Audison

Audison

Название Audison родилось из удачного синтеза двух латинских слов "AUDio", что означает "слышать", и "SONus", то есть "звук". Получилось очень лаконично и информативно. Ключевая фигура в инженерных достижениях Audison - Эмидио Ваньони. Он - движущая сила и непосредственный вдохновитель и участник всех разработок в электронной части.

Подробнее о бренде AudisonОбзоры товаров под маркой Audison (7)Официальный сайт Audison
www.audison.ru
Аудиомания — официальный дилер Audison

Audison LRx 5.1 k. Специалист узкого профиля. Журнал "Автозвук"

Усилитель LRx 5.1 k целенаправленно ориентирован на подключение фронтов способом би-ампинга.

 

Автомобильный усилитель Audison LRx 5.1 k

СПЕЦИАЛИСТ УЗКОГО ПРОФИЛЯ

Как понимать заголовок, спросите вы? А как хотите. Хотите — в первом смысле, хотите — во втором. Какой у вас первый, кстати?

Внешнее устройство усилителей Audison серии LRx нам уже хорошо известно. Все они выпускаются в довольно-таки узких корпусах (шириной менее 20 см), различающихся только длиной. В частности, наш сегодняшний «специалист» по длине корпуса находится между трёхканальными 3.1 k/3.1 MT и пятиканальным 5.1 MT. Что, впрочем, не удивительно, у 5.1 MT все несабвуферные каналы одинаковой мощности, тогда как здесь у нас натуральный плюрализм. В том смысле, что в каналах A заявленная мощность значительно ниже, нежели в каналах пары B, к тому же для каналов A не специфицирована работа на нагрузку ниже 4 Ом. Изготовитель приводит показатели мощности для разных значений импеданса нагрузки каналов B и Sub, причём, при одновременном нагружении всех каналов. В частности, на нагрузке 4 Ом и значении КНИ 1% заявлены такие показатели: 2 х 60 + 2 х 170 + 1 х 750 Вт.

Вообще, у пятиканальных усилителей узкая специализация. Всех схем включения можно измыслить примерно три. 1. Фронт/Тыл/Сабвуфер. 2. Фронт (би-ампинг)/Сабвуфер. 3. Фронт/Сабвуфер/Сабвуфер. Сказано было «примерно три», поскольку третий вариант, равно как и его дальнейшие развития, связанные с множественными сабвуферами — изврат и в расчёт приниматься не будет. Если вернуться к двум «нормальным» вариантам, нетрудно догадаться, что они предъявляют различные требования к фильтрам «сателлитных» (то есть не сабвуферных) каналов. Для реализации первого варианта в каналах второй группы («Тыл») надо иметь фильтр ВЧ с низким диапазоном частот среза (60 — 120 Гц по минимуму), для работы по второму варианту в одной паре должен быть реализован полосовой фильтр, а в другой — фильтр ВЧ с высоким диапазоном. Полный комплект «фильтрового вооружения» для работы по всем «примерно трём» вариантам реализуется в усилителях не так уж часто, так что большинство пятиканальных усилителей становятся ещё более узкими специалистами. Либо они готовы работать по варианту (1), либо по (1) и (2).

LRx 5.1 k, как мы сейчас увидим, относится ко второй категории. В каналах A включается только фильтр ВЧ, который можно перестроить в пределах от 50 до 500 или от 500 до 5000 Гц. В каналах B вы можете включить либо фильтр ВЧ с диапазоном 50 — 1000 Гц, либо в дополнение к нему задействовать и фильтр НЧ, диапазон перестройки которого от 250 до 5000 Гц. Каналы B при их солидной заявленной (и ещё более солидной действительной) мощности на работу с сабвуфером, судя по фильтрам, не рассчитаны. Потому мы и говорим, что данный усилитель ориентирован на работу по схеме (1) или (2). Впрочем, создатели этого усилителя пошли дальше. Вот скажите: что должно играть громче — фронт или тыл? Да, случается так, что спереди удаётся разместить лишь пятидюймовую акустику, а сзади устанавливаются «шестёрки» или — ещё лучше — «лопухи». Но потенциальный покупатель усилителя за 1000 европейских рублей вряд ли остановится на таком варианте, да и фронты, как я полагаю, он предпочтёт посолиднее. Получается, вариант (1) отпадает, и отсюда следует, что...

... усилитель LRx 5.1 k целенаправленно ориентирован на подключение фронтов способом би-ампинга. Поэтому естественно, что каналы B могут работать не только со своими входами, но и получать сигнал от входов A. При этом входы B (что естественно, если подумать) становятся линейными выходами. Импульсный сабвуферный канал тоже может работать не только от своих входов, но и принимать сумму сигналов от входов A и B. Диапазон фильтра НЧ канала Sub от 50 до 150 Гц, фильтр, кстати говоря, отключается; чуть позже вы выясним, какова ширина полосы усилителя класса D. Буст и подтональный фильтр сделаны интересно: оба отключаемые, но ступенчатые, у того и другого по две ступеньки. Обычно ступенчатый буст мы считаем недостатком оснащения, но это главным образом потому, что он слишком часто делается грубо и неделикатно: либо 0, либо 12, а то, бывало, и все 18 дБ. Здесь же величина подъёма выбрана столь интеллигентно (+2/+4 дБ), что ступенчатый буст становится музыкальной регулировкой, а не пацанской. Две ступени сабсоника относятся уже не к уровню, а частоте среза: по документам 20 или 30 Гц.

Компоновка усилителя точно такая же, как и других его «родственников» по серии LRx. Две крышки с верхней стороны корпуса закрывают доступ к сильноточным зажимам — с одной стороны и ко всем настройкам/переключениям — с другой. RCA-гнёзда смотрят внутрь — в исподе корпуса предусмотрена ниша для штекеров и кабельные каналы для прокладки проводов. Так что в установочной поверхности вы можете сделать отверстие лишь с одной стороны — где «сильноточка». Однако колодку с разъёмами можно развернуть привычным образом: если по инсталляторской концепции требуется, чтобы входы были снаружи — пусть так и будет. Как обычно, в комплекте предусмотрена альтернативная колодка с входами высокого уровня: при их использовании формируется пара линейных выходов (каналы A без фильтрации). Номинал предохранителя 100 А. Кстати, проведённые уже после измерений расчёты однозначно показали, что этого предохранителя даже близко не хватит, если усилитель попытается выдать максимум мощности по всем каналам сразу. Но он и не будет пытаться — изощрённая система защиты останавливает работу усилителя каждый раз, когда, по её мнению, ему что-то грозит, в том числе и перегрузка источника питания.

Диаметр силовых зажимов 10 мм. Выходные зажимы готовы принять кабель до 4,5 мм в диаметре, для моноблока с мощностью в 3/4 киловатта, наверное, зажимы можно было сделать чуть солиднее. Предусмотрено гнездо для подключения дистанционного регулятора уровня канала Sub, но сам регулятор (VCRA) предлагается как опция. Усилитель может включаться по сигналу, поступающему на выходы усилителя головного устройства — это традиционная и становящаяся всё более востребованной особенность усилителей Audison.

Уже при подготовке к прослушиванию выяснилось, что одинаковый диапазон чувствительности для усилителей с сильно различающейся выходной мощностью — это не так и удобно. Когда вы подключаете усилители A и B к одному источнику и регуляторы чувствительности стоят в одинаковых позициях, то каналы B будут играть настолько громче, насколько у них больше максимальная амплитуда. В результате чувствительность каналов B пришлось убрать почти на минимум, тогда как регуляторы A были установлены на «5,5» (среднее положение соответствует отметке «5»).

Оказалось, что в зависимости от того, используются ли внешние кабельные разветвители, либо с помощью переключателя каналы B подключены к входам A, звуковой почерк немного различается. С использованием внутреннего разветвления звуковая сцена кажется детальнее, верх менее яркий, хотя и более собранный, бас чётче, но по субъективным ощущениям его меньше. Так что тут мы имеем дополнительный параметр при настройке. Мы (хотя и не сразу) предпочли вариант с внутренним разветвлением.

Ну и тот факт, что LRx обладает способностью разыгрываться, нас не удивил: эта особенность вообще характерна для усилителей повышенного разбора.

Особенность звучания — детальность на середине. Богатство фоновых призвуков придаёт звучанию уже известных композиций новый уровень информативности. Интерпретацию мужских голосов я бы не назвал голографичной, однако целостность вокальных партий производит впечатление. Бас-гитара собранная, с чётким роковым драйвом (конкретно — «Money»). Монетки чистые и даже звонкие ровно настолько, насколько этого можно ждать от пенсов. Но резкость атаки рабочих барабанов всё же не запредельная. Японские барабаны внушительны, но не очень хорошо слышны различия между ударами, а они там все разные. Треск фейерверка впечатляет, но не пугает. Наивысшее разрешение, как было уже сказано, на середине: фантомы послезвучий церковного колокола кажутся осязаемыми и долго перемещаются между колонками.

 

 

Цикл измерений занял в лаборатории полный рабочий день, даже, если честно, более полный, чем хотелось бы. Впрочем, не удивительно: фактически здесь у нас три разных усилителя, причём для одного из них пришлось «подкатывать» форсированное питание, как мы делаем при испытаниях моноблоков. Мощность каналов A, как видим, далеко не запредельная, и это ещё один довод в пользу того, что оптимальный режим использования этого усилителя — поканальное подключение фронта с сабвуфером, для пищалок, как вы понимаете, больше не только не нужно, но и нежелательно, слишком мощный усилитель здесь будет работать в неоптимальном по искажениям и шумам режиме. Остальные каналы, особенно, конечно, канал Sub, с лихвой компенсируют мощностную деликатность каналов A. Приведённая к шестиканальному усилителю характеристическая мощность получилась равной 293 Вт, а это определённо не шутки. Шумы канала A, можно сказать, на пределе нормы (кстати, во втором канале A уровень шумов на 10 дБ ниже, но мы своих привычек не бросаем и выискиваем наихудший вариант). В графе «Переходное затухание» первые два показателя, надеюсь, вопросов не вызывают, а последний измерен в канале A при работающем канале B — при обратной схеме измерения показатель ещё лучше.

 

При подключении нагрузки емкостного характера в канале B ток потребления не меняется вовсе, на выходе появляется быстрозатухающая (фактически за один период) составляющая частоты 180 Гц и стартовой амплитуды 12%. Канал A реагирует сходным образом, поэтому мы сочли возможным осциллограмму не приводить. Вообще, как нетрудно догадаться, каналы A и B построены по идентичной схеме — различия, вероятнее всего, касаются лишь количества выходных транзисторов и напряжения питания).

В сабвуферном канале чувствительность (при использовании двух входных гнёзд) примерно вдвое выше, чем во всех прочих. Не думаю, что за этим стоит какой-то глубокий замысел разработчиков, просто, вероятнее всего, во всех каналах использованы однотипные входные каскады. Но если вы задействуете одно (любое) гнездо из двух, чувствительность снизится как раз вдвое. Уровень нелинейных искажений, особенно на 2-омной нагрузке, у сабвуферного канала великоват, даже по меркам класса D. Уровень шумов, если ориентироваться по реалиям класса D, самый обычный, однако он заметно выше, чем по спецификации (87 дБА). Мы даже решили привести осциллограмму несущей ШИМ в отсутствие сигнала.

 

Вот она какая. Здесь масштаб по вертикали в 10 раз крупнее, чем в остальных осциллограммах (0,5 В на клетку), а по горизонтали крупнее вдвое (5 мкс на клетку вместо 10). Нетрудно определить, что частота несущей около 200 кГц.

 

Фильтр ВЧ каналов A имеет два диапазона перестройки: от 54 до 505 Гц и от 534 до 4860 Гц. Между диапазонами есть небольшой, почти символический, зазор. «Microscopic one», как говорил мистер Бин. Крутизна спада 12 дБ/окт. (мы её будем подразумевать по умолчанию), характеристика примерно соответствует фильтрам Чебышева с «зубцом» от 0,2 до 0,5 дБ. По этому поводу никаких возражений с нашей стороны не последует.

В каналах B фильтр ВЧ перестраивается от 62 до 1037 Гц, диапазон фильтра НЧ 277 — 5082 Гц, а характеристики фильтров близки к Баттерворту.

Самое богатое фильтровое вооружение у сабвуферного канала. Басовый буст даже неудобно называть столь прозаическим словом, его работа — это натуральная басовая поэзия: подъём на 2,3 или на 4,4 дБ на центральной частоте 47 Гц. Все фильтры в этом канале имеют крутизну 24 дБ/окт. Частота среза подтонального фильтра в первом положении точно как обещано, 20 Гц (у нас получилось 20,03 Гц) — это уже не поэзия, это чистая математика. Во втором положении соответствие реальной частоты среза (31,5 Гц) и спецификации более соответствует представлениям о реальной жизни. Фильтр НЧ вы сможете перестроить в пределах от 46,3 до 141 Гц.

 

 

 

 

Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", июнь 2009 г. www.avtozvuk.com

Этот обзор прочитали 5 417 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий