Alpine iXA-W404R. Забудьте извлечь диск. Журнал "Автозвук"

Подобные устройства в линейке фирмы появились не впервые. Однако теперь стало совершенно ясно, что это направление производственной деятельности у стратегов Alpine не является чем-то преходящим, бездисковые «головы» — это надолго. И свидетельство тому — аудиовизуальные головные устройства, в которых iPod заменяет уже не CD, а DVD-плеер.

 

Автомобильный мультимедийны центр Alpine iXA-W404R

ЗАБУДЬТЕ ИЗВЛЕЧЬ ДИСК

За долгие годы тестирования головных устройств выработалось железное правило: прежде чем отключить питание, не забудь нажать кнопку выгрузки диска. Лучше дважды — не всё «головы» понимают с первого раза.

Правило весьма разумное: дарить тестовые диски кому бы то ни было — удовольствие сомнительное. Это несмотря на то, что сам я неоднократно пользовался подобными услугами от оставшихся неизвестными лиц. Вы же знаете — получить подарок, тем более неизвестно от кого, а значит, потом не чувствовать себя обязанным — это ни с чем не сравнимое удовольствие. Впрочем, ничего путного мне таким манером почти и не перепадало, хотя бывало забавно извлечь из предсерийного сэмпла японского аппарата, собранного в Корее, диск с современной китайской попсой. Лишь однажды попались «Времена года» Вивальди в записи Chesky Records. Вот, пользуясь случаем, хочу поблагодарить безвестного дарителя. Короче, всем спасибо, все свободны.

Так вот, аппарат, о котором пойдёт дальше речь, мне удалось отключить где-то с третьего раза. Тренированный организм изо всех сил сопротивлялся выключению питания, пока кнопка Eject не нажата: вначале организм отключил компьютер, потом стал развешивать провода по «вешалкам», потом ещё что-то... Но в результате у меня всё же получилось убедить его, что кнопки Eject здесь нет и извлекать нечего, достаточно просто отключить айпод и вернуть его затосковавшему на время теста юному хозяину.

Помните, наверное, тест звукового iPod-ресивера Alpine iDA-X305 из июньского номера за этот год. Подобные устройства в линейке фирмы появились не впервые, но лично мне они тогда казались своего рода курьёзом. Однако теперь стало совершенно ясно, что это направление производственной деятельности у стратегов Alpine не является чем-то преходящим, бездисковые «головы» — это надолго. И свидетельство тому — аудиовизуальные головные устройства, в которых iPod заменяет уже не CD, а DVD-плеер. Если, конечно, сам айпод рассчитан на воспроизведение видео, а не только аудио.

Кстати говоря, отзывы знакомых в отношении подобных устройств можно разбить ровно на две категории. Одни убеждены, что это конъюнктурный ход изготовителя и ничего больше. Ну, типа — «как же можно без CD»? Но есть и другие, которые уже подсели на «плеер века», и у них вопросы возникают совсем иного плана, вроде: «а управление с экрана или кнопками»? Наверное, на это отвечу сразу — разработчики уделили специальное внимание этому вопросу: надо было сделать так, чтобы управление с помощью сенсорного дисплея «головы» Alpine было максимально похоже на управление современными плеерами семейства Touch. По крайней мере вы можете не только нажимать на дисплей, но и водить по нему пальцем, пролистывая режимы аппарата. И вообще этот аппарат в первую очередь предназначен для тех, кто о дисках уже забыл. Или хотя бы начал забывать.

Digital Media Station (Цифровая Медиа Станция) столь же не похожа на привычные «головы» по внешнему виду, как не похожа по функциям. Смотрите: исключительно рослый энкодер служит как бы противовесом дисплею. То есть в отличие от большинства мультимедийных двухдиновых голов дисплей здесь не господствует и не подавляет своим величием органы управления. Соответственно, последние не воспринимаются как что-то второстепенное, и, естественно, кнопки сделаны максимально удобными. Хотелось бы придраться к алгоритмам работы с энкодером, но приходится признать, что здесь больше вопрос привычки: как только вы обучитесь работе с внешним нажимным кольцом, никаких проблем с эргономикой у вас возникать не должно. Персональный пульт ДУ в силу известной традиции не предусмотрен. И столь же традиционно предусмотрена возможность подключения интерфейсного блока к кнопкам на руле. Присутствие гнезда шины Ai-NET следует уже из обозначения модели (буквы «A»). И, как всякий Alpine с этой буквой, этот тоже может работать с самым продвинутым на сегодня процессором Imprint. Плюс ещё гнездо RGB шины для подключения навигации, а также шина связи с дисплеем в приборной панели автомобиля, а ещё — персональная шина для подключения BT-адаптера (KCE-400BT). Итого здесь ещё три шины, не считая Ai-NET и USB. Впрочем, USB не считать никак нельзя, потому что именно с её помощью аппарат превращается из АМ/ЧМ-ресивера (по старославянски — радиоприёмника) в мультимедийное устройство — одновременно с подключением айпода. Для приёма видеосигнала служит отдельное гнездо — ответный штекер на соединительном кабеле ответвляется от Dock-разъёма. Кстати, штекер USB конструктивно выполнен так же, как в уже знакомом нам iDA-X305 — у него винтовое крепление, которое служит дополнительной «землёй». Меню настроек разбито как бы на три неравные и неравноправные части. Меню аудио содержит шесть страничек, и управляться с ним несложно, поскольку уровней здесь всего два. Есть ещё меню источников — для каждого источника оно персональное, соответственно, и степень сложности меняется, но уровней всё равно два. Меню общих настроек состоит из шести страниц и построено в трёх-четырёх уровнях. С ним обращаться сложнее, но по большей части это процесс однократный. Есть всё же исключение — через это же меню приходится управлять параметрами картинки, так что кнопки (железные и программные) надо нажимать трижды, прежде чем выйдете только в перечень настроек. Правда, настроечная палитра воспроизводится снизу и картинку почти не заслоняет. Предусмотрено четыре заводских набора установок и два пользовательских. Диммер либо автоматический (по засветке датчика на передней панели), либо ручной, либо по времени суток. Яркость дисплея в дневном режиме вполне достаточна, а в вечернем она регулируется в широких пределах, то есть яркость — любая. В режиме Multinfo дисплей разделяется на четыре части, и на каждую из них можно вывести выбранную информацию. Передняя панель не наклоняется, что, в общем, естественно, раз уж её не требуется открывать, но всё же непривычно. Характером звучания управляет двухполосный полупараметрик (добротность корректирующей характеристики регулируется только для полосы НЧ). Центральные частоты 60/80/100/200 Гц и 10/12,5/15/17,5 кГц. Частоту среза фильтров ВЧ (для выходов фронта и тыла независимо) вы можете выбрать из ряда 60/80/100 Гц. Сабвуферный выход согласно незыблемой (не знаю, доброй ли) традиции — широкополосный.

Два отдельных банка ЧМ-тюнера заведуют станциями диапазона длинных и средних волн. Список пресетов выводится на дисплей в один нажим кнопки, и это правильно. Для заполнения одного банка памяти ЧМ-тюнеру требуется 14 с. Функция CT не задействована, хотя часы исправно показывают время, а при желании можно вывести на дисплей и календарь. Остальные функции RDS реализованы в привычном объёме — поиск по 29 типам программ, ожидание по News.

С накопителя USB (если это не айпод) считываются только аудиофайлы компрессированных форматов, включая AAC. Читаются тэги, в том числе и русские, если эта опция установлена в меню. Однако же с помощью плеера iPod успешно считываются и файлы WAV. Как это получается? А дело в том, что именно этот формат (и только он) передаётся по аналогу. Кстати, такое подозрение возникало ещё при прослушивании iDA-X305 (может, помните фразу «звуковой почерк плеера удивительным образом передаётся через «цифру»?), но подтвердить его удалось только позже. Действительно, два аналоговых канала можно передать через «плюс» и «минус» питания на шине USB (через разделительные конденсаторы), и тогда становится понятно, зачем понадобилась дополнительная «земля» в соединителе. Решение несколько неожиданное, но назвать его некорректным я не решусь. Мне случалось слышать, что ЦАП у iPod сделан очень честно, а вот обратное утверждение не встречалось. Правда, чтобы качественно передать «аналог», требуется соответствующего разбора кабель (с «цифрой» всё же легче). А при утрате кабеля Alpine замену ему найти не удастся, кроме как у них же. И потом, мне трудно себе представить чипсет, который декодирует mp3/AAC, но не работает с «прямой» PCM.

Дополнительных режимов воспроизведения два (кроме сканирования). Дальше по шаблону у нас идёт проверка на сервисные функции, вроде включения диском и проч. И, знаете, аналог «включения диском» мы нашли: при подключении айпода аппарат «оживает» и начинает воспроизводить его содержимое.

Пару слов насчёт подключения. На упаковке W404R изображена целая галерея портретов разных версий айподов, с подписями под портретами, как и положено. В частности, там фигурирует iPod Video 5-го поколения с диском на 30 и на 80 Гб. Так вот, 30-гиговый айпод Alpine не увидел (Error 03 — «плеер не опознан»), пришлось перейти к «плану Б», на 80 Гб. Возможно, у первого прошивка была старая (он на год старше), тогда как в инструкции к «Алпайну» указана лишь одна версия ПО для iPod with Video (5-th Generation): 1.3. Так что, приобретая iXA, вернее всего будет захватить плеер с собой.

Надо признать, что мужские голоса (мы сейчас слушаем WAV-файлы) довольно аккуратны и породисты. Сибилянты суховаты, однако почти лишены искусственности. Женский вокал звучит мягко ровно настолько, насколько это возможно без потери детальности. Свистящие звуки чёткие и аккуратные. Рельеф баса скруглён, но атака открытая и динамичная. Оттого, наверное, контрабас воспринимается как живой. Маракасы трактуются сдержанно и интеллигентно, кажется, они всё же должны быть более «колючими». Скрипки слишком плавные, хотя и красивые, и лёгкости им недостаёт. Рояль собранный и довольно живой, но весьма звонкий. Фамильное сходство со звучанием iDA-X305 (и айпода как такового), несомненно, присутствует — звук красивый, довольно подробный, но как бы обтекаемый. Такую трактовку нельзя назвать «мониторной», она человечнее, что ли...

В этой позиции у нас по шаблону следует оценка видеотракта источника (обычно — DVD-плеера). Но программа iTunes файлы MPEG2 не принимает. Можно с помощью внешних программ перекодировать DVD в MPEG4, но кто поручится за корректность кодировки? И потом, не факт, что по записи в DivX или XviD можно объективно оценить возможности тракта. Говорят, есть «крякнутые» версии iTunes, которые работают и с MPEG2, но опять же нет данных о том, насколько честно. (Кстати, кому есть что сообщить по этому поводу, напишите в редакцию.) А пока мы пропускаем этот момент и переходим к оценке монитора — к счастью, аппарат снабжён AV-входом.

Центр «растра» дисплея смещён на 0,75% влево и на 1% вверх. Ширину переходов между цветными полосами мы определили как 0,5/0,35/0,5% (NTSC) и 0,5/0,35/0,35% (PAL). Уровень шумов по яркости невысокий в той и другой системе. Градаций яркости по две для «почти чёрного» и «почти белого». Все регулировки имеют диапазон от 0 до ±15. Наши настройки получились такие (Я/К/Н/Цт): +0/+4/-3/-2. То есть регулировки яркости и цветового тона можно, в сущности, и не трогать. Что касается контрастности, то выводить дисплей на максимум его возможностей имеет смысл лишь при ярком наружном свете. У дисплея три режима представления кадра, два стандартных (без геометрических искажений), плюс Cinema (здесь это Mode 3) изображение формата Regular будет обрезано на 22% по вертикали. На контрастных цветных переходах присутствует средней интенсивности окантовка по сбросу яркости. Горизонтальные линии мелкой сетки воспроизводятся лишь частично. Цвета лиц передаются довольно точно в американской системе и с лёгким коричневатым оттенком — в европейской, субъективно картинка очень детальная и яркая.

К характеристикам тюнера претензий не возникло — возможность сказать эту фразу появляется в последнее время совсем не часто. Её же можно повторить и в отношении звуковой секции плеера, хотя здесь одной фразой я не обойдусь. Показатели шумов и переходного затухания выглядят куда более представительно, нежели у iDA-X305. Возможно, разработчики провели «работу над ошибками», не исключено, что повлияли и характеристики кабеля (на переходное затухание, в частности). Кстати, «переходную» составляющую в спектре сигнала и не видно, она не выше шумов. Мы не отказали себе в удовольствии измерить динамический диапазон по японскому стандарту: на сигнале -60 дБ измеритель нелинейных искажений показал 0,67%. При работе тюнера ограничение на линейном выходе начинается лишь на максимуме громкости, при воспроизведении файла WAV (0 дБ) — на шести-семи последних ступенях. Учитывая, что регулятор громкости имеет шаги по 1 дБ, можно заключить, что уровни тюнера и плеера согласованы тщательно, хотя усиление и можно было убавить на 6 дБ. Полярность выхода соблюдена. Центральные частоты эквалайзера 63,2/84,4/106/210 Гц и 11,6/14,4/17,2/22,1 кГц. Последний вариант настройки регулятора ВЧ фактически соответствует характеристике регулятора тембра, ниспадающая ветвь отсутствует. Частоты среза фильтра ВЧ 65,0/85,9/108 Гц. За это, кстати, спасибо. Спасибо за то, что не 100/120/170, от такого, регулярно встречающегося в головных устройствах набора мы сатанеем не первый год.

У дисплея практически стандартная геометрия (16:9), отсюда и отсутствие геометрических искажений. Физическое разрешение очень высокое для экрана диагональю четыре с небольшим дюйма. Впрочем, и реальное разрешение хоть куда, при таких размерах экрана детальность кажется исключительно высокой. Яркость дисплея исключительная, если вы не смотрите видео днём, на пляже, в кабриолете (одновременно), то яркость придётся умерять по-любому. Контрастность тоже впечатляет, хотя темновое свечение дисплея лишь чуть ниже 2 кд/м2. Ширина обзора тоже достойная, это при ширине пикселей 0,25 мм. Тут «Алпайн», как водится, на высоте.

Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", сентябрь 2009 г. www.avtozvuk.com

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий