на рынке акустических систем.

Подробнее о бренде HertzОбзоры товаров под маркой Hertz (44)Официальный сайт Hertz
www.hertz-audio.ru
Аудиомания — официальный дилер Hertz

Hertz Mille ML 2500.1. Совершенно. Понятно. Журнал "Автозвук"

«Суперконический» диффузор приобрёл исключительную жёсткость и устойчивость к паразитным деформациям, а главное - с его помощью удалось создать не имеющую аналогов систему охлаждения звуковой катушки.

 

Автомобильный сабвуфер Hertz Mille ML 2500.1

Совершенно. Понятно.

Пригляжу, чтобы при вёрстке и корректуре не выбросили точку между словами заголовка. Без точки это будет всего лишь любимый риторический оборот одного из лидеров правых сил в России. С точкой - другое дело...

Когда хорошо нам известная фирма Hertz на рубеже третьего тысячелетия вывела на рынок акустику серии Mille, серии, как таковой, ещё не было. Была лишь двухполосная акустика Mille MLK2. Примерно через год твитер и 165-миллиметровый мидбас дополнили ленточным среднечастотником, и появилась трёхполосная система MLK3, конечно, с новым кроссовером. Как двух-, так и трёхполосная системы были достойны отдельного подробного рассказа (с которыми наши дисциплинированные читатели своевременно ознакомились в №12/2005 и №9/2006, а кто прогулял, могут наверстать в режиме он-лайн). Упоминание об этом здесь вовсе не для красного словца, а с вполне ясной целью технологического свойства.

Имя собственное Mille стало обозначением серии, когда несколько лет назад компонентная акустика была дополнена сабвуферами четырёх типоразмеров: 25, 30, 38 и 54 см. (В знак уважения к разработкам итальянских мастеров решено было обойтись сегодня без дюймовых мер.) По многим позициям небезынтересные были головки - с фиксированной центральной частью и дополнительной центрирующей шайбой между диффузором и неподвижным центром. Кстати, обратите внимание, в состав серии сабвуферов входили и головки чисто эстрадного типоразмера 54 см. Но к нам они в своё время так и не попали, как не попали они и в Россию.

Динамики вновь разработанной серии, во-первых, здесь уже есть, а во-вторых, конструктивно ничего общего с прежними Mille не имеют. Зато имеют кое-что общее с уже упомянутой компонентной акустикой Mille, вернее - с мидбасовой головкой ML1600. Впрочем, об этом - в положенное время, знакомство с конструкцией динамика, как всегда, идёт в направлении «снаружи внутрь».

Снаружи у любой динамической головки - корзина. То, что мы видим здесь, мало похоже на деталь, которую обычно обозначают этим словом (и тем более - на плетёный из ивовых прутьев прототип). Как выражались редакционные остряки, кому попадался на глаза ML 2500: «Вещь инженерной системы...»

К верхней, самой крупной литой детали «корзины инженерной системы» приклеен подвес диффузора из вспененного полиуретана шириной 30 мм. Отмечу попутно, что профиль подвеса имеет полуэллиптическое сечение, что должно обеспечить увеличенный ход диффузора при той же его ширине. К нижней составляющей диффузородержателя крепится (снизу) магнитная система, и обе детали корпуса соединены пятью стяжками, каждая из которых закрыта серебристым кожухом с надписью «Hertz». Вся магнитная система забрана в серый резиновый чехол, который не только предохраняет от попадания внутрь посторонних частиц, но и исключает передачу вибраций от подвижной системы на внешний корпус, а от него - на ящик акустического оформления. Фактически все составляющие сабвуфера заключены внутрь прочного и, надо отметить, исключительно стильно, просто эстетически эталонно сделанного панциря.

Нижняя «шайба» магнитной системы в действительности никакая не шайба, а мощная конструкция, выполненная заодно с центральным магнитопроводом и выступающая вниз от магнита более чем на 20 мм. С нижнего торца магнитопровода можно увидеть скромное для 64-миллиметровой звуковой катушки осевое отверстие и вокруг него - ещё восемь отверстий по окружности катушки. Подобные вентиляционные каналы нам уже встречались, но в данном случае всё не так просто, роль этих отверстий проясняется окончательно только в контексте... формы диффузора.

 

Диффузор имеет форму в сечении, обозначаемую в материалах фирмы специальным символом V-Cone (по-итальянски - «Вуконе»). Почему - можно, наверное, не объяснять: V, как ни назови, обладает формой, и именно этой формой наделён профиль диффузора. Это нововведение, по тенденции прямо противоположное расхожему направлению, приданию диффузору (вместе с центральным колпаком) профиля, приближающегося к плоскости - предмет закономерной гордости автора разработки, знакомого нам про прошлым подвигам Риккардо Аббателли. «Вуконе», применённый им в мидбасовых головках, позволил получить уникальную для головки такого калибра характеристику направленности. Совершенно понятно, что изобретательный итальянец хотел использовать придуманное им по полной, вот только не ясно, зачем диффузор столь редкой формы появился у сабвуфера его же разработки? Уж здесь-то улучшение диаграммы направленности выше 5 кГц никакого значения не имеет: сабвуфер и не знает, что существуют такие частоты, для него вселенная перестаёт существовать на частоте в пятьдесят раз ниже. Оказывается, однако, что автор «Вуконе» нашёл для его формы другое применение. Форма та же, а назначение - совсем иное. Нет, надо всё-таки заманить Риккардо к нам, перекрестить из Аббателли в Поповича и стать с его помощью мировой сабвуферной державой, а то каждый рубль керосином пропах, сколько можно...

Ну, это прожекты, а пока имеем вот что: «суперконический» диффузор, так же как и в мидбасовом варианте, приобрёл исключительную жёсткость и устойчивость к паразитным деформациям, а главное - с его помощью удалось создать не имеющую аналогов систему охлаждения звуковой катушки. Посмотрите на схемы, любезно доставленные из офиса Elettromedia. С помощью конической вершины диффузора, при большой амплитуде колебаний подходящей близко к конической выемке на центральном керне магнитопровода, впервые в истории сабвуферостроения удалось создать вокруг звуковой катушки не осевой, а организованный радиальный поток воздуха, струи которого бьют в каркас катушки изнутри, а с атмосферой всё это дело сообщается через уже замеченные нами отверстия по периферии.

Конструктивно диффузор выполнен литым из полипропилена с минеральным наполнителем, с многочисленными особенностями, направленными на увеличение жёсткости. Среди них - кольцо по окружности стыка с гофром, ступенчатое утолщение профиля и радиальные рёбра жёсткости ближе к центру. Декоративное пластиковое кольцо закрывает основной крепёж и может быть с равным успехом установлено на обод корпуса как сверху, так и снизу. Второй вариант - на случай монтажа сабвуфера «вверх дном», такой способ, как станет ясно чуть позже, может оказаться основным. Специальной конструкции винтовые зажимы с наклонными каналами примут кабель до 5 мм в диаметре. От зажимов к катушке провода проложены, конечно же, по третьему способу: они заделаны в центрирующую шайбу, но даже это синьор Попович счёл недостаточным для сабвуфера, которому он, похоже, собирался придать наивысшую надёжность в истории отрасли. Провода на выходе из центрирующей шайбы заделаны в мощные наконечники, как они могут оказаться повреждены в процессе эксплуатации - совершенно непонятно. Скорее всего - никак. Всё остальное - понятно. И понятно, что - совершенно...

 

Расчёт дал значение силового фактора 13,7 Тл м. Это по-любому немало. Но масса подвижной системы тоже о-го-го: 163 грамма - неспроста, понимаете ли, V-Cone показался таким жёстким. Результат вполне предсказуем: опорная чувствительность невысокая. Но, как очень любят писать в мануалах, «показатель чувствительности не отражает реальное качество сабвуфера». Точнее, конечно, отражает, но с учётом возможного акустического усиления. При достаточно низком EBP у нас есть все основания для здорового оптимизма в этом плане. Но это мы посмотрим чуть позже. А пока отметим, что измеренные нелинейные искажения оказались не столь низкими, как хотелось бы. Ситуация, впрочем, типичная: подвесы, обеспечивающие сверхдлинный ход диффузора, как правило, линейностью не отличаются.

Изготовители Mille вполне осознанно дали экстремальные рекомендации по применению головки. Точнее - выглядящие экстремальными. Объём ЗЯ - от 5.8 до 9,3 л. Это «десятка», вспомните! Проверяем хозяйские цифры - и что? А всё верно: 9 л дают идеально ровную АЧХ, урезав объём до неприличных 5,8 л, теряем децибела три в отдаче и слегка кривим бескомпромиссную до сей поры характеристику. Оба рекомендованных ФИ (тоже крайне миниатюрных для такого калибра головки) - остро эспиэльные, а такой возвышенный динамик для грубой драки - как-то, знаете, не того...

Мы (по измеренным, несколько разошедшимся параметрам) выработали такие рекомендации: оптимальный ЗЯ - 7 л, повысить отдачу можно путём увеличения объёма аж до 14 л, выше выигрыш почти исчезает. В объёме 14 л можно устроить довольно музыкальный ФИ, но тоннель будет нужен очень длинный, чуть ли не метр при минимальном для такой головки диаметре 7 см.

И ещё: крошечные объёмы потребного оформления состоят в контрасте с объёмом собственно динамика, а это - 2,2 л. При конструировании ящика этот объём важно не забыть добавить к расчётному, а вообще разумнее будет ставить Mille «наружу мясом», при его внешности это выгодно со всех сторон.

 

 

Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", май 2007 г. www.avtozvuk.com

Этот обзор прочитали 5 340 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий