Душа, сердце и сабвуфер. Журнал "Автозвук", декабрь 2010 г.

Если эти слова перевести на «наш», автозвуковой язык, то получится «магнитола, усилитель с акустикой и саб». Можно, конечно, прожить и без этого, но будет как-то... без души, что ли. И без сердца...

Меня зовут Дмитрий, мне 37 лет. Живу в Нижневартовске, работаю на данный момент мастером цеха в автосалоне. В свободное время занимаюсь, разумеется, автозвуком (а то почему бы я здесь появился). Хотя, вообще-то, хобби уже переходит в работу. Деньги и удовольствие всегда рядом, только можно с удовольствием тратить, а можно — с удовольствием зарабатывать. Или и то, и другое, как в моём случае. Автозвуком я заразился давненько. Когда-то была первая рабочая «Нива», там стоял мой первый «майфун» марки «Гродно» (это было в 1994 году), в паре с ним... да просто в багажнике валялись две домашние колонки (если память не изменяет — «Радиотехника»). Потом поменял «Гродно на «Кенвуд», была другая машина и тоже «музыка», но уже поинтереснее: кассетный Alpine, который обзавёлся чейнджером, это мне тогда показалось верхом совершенства. Дальше — больше, появилась своя «семёрочка». И в ней тоже стояла музыка. «Алпайн», акустика задняя «овальная» («Кенвуд»), спереди в подиумах были «Киксы», усилитель PPI и сабик-«десятка» «Кикер».

Шёл 2003 год. Была мечта съездить посмотреть на соревнования. Настоящие! Примчался в Питер, что нам 4000 км, когда мечта перед глазами, соревнования по автозвуку и тюнингу. Понравилось? Да такого слова, чтобы оценить увиденное, щепило совсем не по-детски.

Вот с этого момента болезнь с диагнозом «автозвук» стала прогрессировать. В 2005 году в Москве отучился на «кандидата судьи» по автозвуку, сдал экзамен и получил сертификат. Чтобы стать судьей, нужно было «отстреляться» на соревнованиях и по итогам получить титул «линейного судьи».

На тот момент я учился в академии, и остро встал вопрос: доучиваться там или стажироваться здесь. Решение было трудным, но я выбрал учёбу, получил заветный диплом, но и автозвук не бросил. Ни в коем случае! Всегда читал и читаю свежие номера «АЗ», много интересной информации, а в нашей области знаний совершенствоваться нужно всегда.

Теперь — об этой машине. В семье на данный момент есть Mitsubishi Lancer, купленный осенью 2006 года. Вот здесь и началось строительство музыки «с душой, сердцем и сабвуфером». Сколько раз разбиралась машина до «металла», уже и не помню. Забегая вперёд, скажу: кроме «кожаных» работ и «твика», всё было сделано своими руками. Труд нелёгкий, иногда хотелось плюнуть, собрать всё как было... но нет. Слушать «штатные» динамики и заводские магнитолы не для меня. В течение двух лет делался, доделывался и переделывался наш «воин». Система собиралась простенькая, так, «для себя». На роль магнитолы встал Nakamichi СD-400, потому что очень красиво играет, строгий дизайн и всё честно, без «электронной химии».

В Екатеринбурге заказал у друзей акустику Веуma. Выбрал её я не случайно и нисколько не пожалел. Репутация у фирмы отменная. Решил попробовать, но если с мидбасами складывалось более или менее понятно, то когда я увидел пищалочки (диаметром 10 см), как-то заплохело. Куда ставить, как заиграет и заиграет ли вообще — я не знал. Нашли опытным путём расположение твитера (заметьте — рупорного). А дальше, в принципе, как у всех. Тотальная шумоизоляция всего материалом «Викар», передние двери — в четыре слоя, задние в три, всё остальное — в два. Подиум под твитер строился по «чулочной технологии», которая, думаю, в комментарии не нуждается. Я приверженец беспроцессорного звука, поэтому система строилась по схеме «голова — усилитель — фронт — саб». Остановились на поканальном усилении. Вот здесь расскажу подробнее. Твитер играет напрямую от усилителя, нет ни кросса, ни конденсатора, ни фильтра. Ничего! Первую зиму испробовал все варианты, поверьте: всё было не то. Кто ищет и хочет — своего добьётся, добились и того, что твитер с мидбасом заиграли. Но это не всё, где саб, спросите вы? В багажнике, в «подвешенном состоянии» (закреплён намертво уголками к кузову и к лонжерону). Зовут сабвуфер JL Audio, и с ним всё тоже получилось не сразу: ставил и в маленький корпус (28 л), и в средний (35 л)— опять не то. Есть у Dire Straits песенка «Money for Nothing», на ней я и проверяю, как играет саб. Мало кому удаётся достоверно, точно и красочно отыграть эту басовую партию. В инструкции к сабу есть рекомендации: как, из чего, почему и зачем. По ним я и собрал из 20-миллиметровой фанеры корпус объёмом 49,6 л со щелевым фазиком. Звук — сказка. Судьи за низ на соревнованиях добавили 3 балла — это ли не награда за труды праведные. Да, чуть не забыл: головное устройство и усилители подверглись тотальному «твику». С такой системой я выкатился в прошлом году на соревнования и в Екатеринбурге занял 3 место (в «Любителях») по версии EMMA. Это была моя первая бронза. Думаете, на этом все закончилось? Да только началось! Приехал домой, перечитал все свои замечания и приступил к новой работе. В системе катастрофически не хватало серединки, поэтому произошли кардинальные изменения, к 2-полосному фронту «соревновательной» серии (твитер PH-35 и мидбас W6) добавился средне-частотник Beyma PRO 65ND: шедевр, гигант, уникум, выбирайте сами, как назвать. Диффузорная 16-сантиметровая (!) (серединка, не имеющая подвеса (как у хай-эндщиков). Каково? Взяли эти динамики, нацепили наскоро к усилителю, и я понял: это — моё!..

Моё-то оно моё, только куда это ставить? По программе JBL Speakershop посмотрели, как умеет трудиться этот динамик. Собственная резонансная частота у PRO 65ND — 215 Гц, в 4 литрах резонанс около 270 Гц, а нижняя граничная частота — примерно 350 Гц. На этом варианте и остановился.

Панель резать рука не поднялась, а на обшивку передних дверей — ещё как! Лобзик в руки, и... Пришлось попутно достать мидбас из «глубины двери», за штатной обшивкой ему было некомфортно. Сделал подиумы, перенёс ручки открывания дверей. Кстати, работа оказалась не из лёгких: за ручкой идут направляющие стеклоподъёмника. Пришлось проявить смекалку, и всё встало как надо. Кнопки открывания и закрывания переехали к кнопкам подогрева передних сидений. Попутно поменял головное устройство, их теперь два. Одно играет звук, другое — видео. Звук — Addzest DRX-9255 Limited Edition (он же McIntosh 406), а мой любимый Nakamichi пока «в запасе».

Усилителей в системе четыре. Первый— на середину с твитером одного канала, второй — такую же «сладкую парочку» другого канала, третий — мостами на мид-басы, а на десерт — Precision Power PCX 1.500 (ещё той, старой, школы) раскачивает саб JL Audioi2V3V2 D-2. Все усилители и головные устройства подверглись «твику», без этого никак... У Addzest «вырезали» всё лишнее, добавили «кончик», чтобы он мог работать в паре с Alpine. 2-канальный PPI 21 го играет на серединку с пищалкой без фильтра, самый короткий тракт и всё.

Усилители, кроме сабового, спрятаны под передними сиденьями. Вся инсталляция выполнена по строгим эммовским правилам, с применением гофры, тефлоновых оплёток и термоусадочных трубок. Перед соревнованиями был произведён замер АЧХ, результатом остался доволен — ни ям, ни горбов. Машина участвовала в этом году в этапе AMT Russian Challenge (класс «Профессионал») в Нижнем Тагиле, заняла 4 место. Ну, до следующего года есть ещё время на устранение «мелочей». Бог даст — в новом сезоне выступлю снова. От души, сердца и сабвуфера...

Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", декабрь 2010 г. www.avtozvuk.com