Alpine iDA-X305, Alpine KCE-400BT. Приемник цифровой среды. Журнал "Автозвук"

По весу iDA-X305 напоминает самую дешёвую магнитолку с кассетником, отштампованным из жести. Впрочем, на этом сходство и заканчивается. Во-первых, топовые модели Alpine никогда не будут дешёвыми. Во-вторых, внутри здесь, конечно, нет никакого кассетника. Как нет и каких-либо иных подвижных частей.

 

Автомобильный iPod/USB-ресивер Alpine iDA-X305 с адаптером KCE-400BT

ПРИЁМНИК ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

Сегодня легче бывает придумать какое-нибудь новомодное цифровое устройство, чем название для него.

Долгое время выручал английский язык, правила которого не запрещают нанизывать в длинную цепочку сколь угодно много «левых» определений. Получается что-нибудь вроде TFT LCD DVD CD mp3 USB… Receiver. В принципе всё верно, но даже испанских дворян полным именем называли лишь на официальных приёмах, да и то только один раз. Вот для таких трудных случаев человечество придумало спасительное словечко «gadget». Впрочем, само это слово не виновато, что его теперь суют куда попало, оно существовало издавна и означает «приспособление».

У лингвистов фирмы Alpine (а может, у маркетологов) спасительные словечки не в ходу, вернее, они пользуются своим словарём. Вот, скажем, головные устройства, обозначения которых начинаются буквами iDA, по фирменной терминологии называются Digital Media Receiver. Красиво, в общем, но не информативно. Намеренно неуклюжий, как у выпускника современного языкового вуза, перевод мы вынесли в заголовок. Так, чтобы подразнить...

А вот в подзаголовке, уже всерьёз, дали обозначение «iPod/USB-ресивер», которое, как мне кажется, вполне отражает суть подобных «приспособлений», хотя на слух звучит непривычно. Ладно, пойдём дальше. Когда мы говорим «CD-ресивер», то вполне допускаем, что там может быть гнездо USB, а что аппарат читает файлы mp3 и WMA — даже знаем наверняка. Так что «головы» с обозначением iDA должны откликаться на простое имя iPod-ресивер.

Кстати, есть у меня знакомые (вполне зрелые люди, между прочим), которые музыку слушают только с айпода. Для этого все свои компакты они перевели в файлы WAV (получилось 60 Гб с чем-то), потом загрузили в iTunes и по мере надобности загружают по 8 Гб в айпод. Это единственное узкое место — раз в месяц приходится носимую фонотеку перетряхивать. Но пользоваться определённо удобнее, чем компактами. Дама под настроение порой такие плейлисты закатывает, что кровь стынет — вроде Бой Джорджа с Эллой Фицджеральд или Ж.-М. Жарра с Азнавуром. Мужик тот, правда, в машине чаще тюнер слушает. Вот ему бы, наверное, очень подошёл тот аппарат, о котором сейчас пойдёт речь.

По весу iDA-X305 напоминает самую дешёвую магнитолку с кассетником, отштампованным из жести. Впрочем, на этом сходство и заканчивается. Во-первых, топовые модели Alpine никогда не будут дешёвыми. Во-вторых, внутри здесь, конечно, нет никакого кассетника. Как нет и каких-либо иных подвижных частей.

Есть шина Ai-NET, а потому аппарат может работать со всем, что к нему подключается, в том числе чейнджер (если всё-таки возникает необходимость послушать компакты), и, конечно, аудиопроцессор Imprint (PXA-H100). Гнездо USB находится сзади. Крепёжный винт, которым фиксируется штекер, сразу превращает 2-метровый удлинитель из чего-то внешнего и необязательного в неотъемлемую часть аппарата (в любом смысле). И действительно, когда он не подсоединён, аппарат является просто АМ/ЧМ-ресивером, а это не просто прошлый век, а его середина. К кабелю USB подключается переходник (он тоже в комплекте) на Dock-разъём айпода либо собственно флэшка USB. Кажется, было бы не лишено логики снабдить аппарат двумя гнёздами USB, чтобы не приходилось выбирать между айподом и USB. Тем более что нынче многие плееры способны найти общий язык с USB.

Дальше идёт обычный для современных «Алпайнов» интерфейсный набор. Три пары линейных выходов. Три провода подключения адаптивного (последовательного) управления от кнопок на руле. Гнездо для блока кнопок на руле тех авто, которые с адаптивным интерфейсом несовместимы. Шина для штатного дисплея. Есть ещё одна — специально для Bluetooth-трансивера (сегодня мы ею непременно воспользуемся, поскольку адаптер KCE-400BT уже заготовили). По той же шине можно посредством адаптера KCE-237B организовать вход Aux+. Естественно, с использованием Ai-NET при наличии переходника KCA-121B также можно создать вход Aux (переходник у нас тоже наготове).

Съёмная панель не полноразмерная, цветной 62-миллиметровый дисплей остаётся неотъёмлемой частью головного устройства. Между прочим, форма кнопок и дизайн «лица», в отличие от остальных «Алпайнов», не дают 100-процентной уверенности в фирменной принадлежности аппарата. Но коль скоро идеологически подобные «головы» являются (всё ещё) новшеством, новаторский дизайн кажется здесь вполне уместным. Кнопки неприятия не вызывают, а четыре нажимные площадки вокруг центрального колеса сделаны с размахом и потому откровенно удобны. Круглый энкодер, действительно, может работать как энкодер, но если нажать на внешнее кольцо, то его поворот заменяет работу с кнопками поиска вперёд/назад. Подсветка кнопок синяя либо рубиново-красная. Диммер автоматический, для него можно выбрать из трёх уровней интенсивности гашения, но в любом разе дисплей затемняется слишком сильно. А вот интенсивность свечения кнопок снижается, на мой взгляд, «правильно». Фон дисплея тоже можно назначить красным — независимо от подсветки кнопок. В настроечном меню шесть страниц — это даёт представление о нешуточных возможностях головного устройства. В частности, в настройках вы можете задать, какие из «рубрикаторов» айпода надо поддерживать (артисты, альбомы, жанры и т.д.). Для управления звуком служит двухполосный полупараметрик — выбрать значение добротности вы можете только для регулятора НЧ. Набор центральных частот традиционный: 60/80/100/200 Гц и 10/12,5/15/17,5 кГц. На выходах фронта и тыла можно включить фильтр ВЧ с набором частот 80/120/160 Гц. Сабвуферный выход, как водится, широкополосный (неплохо бы, чтобы эта традиция, наконец, прервалась). Предусмотрена возможность отключения усилителей.

В тюнере, как обычно, раздельные банки для станций длинно- и средневолнового диапазонов. Банк ЧМ-тюнера заполняется не быстро, процесс занимает 27 с. При работе в RDS тюнер честно ищет программы 29 типов и «ждёт новостей». Работает и синхронизация часов (CT); предусмотрен календарь, только его, разумеется, надо устанавливать самому.

С флэшки считываются файлы mp3, WMA и AAC. Файлы WAV аппарат «не видит». Как, собственно, и подавляющее большинство головных устройств. Вот только когда «голова» специально ориентирована на работу с USB, то к ней и требования не как к большинству.

Подключённый iPod (в нашем случае это был Touch 8GB) аппарат обнаруживает сразу. «Родное» управление плеера при этом блокируется, и лишь при остановке и возобновлении воспроизведения на его экране появляется надпись: «Аксессуар подключён». Управление со стороны «головы» организовано удобно, обучение происходит интуитивно и быстро. Любопытно: в наушниках блокируется цифровой выход на Dock, так что пользоваться одновременно тем и тем не получится. Разумеется, поддерживаются все режимы разбивки файлов. Дополнительные — повтор и воспроизведение в случайной последовательности. Скорость поиска примерно 3-кратная.

Прежде чем подключить BT-адаптер, скажу пару слов о нём. По сравнению с предшественником KCE-400BT поддерживает полный набор функций телефонов многих моделей, и к тому же прошивку можно обновлять (на сайте это делается каждые три месяца). Повышена скорость обмена, поэтому перекачка телефонной книги происходит быстрее, да и номеров там — до 1000 абонентов. С трансивером «парится» до пяти BT-устройств. Пятое соединение считается временным («гостевым») — оно сбрасывается после поворота ключа зажигания (обнуления питания на проводе ACC). При работе с BT-плеером поддерживаются протоколы A2DP и AVRCP (второй предназначен для управления AV-устройствами). Настройка соединений не свободна от некоторых сложностей. Например, инструкция требует отключения из меню функции Int Mute, а в данном устройстве к этой функции доступа нет. Требуется не только включить (опять же из меню) Adapter, но и сделать его видимым (Visible On). Но всё же соединились! Микрофон с клипсой и шарнирным креплением — направленный, по крайней мере под прямым углом он «принимает» голос (а значит, и шумы) с меньшей громкостью.

К прослушиванию и измерениям айпода мы подошли точно так же, как к обычной секции CD головного устройства. Только перед этим пришлось провести процедуру, состоящую из перевода CD-DA в WAV, потом WAV в iTunes и, наконец, «заливки» музыкальных и измерительных файлов в упомянутый Touch 8GB.

Прослушивание, как всегда, проводили в наушниках, с выхода усилителя Bryston. Правда, в данном случае пришлось отказаться от заслуженных «ушей» AKG и Sennheizer и поискать относительно низкоомную модель, которая давала бы приемлемую громкость и при подключении непосредственно к плееру. Это чтобы можно было выявить общие черты и различия в звучании «Алпайна» и «Айпода». Такими наушниками стали 80-омные Beyerdynamic DT 770 PRO.

«Байеры» — «уши» очень подробные, например, на известном нам до мельчайших деталей треке Ребекки Пиджин каждый из ударов маракасов стал отличаться от другого значительно более заметно, чем мы привыкли. Верх немного несдержанный (а кто идеален?), зато бас… Ну, как бы сказать — такой глубокий контрабас мне в записи не доводилось слышать ни разу. И вот благодаря незаурядному басовому потенциалу «ушей» удалось обнаружить, что самые низкие ноты мужского вокала ведут себя довольно свободно по отношению к основному голосовому содержанию. Это с выхода «Алпайна». На выходе самого айпода ничего такого обнаружить не удалось, хотя бас в целом у него получается чуть более тяжёлым, а женский вокал кажется приближенным. У «Алпайна» вокал находится в точности на том месте, где мы привыкли его «видеть». Голосовая середина немного смягчённая, и это особенность «голоса» плеера, которая непостижимым образом передаётся через «цифру». Но у «Алпайна» вокал звучит спокойнее. Вообще, напрямую с гнезда плеера звук более открытый, похоже, и несколько более яркий. В интерпретации iPod-ресивера Alpine звучание чуть скучнее, но комфортнее, и, главное, подача материала кажется более целостной.

Тюнер, как и нередко бывает, недотянул до «горних высей» по относительному уровню шумов. Полоса по входу Aux, можно сказать, образцовая, как поверху, так и понизу. Частотная характеристика цифровой секции тоже редкостная, я даже и не припомню аппаратов, которые воспроизводили бы 20 кГц с таким спадом. Вернее, практически без спада. При этом следов аналоговой коррекции не обнаружено. Правда, уровень шумов оказался несколько выше, чем хотелось бы, ну и показатель переходного затухания нас не порадовал. Шаг регуляторов громкости 1 дБ, ограничение на линейном выходе имеет место на 7 последних ступенях регулятора — зачем в цифровом источнике делается такой запас по усилению, я по-прежнему не понимаю. Как нетрудно догадаться, громкость при работе плеера будет значительно выше, чем когда в качестве источника выбран тюнер. В эквалайзере по семь ступеней в каждую сторону. Центральные частоты получились такие: 60,3/79,9/102/203 Гц (всем бы такую точность) и 10,7/11,9/17,1/18,2 кГц (здесь можно бы и поточнее). Частоты среза фильтра ВЧ 88,1/126/162 Гц, измеренная крутизна спада 11 дБ/окт.

 

Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", июнь 2009 г. www.avtozvuk.com

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий