T+A

T+A

Название компании T+A образовано из двух слов - Theory and Application ("Теория и применение"), что обозначает следующее: применение при изготовлении продуктов основных законов физики с целью добиться наиболее точного воспроизведения музыки.

Подробнее о бренде T+AОбзоры товаров под маркой T+A (76)Официальный сайт T+A
www.taelektroakustik.de
Аудиомания — авторизованный дилер T+A

Оконечные усилители T+A M10, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

И действительно, это сооружение, выполненное в стиле экстремального хай-тека, ни формой, ни пропорциями, ни отдельными деталями усилитель не напоминает. Столь необычная архитектура продиктована схемотехникой и конструктивом, с которыми мне ещё сталкиваться не приходилось.

О появлении этого усилителя я узнал ещё в апреле, когда брал интервью у представителей Т+А на «HDI Show». Проект ещё не был завершён, поэтому немцы говорили о нём очень осторожно, избегая подробностей. Но даже по этим скупым сведениям было понятно, что что M10 — аппарат уникальный как по конструкции, так и по дизайну. И как только первый экземпляр приехал в Москву, мы отправились на прослушивание.

И действительно, это сооружение, выполненное в стиле экстремального хай-тека, ни формой, ни пропорциями, ни отдельными деталями усилитель не напоминает. Столь необычная архитектура продиктована схемотехникой и конструктивом, с которыми мне ещё сталкиваться не приходилось.

Начну с того, что аппарат гибридный, т.е. в первых каскадах используются лампы, а в оконечной ступени — мощные транзисторы. Входной сигнал через разъёмы RCA или XLR поступает на дифференциальный усилитель, построенный на двойном триоде 6SN7. За счёт этого эффективно подавляются любые помехи, наведённые на межблочный кабель, и пульсации источника питания. Кроме того, 6SN7 — один из самых линейных триодов, имеющихся в природе, и аудиофилы очень ценят его за нейтральное и прозрачное звучание. Во втором каскаде 6SN7 соединены в параллель и работают при высоком анодном напряжении и токах, что обеспечивает необходимый размах неискажённого сигнала и расширенный частотный диапазон без введения общей обратной связи. Помимо этого, достигается оптимальное согласование одновременно с двумя усилителями мощности. Да, именно с двумя, и в этом ещё одна особенность М10. В каждом моноблоке имеется пара абсолютно идентичных выходных модулей мощностью 1000 Вт на 4 Ом с собственными винтовыми клеммами. Решение, позволяющее легко реализовать подключение нагрузки по схеме bi-amping, а если в акустике всего два входных поста — bi-wiring с параллельным включением кабелей. Правда, при такой конфигурации почему-то не предусмотрено мостовое включение, легко удваивающее выходную мощность.

Зато есть переключатель, с помощью которого можно выбрать наилучший для конкретных условий режим — High Current или High Power. В первом случае выходные транзисторы работают при пониженном до ±50 В напряжении питания, но больших токах, т.е. в классе А, вплоть до 40 Вт. Идеальный вариант, если у вас чувствительная акустика или просто хочется послушать музыку не слишком громко, но с максимальным комфортом. В High Power питание увеличивается до ±100 В, а выходная мощность — до 1500 Вт на нагрузке 2 Ом, так что проблем не будет и при работе с «тугой» акустикой (например, планарной) или озвучивании больших помещений. Разумеется, для электроснабжения такого монстра понадобился и нетривиальный источник. На нижнем этаже шасси расположены три трансформатора — по киловаттнику на каждый оконечный усилитель и один анодно-накальный, для ламповых каскадов. Все они тороидальные, с малой индукцией рассеяния и тем не менее помещены в стальной экран для полной изоляции от чувствительных схем усилителя.

Динамические показатели любого усилителя, как известно, определяются его энерговооружённостью. У М10 с этим всё в порядке — суммарная ёмкость конденсаторов в блоке питания достигает 180000 мкФ. Их зарядный ток огромен, и чтобы при включении усилителя не выбило пробки в квартире, предусмотрен софт-старт. И это только одна из функций микропроцессорной системы контроля и защиты, которая мониторит контрольные точки усилителя и при отклонениях от нормы отключает нагрузку и снимает питание с выходных каскадов. Состояние системы имеется пара абсолютно идентичных выходных модулей мощностью 1000 Вт на 4 Ом с собственными винтовыми клеммами. Решение, позволяющее легко реализовать подключение нагрузки по схеме bi-amping, а если в акустике всего два входных поста — bi-wiring с параллельным включением кабелей. Правда, при такой конфигурации почему-то не предусмотрено мостовое включение, легко удваивающее выходную мощность.

Зато есть переключатель, с помощью которого можно выбрать наилучший для конкретных условий режим — High Current или High Power. В первом случае выходные транзисторы работают при пониженном до ±50 В напряжении питания, но больших токах, т.е. в классе А, вплоть до 40 Вт. Идеальный вариант, если у вас чувствительная акустика или просто хочется послушать музыку не слишком громко, но с максимальным комфортом. В High Power питание увеличивается до ±100 В, а выходная мощность — до 1500 Вт на нагрузке 2 Ом, так что проблем не будет и при работе с «тугой» акустикой (например, планарной) или озвучивании больших помещений. Разумеется, для электроснабжения такого монстра понадобился и нетривиальный источник. На нижнем этаже шасси расположены три трансформатора — по киловаттнику на каждый оконечный усилитель и один анодно-накальный, для ламповых каскадов. Все они тороидальные, с малой индукцией рассеяния и тем не менее помещены в стальной экран для полной изоляции от чувствительных схем усилителя.

Динамические показатели любого усилителя, как известно, определяются его энерговооружённостью. У М10 с этим всё в порядке — суммарная ёмкость конденсаторов в блоке питания достигает 180000 мкФ. Их зарядный ток огромен, и чтобы при включении усилителя не выбило пробки в квартире, предусмотрен софт-старт. И это только одна из функций микропроцессорной системы контроля и защиты, которая мониторит контрольные точки усилителя и при отклонениях от нормы отключает нагрузку и снимает питание с выходных каскадов. Состояние системы индицируется на дисплее, выполненном в виде узкого вертикального окошка со столбиком красных светодиодов. По нему можно также судить и об отдаваемой в нагрузку мощности, причём на выбор — пиковой или RMS. Вот такая продвинутая начинка и обусловила архитектуру М10: нижний ярус отведён под питание, по бокам вертикальные веера теплоотводов, а на крыше организована посадочная площадка для ламп, закрытых блестящими сетчатыми экранами. Углы корпуса усилены полыми алюминиевыми колоннами — для поддержания как общего стиля линейки, так и самого 52-килограммового сооружения.

Плотная увязка броского дизайна с оптимальной компоновкой прослеживается и в остальных компонентах V-серии. CD/SACD-проигрыватель D 102 собран на антирезонансном шасси с несущими элементами в виде боковых колонн. Транспорт — с верхней загрузкой, а литая алюминиевая крышка открывается вручную с помощью рычажка, напоминающего микролифт тонарма. Два источника питания гарантируют полное разделение аналогового и цифрового трактов, причём для последнего разработай специальный импульсный преобразователь с подавлением ВЧ-помех в цепях потребления. Дополнительная изоляция достигается за счёт оптронной развязки между сигнальными платами. DAC построен на восьми 32-битовых чипах Burr-Brown, за счёт чего погрешность преобразования снижена вдвое по сравнению с традиционными схемами.

Аналоговые фильтры ламповые, на двойных триодах 12AX7LPS, и частоту среза можно выбрать 60 или 120 кГц. Выходные буферы — на драйверных лампах ЕСС99, обеспечивающих выходное сопротивление менее 100 Ом. Напомню, что 99-й триод отличается высокой нагрузочной способностью и линейностью, благодаря чему часто используется в оконечниках для раскачки 300В.

Анфас предварительный усилитель Р 102 настолько похож на описанный выше проигрыватель, что их легко спутать. Схемотехника у него полностью ламповая, в первых каскадах те же 12AX7LPS на выходе ЕСС99 в предельном токовом режиме. Из особенностей преда отмечу полностью балансную топологию с коммутируемой плавающей землёй (фича, позаимствованная у профессиональной техники), отсутствие общей обратной связи, продвинутый блок питания с плавным пуском и селектор входов на оптронах.

Нестандартной внешностью отличаются и акустические системы Т+А Criterion TCI-2E. И прежде всего, конечно, плавными линиями корпуса и фактурой шпона, который меняет оттенки в зависимости от угла падения света.

Самое интересное, что натуральный шпон в данном случае не отделочный материал, а строительный — несколько слоев (10 — 15) склеиваются под прессом при высоких температурах, благодаря чему и удаётся получить не только нужную форму, но и повышенную жесткость корпуса с отличными антирезонансными свойствами.

Но в Criterion TCI-2E это не единственное оригинальное решение. Вместо традиционного фазоинвертора здесь используется transmission line, т.е. лабиринт с дополнительной акустической обработкой. Его плюс в том, что заднее излучение НЧ-драйвера, пройдя строго рассчитанный путь, выходит наружу в фазе с основным, за счёт чего бас становится глубже и мощнее. В таком оформлении работают две головки с 22-сантиметровыми диффузорами из карбонового волокна. Ещё одна изюминка — использование в качестве ВЧ-звена активной электростатической панели, поэтому верхняя граница воспроизведения была расширена до 45 кГц. Кроме того, безынерционный излучатель идеально воспроизводит резкие фронты сигнала, что на слух воспринимается как ясность и естественность верхнего регистра.

Для адаптации к конкретному помещению предусмотрена коррекция по всем трём полосам в пределах +1,5/0/-1,5 дБ. Кстати, после пробного прослушивания высокие частоты я прибрал на 1,5 дБ, поскольку комната, где был установлен комплект, оказалась довольно звонкой. Вообще же связка из М10 и Criterion TCI-2E, пожалуй, одна из самых удачных в своём ценовом сегменте. Хотя опасения, если честно, у меня были: электростаты беспощадно выявляют малейшие артефакты т.н. «транзисторного звучания», наиболее заметные именно в ВЧ-диапазоне. Любопытно было бы взглянуть на спектр искажений М10, скорее всего, у него очень короткий шлейф гармоник, полученный как раз за чёт гибридной схемотехники. Применение ламп в первых каскадах позволяет охватывать обратной связью не весь усилитель, а только транзисторную его часть. На звучании это сказывается очень заметно — верх становится легким, прозрачным, без малейшей резкости или мути. Особенно это чувствуется при воспроизведении SACD, у которых частотный диапазон по определению намного шире. Сборник Showcase записан и переведён в DSD на лондонской студии Sony (Whitfield Street Studios) известнейшим звукорежиссёром Жаном-Эриком Перссоном. Он всегда добивается предельно естественного звучания инструментов и вокальных партий, но оценить это в полной мере можно только на системе с высоким разрешением. В этом отношении М10 просто вне конкуренции — голоса словно живые, сложный тембр акустических инструментов передаётся абсолютно достоверно, тарелки реально.

Подготовлено по материалам журнала "Салон AudioVideo", октябрь 2010 г. www.salonav.com

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий