Alpine iXA-W404R. Забудьте извлечь диск. Журнал "Автозвук"

Подобные устройства в линейке фирмы появились не впервые. Однако теперь стало совершенно ясно, что это направление производственной деятельности у стратегов Alpine не является чем-то преходящим, бездисковые «головы» — это надолго. И свидетельство тому — аудиовизуальные головные устройства, в которых iPod заменяет уже не CD, а DVD-плеер.

 

Автомобильный мультимедийны центр Alpine iXA-W404R

ЗАБУДЬТЕ ИЗВЛЕЧЬ ДИСК

За долгие годы тестирования головных устройств выработалось железное правило: прежде чем отключить питание, не забудь нажать кнопку выгрузки диска. Лучше дважды — не всё «головы» понимают с первого раза.

Правило весьма разумное: дарить тестовые диски кому бы то ни было — удовольствие сомнительное. Это несмотря на то, что сам я неоднократно пользовался подобными услугами от оставшихся неизвестными лиц. Вы же знаете — получить подарок, тем более неизвестно от кого, а значит, потом не чувствовать себя обязанным — это ни с чем не сравнимое удовольствие. Впрочем, ничего путного мне таким манером почти и не перепадало, хотя бывало забавно извлечь из предсерийного сэмпла японского аппарата, собранного в Корее, диск с современной китайской попсой. Лишь однажды попались «Времена года» Вивальди в записи Chesky Records. Вот, пользуясь случаем, хочу поблагодарить безвестного дарителя. Короче, всем спасибо, все свободны.

Так вот, аппарат, о котором пойдёт дальше речь, мне удалось отключить где-то с третьего раза. Тренированный организм изо всех сил сопротивлялся выключению питания, пока кнопка Eject не нажата: вначале организм отключил компьютер, потом стал развешивать провода по «вешалкам», потом ещё что-то... Но в результате у меня всё же получилось убедить его, что кнопки Eject здесь нет и извлекать нечего, достаточно просто отключить айпод и вернуть его затосковавшему на время теста юному хозяину.

Помните, наверное, тест звукового iPod-ресивера Alpine iDA-X305 из июньского номера за этот год. Подобные устройства в линейке фирмы появились не впервые, но лично мне они тогда казались своего рода курьёзом. Однако теперь стало совершенно ясно, что это направление производственной деятельности у стратегов Alpine не является чем-то преходящим, бездисковые «головы» — это надолго. И свидетельство тому — аудиовизуальные головные устройства, в которых iPod заменяет уже не CD, а DVD-плеер. Если, конечно, сам айпод рассчитан на воспроизведение видео, а не только аудио.

Кстати говоря, отзывы знакомых в отношении подобных устройств можно разбить ровно на две категории. Одни убеждены, что это конъюнктурный ход изготовителя и ничего больше. Ну, типа — «как же можно без CD»? Но есть и другие, которые уже подсели на «плеер века», и у них вопросы возникают совсем иного плана, вроде: «а управление с экрана или кнопками»? Наверное, на это отвечу сразу — разработчики уделили специальное внимание этому вопросу: надо было сделать так, чтобы управление с помощью сенсорного дисплея «головы» Alpine было максимально похоже на управление современными плеерами семейства Touch. По крайней мере вы можете не только нажимать на дисплей, но и водить по нему пальцем, пролистывая режимы аппарата. И вообще этот аппарат в первую очередь предназначен для тех, кто о дисках уже забыл. Или хотя бы начал забывать.

Digital Media Station (Цифровая Медиа Станция) столь же не похожа на привычные «головы» по внешнему виду, как не похожа по функциям. Смотрите: исключительно рослый энкодер служит как бы противовесом дисплею. То есть в отличие от большинства мультимедийных двухдиновых голов дисплей здесь не господствует и не подавляет своим величием органы управления. Соответственно, последние не воспринимаются как что-то второстепенное, и, естественно, кнопки сделаны максимально удобными. Хотелось бы придраться к алгоритмам работы с энкодером, но приходится признать, что здесь больше вопрос привычки: как только вы обучитесь работе с внешним нажимным кольцом, никаких проблем с эргономикой у вас возникать не должно. Персональный пульт ДУ в силу известной традиции не предусмотрен. И столь же традиционно предусмотрена возможность подключения интерфейсного блока к кнопкам на руле. Присутствие гнезда шины Ai-NET следует уже из обозначения модели (буквы «A»). И, как всякий Alpine с этой буквой, этот тоже может работать с самым продвинутым на сегодня процессором Imprint. Плюс ещё гнездо RGB шины для подключения навигации, а также шина связи с дисплеем в приборной панели автомобиля, а ещё — персональная шина для подключения BT-адаптера (KCE-400BT). Итого здесь ещё три шины, не считая Ai-NET и USB. Впрочем, USB не считать никак нельзя, потому что именно с её помощью аппарат превращается из АМ/ЧМ-ресивера (по старославянски — радиоприёмника) в мультимедийное устройство — одновременно с подключением айпода. Для приёма видеосигнала служит отдельное гнездо — ответный штекер на соединительном кабеле ответвляется от Dock-разъёма. Кстати, штекер USB конструктивно выполнен так же, как в уже знакомом нам iDA-X305 — у него винтовое крепление, которое служит дополнительной «землёй». Меню настроек разбито как бы на три неравные и неравноправные части. Меню аудио содержит шесть страничек, и управляться с ним несложно, поскольку уровней здесь всего два. Есть ещё меню источников — для каждого источника оно персональное, соответственно, и степень сложности меняется, но уровней всё равно два. Меню общих настроек состоит из шести страниц и построено в трёх-четырёх уровнях. С ним обращаться сложнее, но по большей части это процесс однократный. Есть всё же исключение — через это же меню приходится управлять параметрами картинки, так что кнопки (железные и программные) надо нажимать трижды, прежде чем выйдете только в перечень настроек. Правда, настроечная палитра воспроизводится снизу и картинку почти не заслоняет. Предусмотрено четыре заводских набора установок и два пользовательских. Диммер либо автоматический (по засветке датчика на передней панели), либо ручной, либо по времени суток. Яркость дисплея в дневном режиме вполне достаточна, а в вечернем она регулируется в широких пределах, то есть яркость — любая. В режиме Multinfo дисплей разделяется на четыре части, и на каждую из них можно вывести выбранную информацию. Передняя панель не наклоняется, что, в общем, естественно, раз уж её не требуется открывать, но всё же непривычно. Характером звучания управляет двухполосный полупараметрик (добротность корректирующей характеристики регулируется только для полосы НЧ). Центральные частоты 60/80/100/200 Гц и 10/12,5/15/17,5 кГц. Частоту среза фильтров ВЧ (для выходов фронта и тыла независимо) вы можете выбрать из ряда 60/80/100 Гц. Сабвуферный выход согласно незыблемой (не знаю, доброй ли) традиции — широкополосный.

Два отдельных банка ЧМ-тюнера заведуют станциями диапазона длинных и средних волн. Список пресетов выводится на дисплей в один нажим кнопки, и это правильно. Для заполнения одного банка памяти ЧМ-тюнеру требуется 14 с. Функция CT не задействована, хотя часы исправно показывают время, а при желании можно вывести на дисплей и календарь. Остальные функции RDS реализованы в привычном объёме — поиск по 29 типам программ, ожидание по News.

С накопителя USB (если это не айпод) считываются только аудиофайлы компрессированных форматов, включая AAC. Читаются тэги, в том числе и русские, если эта опция установлена в меню. Однако же с помощью плеера iPod успешно считываются и файлы WAV. Как это получается? А дело в том, что именно этот формат (и только он) передаётся по аналогу. Кстати, такое подозрение возникало ещё при прослушивании iDA-X305 (может, помните фразу «звуковой почерк плеера удивительным образом передаётся через «цифру»?), но подтвердить его удалось только позже. Действительно, два аналоговых канала можно передать через «плюс» и «минус» питания на шине USB (через разделительные конденсаторы), и тогда становится понятно, зачем понадобилась дополнительная «земля» в соединителе. Решение несколько неожиданное, но назвать его некорректным я не решусь. Мне случалось слышать, что ЦАП у iPod сделан очень честно, а вот обратное утверждение не встречалось. Правда, чтобы качественно передать «аналог», требуется соответствующего разбора кабель (с «цифрой» всё же легче). А при утрате кабеля Alpine замену ему найти не удастся, кроме как у них же. И потом, мне трудно себе представить чипсет, который декодирует mp3/AAC, но не работает с «прямой» PCM.

Дополнительных режимов воспроизведения два (кроме сканирования). Дальше по шаблону у нас идёт проверка на сервисные функции, вроде включения диском и проч. И, знаете, аналог «включения диском» мы нашли: при подключении айпода аппарат «оживает» и начинает воспроизводить его содержимое.

Пару слов насчёт подключения. На упаковке W404R изображена целая галерея портретов разных версий айподов, с подписями под портретами, как и положено. В частности, там фигурирует iPod Video 5-го поколения с диском на 30 и на 80 Гб. Так вот, 30-гиговый айпод Alpine не увидел (Error 03 — «плеер не опознан»), пришлось перейти к «плану Б», на 80 Гб. Возможно, у первого прошивка была старая (он на год старше), тогда как в инструкции к «Алпайну» указана лишь одна версия ПО для iPod with Video (5-th Generation): 1.3. Так что, приобретая iXA, вернее всего будет захватить плеер с собой.

Надо признать, что мужские голоса (мы сейчас слушаем WAV-файлы) довольно аккуратны и породисты. Сибилянты суховаты, однако почти лишены искусственности. Женский вокал звучит мягко ровно настолько, насколько это возможно без потери детальности. Свистящие звуки чёткие и аккуратные. Рельеф баса скруглён, но атака открытая и динамичная. Оттого, наверное, контрабас воспринимается как живой. Маракасы трактуются сдержанно и интеллигентно, кажется, они всё же должны быть более «колючими». Скрипки слишком плавные, хотя и красивые, и лёгкости им недостаёт. Рояль собранный и довольно живой, но весьма звонкий. Фамильное сходство со звучанием iDA-X305 (и айпода как такового), несомненно, присутствует — звук красивый, довольно подробный, но как бы обтекаемый. Такую трактовку нельзя назвать «мониторной», она человечнее, что ли...

В этой позиции у нас по шаблону следует оценка видеотракта источника (обычно — DVD-плеера). Но программа iTunes файлы MPEG2 не принимает. Можно с помощью внешних программ перекодировать DVD в MPEG4, но кто поручится за корректность кодировки? И потом, не факт, что по записи в DivX или XviD можно объективно оценить возможности тракта. Говорят, есть «крякнутые» версии iTunes, которые работают и с MPEG2, но опять же нет данных о том, насколько честно. (Кстати, кому есть что сообщить по этому поводу, напишите в редакцию.) А пока мы пропускаем этот момент и переходим к оценке монитора — к счастью, аппарат снабжён AV-входом.

Центр «растра» дисплея смещён на 0,75% влево и на 1% вверх. Ширину переходов между цветными полосами мы определили как 0,5/0,35/0,5% (NTSC) и 0,5/0,35/0,35% (PAL). Уровень шумов по яркости невысокий в той и другой системе. Градаций яркости по две для «почти чёрного» и «почти белого». Все регулировки имеют диапазон от 0 до ±15. Наши настройки получились такие (Я/К/Н/Цт): +0/+4/-3/-2. То есть регулировки яркости и цветового тона можно, в сущности, и не трогать. Что касается контрастности, то выводить дисплей на максимум его возможностей имеет смысл лишь при ярком наружном свете. У дисплея три режима представления кадра, два стандартных (без геометрических искажений), плюс Cinema (здесь это Mode 3) изображение формата Regular будет обрезано на 22% по вертикали. На контрастных цветных переходах присутствует средней интенсивности окантовка по сбросу яркости. Горизонтальные линии мелкой сетки воспроизводятся лишь частично. Цвета лиц передаются довольно точно в американской системе и с лёгким коричневатым оттенком — в европейской, субъективно картинка очень детальная и яркая.

К характеристикам тюнера претензий не возникло — возможность сказать эту фразу появляется в последнее время совсем не часто. Её же можно повторить и в отношении звуковой секции плеера, хотя здесь одной фразой я не обойдусь. Показатели шумов и переходного затухания выглядят куда более представительно, нежели у iDA-X305. Возможно, разработчики провели «работу над ошибками», не исключено, что повлияли и характеристики кабеля (на переходное затухание, в частности). Кстати, «переходную» составляющую в спектре сигнала и не видно, она не выше шумов. Мы не отказали себе в удовольствии измерить динамический диапазон по японскому стандарту: на сигнале -60 дБ измеритель нелинейных искажений показал 0,67%. При работе тюнера ограничение на линейном выходе начинается лишь на максимуме громкости, при воспроизведении файла WAV (0 дБ) — на шести-семи последних ступенях. Учитывая, что регулятор громкости имеет шаги по 1 дБ, можно заключить, что уровни тюнера и плеера согласованы тщательно, хотя усиление и можно было убавить на 6 дБ. Полярность выхода соблюдена. Центральные частоты эквалайзера 63,2/84,4/106/210 Гц и 11,6/14,4/17,2/22,1 кГц. Последний вариант настройки регулятора ВЧ фактически соответствует характеристике регулятора тембра, ниспадающая ветвь отсутствует. Частоты среза фильтра ВЧ 65,0/85,9/108 Гц. За это, кстати, спасибо. Спасибо за то, что не 100/120/170, от такого, регулярно встречающегося в головных устройствах набора мы сатанеем не первый год.

У дисплея практически стандартная геометрия (16:9), отсюда и отсутствие геометрических искажений. Физическое разрешение очень высокое для экрана диагональю четыре с небольшим дюйма. Впрочем, и реальное разрешение хоть куда, при таких размерах экрана детальность кажется исключительно высокой. Яркость дисплея исключительная, если вы не смотрите видео днём, на пляже, в кабриолете (одновременно), то яркость придётся умерять по-любому. Контрастность тоже впечатляет, хотя темновое свечение дисплея лишь чуть ниже 2 кд/м2. Ширина обзора тоже достойная, это при ширине пикселей 0,25 мм. Тут «Алпайн», как водится, на высоте.

Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", сентябрь 2009 г. www.avtozvuk.com

Этот обзор прочитали 6 325 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий