Audison

Audison

Название Audison родилось из удачного синтеза двух латинских слов "AUDio", что означает "слышать", и "SONus", то есть "звук". Получилось очень лаконично и информативно. Ключевая фигура в инженерных достижениях Audison - Эмидио Ваньони. Он - движущая сила и непосредственный вдохновитель и участник всех разработок в электронной части.

Подробнее о бренде AudisonОбзоры товаров под маркой Audison (8)Официальный сайт Audison
www.audison.ru
Аудиомания — официальный дилер Audison

Audison SRx 3.1. Синяя изоляция. Журнал "Автозвук"

Выходная мощность именно такая, какую мы считаем нормой для современных усилителей достаточно высокого класса. Набор измеренных технических характеристик каналов Front не оставляет повода для комментариев — здесь всё честно и серьёзно.

 

Автомобильный усилитель Audison SRx 3.1

Едва ли кто-то не обратил внимания: у бойцов в «горячих точках» в автомат всегда вставлены два рожка, смотанные синей изоляционной лентой. Задавали себе вопрос: если так лучше (ну, понятно, что лучше: отстрелял рожок, перевернул, вставил — и держись, международные террористы, мать вашу!), то почему ижевский (или шанхайский) завод сразу так не делает, без синей изоляции? У нас наготове ответа нет. Как нет ответа и на другой вопрос. Как известно, самая распространённая (и самая полезная) схема автомобильной аудиоустановки — фронт, где бушует стереофония, и одинокий сабвуфер, исправно трудящийся в узкой полосе частот, не претендуя на объём и перспективу звуковой сцены. Известно также, что чаще всего для усиления сигнала в такой системе служит четырёхканальный усилитель, два канала которого, отведенные для сабвуфера, превращаются в один. Раз за разом превращаются, и никто их синей изоляцией не примотает друг к другу. Вот одни примотали. В линейке наиболее доступных усилителей Audison SRx появилась модель, где каналов три от рождения, а не после установки в систему.

Усилитель Audison SRx 3 известен по меркам нашей отрасли давно. В 2003 году он стал лауреатом EISA, стало быть, продажи его начались за несколько месяцев до этого, где-то к концу 2002-го. Фирменный синий цвет, итальянская компоновка (а какая ещё?), когда все настройки и соединения выведены на одну длинную сторону корпуса. Позвольте-позвольте, а это тогда что? Куда подевалась синева? Где знаменитая синяя изоляция, я вас спрашиваю? Ушла в историю...

То, что перед вами, отчасти носит имя SRx 3.1. Я не случайно сказал «отчасти»: оба обозначения как будто равноправны. На упаковке написано «SRx 3», но сбоку есть наклейка, где фигурирует «SRx 3.1», шильдик на корпусе аппарата блестящими буквами сообщает: «SRx 3», а наклейка скромно информирует, что модель называется SRx 3.1.

Мне лично модернизированный индекс не очень нравится: в мультимедийной технике у точки особая роль, она отделяет содержательные каналы от басового (только без обид со стороны басового). Обозначение 3.1 по аналогии с 5.1 вызывает ассоциации с усилителями для домашнего театра. За примерами не надо будет даже выходить за ворота фирмы, разве что переместиться с одного производства, где собираются усилители SRx, на другое, где рождаются усилители из старших линеек. Помните усилитель LRx 3.1 MT (№7 за этот год)? Вот он точно театральный, и в нём три «сателлитных» канала и канал сабвуфера. А в SRx 3 каналов всего три, ровно столько, сколько большинству и надо. Опасаться путаницы, впрочем, не стоит: исторически первые SRx нынче можно прикупить только по объявлению.

Усилители из новой серии по-прежнему имеют литые корпуса, но окрашены они в серый цвет, который в целом и в среднем лучше вписывается в интерьер. Крышка из пассивированного алюминия закрывает все входы/выходы, как и доступ к регулировкам. Крышку нетрудно и снять, что делает подключение и настройку особенно удобными. Но, вероятно, было бы надёжнее, если бы крышку надо было не просто поворачивать на петлях, а перед этим что-нибудь отвернуть.

Номинал плавкой вставки у SRx 3 составляет 40 А — это немало, но для усилителя с сабвуферным каналом и не очень много. И тут, наверное, можно уже открыть секрет: усилитель сабвуферного канала построен по схеме класса D, так что даже при серьёзной мощности его потребление будет снижено. Собственно, вот это — вторая сторона сознательного отношения к вопросу «канальности»: раз фронт + сабвуфер, можно АВ + D. Четырёхканальников с двумя обычными и двумя импульсными каналами мы что-то не встречали, да и «мостить» класс D — не совсем тривиальная затея.

Все три канала рассчитаны на работу с минимальной нагрузкой 2 Ом. Зажимы питания готовы принять кабель диаметром до 7 мм. Выходные зажимы лепесткового типа — они меньше деформируют сравнительно тонкий акустический кабель, а значит, в условиях вибрации обеспечивают более высокую долговечность. Они теоретически могут принять кабель до 16 квадратов (таково сечение входного окна). В частности, саб без проблем подключается проводом 10 AWG. У сабвуферного канала две пары выходов и два входных гнезда для удобства коммутации.

Есть входы высокого уровня. Усилитель может работать как с четырьмя, так и с двумя входами. Во втором случае гнёзда входа Sub становятся линейными выходами. Такой подход позволяет отвести сигнал, скажем, на усилитель тыловой акустики, если в головном устройстве лишь одна пара выходов (или если работают входы высокого уровня). Можно подключить дистанционный регулятор громкости сабвуферного канала (если заранее позаботиться о его приобретении). Интересно реализован буст. Он вроде бы ступенчатый, но ступеньки очень гуманные: +2 и +4 дБ. Фильтры отключаемые: ФВЧ в каналах Front и ФНЧ в канале Sub (24 дБ/окт.). Диапазон перестройки частоты среза одинаковый: от 50 до 220 Гц.

Для прослушивания мы приготовили комплект акустики, состоящий из домашних громкоговорителей Monitor Audio Gold 20, известных своей нейтральностью звучания и достойной динамикой подачи материала, и автомобильного сабвуфера — головка 300 мм и закрытый ящик. Почему ЗЯ, надеюсь, понятно: у сабвуферов в ящике с фазоинвертором переходные характеристики, как правило, хуже. Звуковой материал частично традиционный:

1. Silence Technology Test Disc. Audio Div., Matsushita, 1990.
2. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
3. Alan Parsons, «Telarc Sampler». Telarc, 1997.

К этому комплекту мы добавили ещё два диска:
4. Celentano, «Arrivano Gli Uomini», Clan, 1991, RTI12022.
5. «Японские барабаны» (название на японском), Victor, 2005, VZCG-526.

...Сабвуфер уже внесён в комнату для прослушивания, но пусть он пока постоит в сторонке, разберёмся с более тонкими вещами. Каналы Front во всю полосу. Ставим диск [2], конечно, «Money», для экспресс-анализа самое то. Общая динамика, надо сказать, хорошо сбалансирована. Контроль баса, впрочем, не стопроцентный, но никто ведь и не обещал. Солирующий сакс на самых громких пассажах расплывается в «кляксу». Акустической гитаре Челентано [4] не хватает рывка. В соло на ударных из [3] бочка контролируется усилителем далеко не идеально, но барабаны звучат отчётливо. Запись фейерверка (трек 13, [1]), атака разрывов по большей части проходит, пока они не становятся слишком быстрыми, здесь динамики усилителя не хватает.

Подключаем сабвуфер... (За многоточием скрывается не быстрый, но и не слишком интересный процесс настройки. Окончательная частота среза примерно 70 Гц у сабвуфера и 75 Гц — у фронтов.) С приходом сабвуфера картина изменилась очень заметно. Канал Sub делает с басовым динамиком всё, что хочет. Правда, как выяснилось, сам сабвуфер склонен к гудению, усилитель может только усугубить сей эффект, но не скорректировать. Этот усилитель не усугубляет. В звучании «бочки» появился щелчок, которого без сабвуфера ощутимо не хватало. Фронты, освобождённые от басовой нагрузки, нарастили динамику. Акустическая гитара у Адриано зазвучала живее, азартнее. Рабочие барабаны приобрели некоторый избыточный «панч», но с этим уже можно бороться с помощью кабелей, у нас стоял акустический очень уж быстрый.

Мощность сабвуферного канала вполне достойная для усилителя общего назначения, а для тех, кому этого недостаточно, существует решение из моноблока и двухканального усилителя, за другие деньги, разумеется. Уровень шумов и показатель нелинейных искажений типичны для усилителей D-класса, хотя, думалось, что именно Audison откроет новые горизонты в этом направлении. Входной сумматор устроен таким образом, что от подачи сигнала на один или два входа уровень выхода меняется всего на 1 дБ, так что и чувствительность изменяется не сильно. И ещё одно наблюдение. При подключении к выходу канала Sub осциллографа и вольтметра и по достижении тока потребления значения 4 А срабатывала система защиты. Тут надо заметить, что на выходе усилителя D-класса — высокочастотный ШИМ-сигнал, отличный от того, который потребляется нагрузкой. Поэтому схеме защиты приходится вычислять опасную ситуацию по косвенным признакам и поэтому, кстати говоря, система защиты в таких усилителях не всегда успевает срабатывать в критических ситуациях. Эта — успевает. Но, как видите, она слишком осторожничает, и, в частности, что ей не понравилось в нашем осциллографе, остаётся только гадать.

Выходная мощность именно такая, какую мы считаем нормой для современных усилителей достаточно высокого класса. Набор измеренных технических характеристик каналов Front не оставляет повода для комментариев — здесь всё честно и серьёзно. При измерениях скорости нарастания довести размах меандра до максимума нам тоже помешала защита. При подключении нагрузки емкостного характера ток потребления усилителя практически не меняется, но и тут срабатывает предупредительная система защиты, а потому приведённые на рисунке осциллограммы получены при двойном размахе 17 В (максимуму соответствует размах 25 В). Как можно видеть, при емкостной нагрузке на выходе появляются заметные (15% по амплитуде), но быстро затухающие высокочастотные колебания.

Сразу привлекают внимание характеристики буста. Низкая добротность корректирующих кривых и аккуратный подъём (2,5/4,3 дБ на частоте 50 Гц) не превращают бас в колбасное изделие, а позволяют слегка изменить его окраску. Частота среза фильтра НЧ изменяется от 54 до 216 Гц, крутизна спада и вправду 24 дБ/окт. По уровню -1 дБ при максимально отпущенном фильтре верхняя граничная частота составит 183 Гц, то есть она выше, чем при отключенном фильтре. Но пассивный выходной фильтр у D-класса является неотъемлемым элементом схемы, а значит, при включении входного фильтра НЧ он (выходной фильтр) просто перестраивается на более высокую частоту среза. Зачем? Чтобы обеспечить чёткую и ожидаемую АЧХ во всём диапазоне частот среза. Вот это действительно серьёзно. Ну, и фильтр ВЧ перестраивается в диапазоне от 50 до 220 Гц в точном соответствии с декларацией.

 

 

 

Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", ноябрь 2007 г. www.avtozvuk.com

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий