T+A

T+A

Название компании T+A образовано из двух слов - Theory and Application ("Теория и применение"), что обозначает следующее: применение при изготовлении продуктов основных законов физики с целью добиться наиболее точного воспроизведения музыки.

Подробнее о бренде T+AОбзоры товаров под маркой T+A (76)Официальный сайт T+A
www.taelektroakustik.de
Аудиомания — авторизованный дилер T+A

Т+A P1260R, Т+A А1560, обзор. Журнал "АудиоМагазин"

R-серия считается основной среди линеек аудиопродукции немецкой компании Т+A elektroakustik, поэтому модернизация аппаратов была проведена с особой ответственностью. Обновленный модельный ряд, в который, среди прочих, входят предварительный усилитель P1260R и усилитель мощности A1560R, является достойным примером применения современных теоретических достижений на практике.

Предварительный усилитель T+A P1260R

Усилитель мощности T+A А1560

T+A была основана в 1978 году и начала свою деятельность с производства акустических систем. В 1984 году в ассортименте появились усилители. В конце 90-х фирма занялась выпуском компонентов для домашнего кинотеатра, проигрывателей компакт-дисков, внешних блоков ЦАП и активных акустических систем. В настоящее время T+A предлагает практически весь спектр аудиоизделий, вплоть до проигрывателей на компьютерной платформе, кабелей, сетевых фильтров и стоек для аппаратуры. Вся продукция компании производится исключительно на собственных мощностях в Германии.

Сегодня мы будем тестировать усилительные компоненты новой серии 60: предварительный усилитель Р 1260R и усилитель мощности А1560.

 

Особенности предусилителя

Предварительный усилитель T+A P1260R является усовершенствованным вариантом своего именитого предшественника P1230R, выпускавшегося в течение 6 лет и собравшего целый букет наград в специализированной прессе.

Перед началом осмотра нельзя не отметить весьма развитую систему регулировок и коммутации. На передней панели предусилителя находится большое количество маленьких аккуратных кнопочек. Среди них: выключатель сети, кнопки Pre1 и Pre2, кнопка записи Rec, 7 кнопок переключателя входов (Tape1, Таре2, CD, Tuner, TV, AUX1, AUX2), кнопки Loudness и Flat. Чуть ниже расположились совмещенные с ручками кнопки темброблока Bass, Treble и регулятор баланса каналов Balance. В правом углу передней панели расположена большая круглая ручка регулятора уровня.

Сам факт применения регуляторов тембра НЧ и ВЧ необычен для аппаратуры последних лет выпуска. Мало того — оказывается, регуляторы еще и раздельные для каждого канала! Забавна и оригинальна конструктивная реализация управления темброблоком: при нажатии на соответствующие кнопки выдвигаются ручки регуляторов. Среднее положение в них фиксируется щелчком. Кстати, так же устроен и регулятор баланса. Спешу успокоить адептов короткого пути сигнала: регуляторы тембра можно отключить кнопкой Flat. После всего вышесказанного наличие тонкомпенсации Loudness выглядит вполне невинным развлечением. Эта кнопка может пригодиться при прослушивании на малых уровнях громкости. Кнопки селектора входов, а также Loudness и Flat, подсвечиваются красными светодиодами. На задней панели находятся 7 пар входов RCA, 3 пары выходов RCA и 1 пара выходов XLR, а также 5 гнезд 12-вольтовых триггеров и стандартный сетевой разъем МЭК. У P1260R имеется выход на головные телефоны. Все основные регулировки доступны с опционально поставляемого пульта дистанционного управления.

 

Реализация

Сняв верхнюю крышку, попробуем познакомиться с предусилителем поближе. В левой части корпуса находится блок питания, полностью закрытый стальным экраном. В центре располагается плата балансных выходных каскадов, справа — платы входных цепей и небалансных выходных каскадов. Блок питания начинается с сетевого фильтра, выполненного на дискретных элементах (катушка индуктивности и 2 конденсатора). Вслед за ним идет тороидальный силовой трансформатор фирмы Sedibauer мощностью 30 Вт, выпрямительные диоды, 2 конденсатора фильтра фирмы Nippon Chemicon емкостью по 4700 мкФ и, наконец, два первичных стабилизатора на транзисторах (BD241 и BD242). Кроме этого, на других платах, в непосредственной близости от усилительных каскадов находятся еще 10 шунтирующих конденсаторов емкостью 2200 мкФ каждый. Общая емкость всех конденсаторов питания составляет 31400 мкФ. Такую величину редко встретишь в предварительных усилителях, она более характерна для усилителей мощности. Селектор входов выполнен на реле Ornron GV5-2-H1. Их семь, согласно количеству входов. Это специальные сигнальные реле для коммутации слаботочных сигналов с минимальным нормируемым током 10 мкА. Для сравнения: типовой минимальный ток обычных реле — 10мА. В качестве регулятора громкости использован моторизованный потенциометр фирмы Alps, модель RK27. Основные каскады усиления выполнены на операционных усилителях ОРА211 от Burr-Brown, балансные выходы — па ОРА2134 той же фирмы, регуляторы тембра — на "нестареющей классике ОУ" NE5532. Практически все микросхемы имеют "персональные" стабилизаторы на транзисторах. Каждая ножка питания, помимо того, зашунтирована пленочным конденсатором MKT емкостью ОД мкФ. В центре платы находится переключатель уровня балансного выхода. Он имеет 3 положения: -6 дБ, 0 и +6 дБ — и позволяет оптимально согласовать предусилитель не только с "родным" усилителем мощности, но и с различными усилителями других производителей. Все резисторы в схеме металлопленочные мощностью 0,25 Вт, точностью 1%. Разъемы на платах покрыты золотом.

Как мы видим, разработчики фирмы T+A приняли все возможные меры для максимального подавления шумов и помех. С инженерной точки зрения, данный предусилитель выглядит безупречно.

 

Усилитель мощности

Усилитель мощности T+A А1560 является старшим и единственным на данный момент в линейке. Он пришел на замену своему предшественнику А1530 и похож на него внешне.

Первое, что бросается в глаза, - большой массивный корпус. Продолжение осмотра обнаруживает на передней панели А1560 кнопку выключателя сети и 2 кнопки коммутации акустических систем. На задней панели расположены 2 пары входных (1 пара RCA и 1 пара XLR) и 4 пары выходных разъемов, а также гнездо 12-вольтового триггера, выключатель сети и сетевой разъем. Видно, что за решеткой в верхнем правом углу закреплен маленький вентилятор охлаждения. Четыре настраиваемых по высоте вибродемпфироваиных ножки обеспечивают механическое сопряжение усилителя с полом или стойкой.

Снимаем крышку и приступаем к более подробному осмотру. Здесь есть на что посмотреть. В задней части корпуса точно по центру расположен тороидальный силовой трансформатор фирмы Noratel мощностью 500 Вт. Напряжения и токи обмоток указаны прямо на нем. Основная обмотка напряжением 56-43-0-43-56 В наводит на мысль о том, что для предварительных каскадов, похоже, используется отдельный блок питания с повышенным напряжением. Такое техническое решение способно значительно повысить линейность усилителя при больших уровнях сигнала. Вместо привычных диодных мостов мы видим 8 отдельных диодов, по 4 на каждый канал — судя по габаритам корпуса с номинальным током 8-10 А. Их маркировку разглядеть не удалось, но, как правило, в таких случаях применяют быстродействующие диоды с мягким восстановлением. Они позволяют значительно снизить помехи переключения, что весьма благоприятно сказывается на звуке. Спереди находится массивный черный радиатор охлаждения с размерами 270 х 100 х 70 мм. На нем закреплены 8 транзисторов выходного каскада. Это широко применяемые комплиментарные биполярные пары 2SA1294 и 2SC3263 (230 В, 15 А, 130 Вт). В центре расположена большая плата, на которой размещено большинство деталей схемы обоих каналов усиления. По краям слева и справа установлены 8 конденсаторов фильтра блока питания фирмы Nippon Chemicon (8200 мкФ/80 В). По бокам от основной платы симметрично расположены еще 2 платы с такими же конденсаторами, по 6 штук на каждой. На каждую группу конденсаторов наклеена специальная антивибрационная прокладка. Итого мы имеем 20 конденсаторов общей емкостью 164000 мкФ. Вместе они способны запасти энергии ни много ни мало 525 Дж! Не каждый киловаттный усилитель может похвастаться таким запасом. Очевидно, что инженеры фирмы T+A уделяют особое внимание низкочастотному диапазону. Непосредственно на выходных гнездах расположены платы защиты выходных каскадов с 4 мощными реле — на каждую пару разъемов свое реле. В правом заднем углу платы находится блок 12-вольтового триггера с собственным маленьким трансформатором. Здесь же расположены 4 предохранителя. Разводка силовых и выходных цепей выполнена толстым многожильным проводом 6 х 0,75 мм2. В каждую сторону используется 3 х 0,75 или 2,15 мм2 провода.

 

Между трансформатором и радиатором охлаждения находятся каскады предварительного усиления. Судя по расположению деталей, можно предположить, что схема полностью симметрична. На входе использован операционный усилитель фирмы Analog Devices - AD829JN (120 мГц, 230 В/мкс). Применение операционного усилителя позволяет получить высокое петлевое усиление и, как следствие, крайне низкий коэффициент гармоник (что мы, собственно, и наблюдаем в паспортных параметрах). Транзисторы предвыходных каскадов расположены на отдельных небольших радиаторах. Все резисторы, примененные в схеме, — металлопленочные мощностью 0,25 Вт, точностью 1%.

Что ж, очевидно, что в А1560, как и в предварительном усилителе, инженеры фирмы T+A сделали все возможное для снижения всех видов шумов и искажений, использовав для этого самую современную высококачественную элементную базу.

 

Прослушивание

Музыка Кшиштофа Пендерецкого, относящаяся к авангардному периоду его творчества (диск 1), — непростое испытание для любого звуковоспроизводящего тракта. Тракт с P1260R и A1560R уверенно справляется с агрессивными колористическими комплексами звуков, кластерами и динамическими перепадами, в избытке встречающимися в таких классических сонористических произведениях композитора, как "Плач по жертвам Хиросимы" или "De natura sonoris No. 1". Широкоформатная звуковая сцена приближена к слушателю, драматическое музыкальное действо воспринимается словно бы с того места, где расположен дирижерский пульт. Доскональность, с которой P1260R и А1560R воспроизводят сложносочиненные музыкальные фактуры, ничуть не мешает эмоциональному восприятию произведений. Именно эмоциональное сопереживание Пендерецкий ставил во главу угла, используя новаторские для своего времени средства выразительности. Высокая степень вовлеченности, присущая связке усилителей, просто не позволяет слушать эту музыку равнодушно.

Разрешающая способность аппаратов позволяет, что называется, почувствовать разницу между двумя изданиями альбома "Cosmo's Factory" — самого коммерчески успешного в карьере американской группы Creedence Clearwater Revival. Звучание японского ремастированного диска (3) подкупает прозрачностью и свежестью. Музыка раскованна, местами воздушна и при этом осязаемо конкретна. На ремастированном аудиофильском релизе (2), выпущенном на лейбле DCC Compact Classics с использованием технологии 24 kt. Gold, препятствующей окислению отражающего слоя диска, ритм-группа выдвинута чуть-чуть вперед. Бас более сырой и, в то же время, более артикулированный. Такое впечатление, что инструменты и вокалист слегка "прибавили в весе". Несколько приземленное и неотшлифованное, по сравнению с японским изданием, звучание фонограммы дает ощущение спонтанного исполнения. Энергичный вокал Джона Фогерти на обоих дисках звучит безукоризненно. Оба компакта воспроизводятся с высочайшей степенью достоверности, возникает иллюзия непосредственного присутствия во время музицирования. Сложно отдать предпочтение какому-то одному из двух релизов, каждый имеет свои преимущества, и аппараты от T+A elektro-akustik просто объективно отображают различия в ремастеринге.

"The Energy Of Sound" — это название альбома проекта Trance Atlantic Air Waves (4) лучше всего характеризует энергичное звучание танцевальных кавер-версий хитов эпохи евро- и итало-диско. Автор нового прочтения популярных мелодий Мишель Крету, урожденный Михай Крецу, добился удачного баланса между драйвом и лирикой: упругим ритмом, сочным басом и воздушностью синтезаторных партий. P1260R и A1560R воссоздают смоделированное с помощью реверберации, протяженное вширь и вглубь акустическое пространство, знакомое слушателям по другому проекту Крету — Enigma.

Контрольный тракт

проигрыватель CD Audiomeca Obsession;
интегральный усилитель Krell S300i;
акустические системы РтАс Response 25;
кабели к AC Nordost Valkyrja;
кабели межблочные Ottofon Silver Reference;
кабели сетевые Nordost Vishnu, Nordost Valhalla, кабели сетевые ISOL-8 IsoLink3;
стойка для аппаратуры Sonus Systems Elite 1350.

Музыкальный материал

Disc 1 Krzysztof Penderecki: Matrix 5; Polish Radio National Symphony Orchestra; London
Disc 2 Symphony Orchestra (EMI Classics, 7243 5 65077 2 2)
Disc 3 Creedence Clearwater Revival: Cosmo's Factory (DCC Compact Classics, GZS — 1031)
Disc 4 Creedence Clearwater Revival: Cosmo's Factory (Fantasy C.C.R. Memorial Collection. VICP-2032)
Disc 5 Trance Atlantic Air Waves: The Energy Of Sound (Virgin, 7243 8 45346 2 2 CDVIR65 -PM 527)

Вывод

R-серия считается основной среди линеек аудиопродукции немецкой компании T+A elektroakustik, поэтому модернизация аппаратов была проведена с особой ответственностью. С момента выхода десять лет назад первых моделей все решения о конструктивных изменениях принимались взвешенно, после кропотливых научных изысканий. Целью технологических и теоретических исследований является естественное, качественное звучание выпускаемой продукции. Обновленный модельный ряд, в который, среди прочих, входят предварительный усилитель P1260R и усилитель мощности A1560R, является достойным примером применения современных теоретических достижений на практике. Неокрашенный, сбалансированный звук двух усиливающих компонентов воспроизводящего тракта дополняется высокой разрешающей способностью и столь же высокой степенью вовлеченности, которой обладают тестируемые аппараты. Работая в связке, P1260R и A1560R погружают слушателя в гущу музыкальных событий. Эмоциональное восприятие гарантировано для любых жанров - от популярной музыки до экспрессивного авангарда. Возможность регулировки тембров, реализованная в предварительном усилителе P1260R, позволяет адаптировать звучание аппаратуры под акустические особенности конкретного помещения, а функция тонкомпенсации возместит потерю частотного баланса при невысоком уровне громкости.

Подготовлено по материалам журнала "АудиоМагазин", №2 2010 www.audiomagazine.ru

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий