Напольная акустика Legacy Audio Classic HD, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

Для начала ставлю драйвовый альбом Rolling Stones, такую музыку хочется слушать громко. Первое, на что обращаешь внимание — колонки обладают низким и очень информативным басом. К тому же он довольно быстр, удар по бочке передается резко, хлестко, почти как в реальной жизни. П

Производители акустики часто дают своим изделиям имена типа «Monitor» или «Studio», дабы вызвать у покупателя подсознательные ассоциации с профессиональным оборудованием. Этот прием широко используется и в рекламе других товаров (например, женской косметики) и действует безотказно — кому же не хочется стать вровень с признанными гуру? Но в нашем случае все честно — колонки Legacy Audio Studio HD действительно используются на многих студиях в качестве мониторов ближнего поля.

На самом деле это редкий случай, когда акустика способна работать на два фронта, т.е. дома и в аппаратной звукозаписи — требования, предъявляемые любителями музыки и звукорежиссерами, как правило, совсем разные. Звучание студийных мониторов в квартире может показаться чересчур скучным, а большинство бытовых АС не способны дать объективное представление о качестве записи. Тем не менее первые упоминания и отзывы о Studio HD появились именно в узко специализированной прессе.

Напомню, что модели Legacy Audio с индексом HD были разработаны на базе своих предшественников, долгое время существовавших в первозданном виде. Чтобы там ни говорили аудиофилы, но последние лет десять аудио своим прогрессом обязано исключительно домашнему кинотеатру. Вышедшие на рынок Blu-ray и HD-DVD, в частности, предъявили новые требования к акустике — более широкой полосы пропускания и, что самое главное, повышенного звукового разрешения для воспроизведения треков, закодированных в Dolby TrueHD и DTS HD Master Audio.

По сравнению с версией десятилетней давности новые Studio HD претерпели серьезные изменения. Был полностью переделан корпус — теперь он заметно усилен и имеет скошенные боковые грани, чтобы создать оптимальные условия для работы твитера. Здесь уже не купольная головка, а ленточный излучатель Хейла, способный воспроизводить частоты до 22 кГц с минимальной неравномерностью. Но это не главное достоинство преобразователей такого типа, важно то, что в качестве диафрагмы в них используется тончайшая алюминиевая фольга. Она не обладает инерцией и поэтому способна передать массу информации, которая, как правило, «замыливается» обычными твитерами. Кроме того, при массе подвижной системы, вчетверо меньшей, чем у купола, лента обеспечивает вдесятеро большую площадь излучения. И наконец, у ленточного излучателя механический резонанс как таковой отсутствует, и с электрической точки зрения он представляет собой обычный резистор. Это заметно упрощает схему разделительного фильтра, ведь мы знаем — чем меньше элементов, тем лучше для звука.

Восьмидюймовый диффузор мидбасового драйвера соткан из углеволокна с добавлением тончайшей серебряной нити. Тканая структура, как известно, препятствует возникновению поверхностных стоячих волн, а сам материал хорошо демпфирует возникающие резонансы. Именно этим карбон отличается от кевлара, имеющего характерную окраску на средних частотах. Массивная «пуля» в центре нужна для выравнивания фазовых характеристик. Порт фазоинвертора выведен назад, и настроен он, по-видимому, очень низко — граница по уровню -2 дБ заявлена 41 Гц. Это фантастическое значение для такого объема корпуса, обычно такой резонанс имеют напольные АС средних габаритов.

Отделка у Legacy по обыкновению безукоризненна. На фото вы видите вариант в шпоне ореха, но есть еще и «черная жемчужина», т.е. черный лак с искрящимися серебристыми включениями. Колонки очень тяжелые, полное ощущение, что держишь цельный кусок полированного дерева. Клемм четыре и, как всегда, предусмотрена частотная коррекция под конкретное помещение — двумя тумблерами в пределах 2 дБ по НЧ и ВЧ. Колонки устанавливались на засыпные акустические стойки Lovan Sovereign 2400. Попутно замечу, что пренебрежение этим компонентом тракта чревато потерями баса, как в качественном, так и в количественном выражении.

Понятно, что акустика не играет сама по себе, и чтобы корректно оценить ее, мы выбрали тракт классом явно выше, чем следовало бы. Обычно считается, что АС не должны быть дешевле, чем источник или усилитель, но в нашем случае жена Цезаря, т.е. электроника, должна быть вне подозрений. Перестраховались, другими словами.

Выбор источника был обусловлен несколькими факторами. Во-первых, CD-проигрыватель Hegel CDP2A mk2 имеет абсолютно симметричный тракт с параметрами 24 бита/192 кГц и асимметричным реклокингом. Т.е. у тактового генератора фиксированная частота, не привязанная к транспорту с помощью ФАПЧ, за счет чего удается радикально снизить джиттер относительно простым и недорогим способом. Единственное, что мне не очень понравилось в проигрывателе — управление посредством контроллера в виде колеса, на края которого нужно нажимать. Все-таки обычный крест, как на пультах DVD-проигрывателей, или тот же Jogg dial были бы намного привычнее и удобнее.

Усилитель Hegel H1mk4 выполнен в лучших традициях High End Audio — расширенный диапазон частот, контролируемый спектр искажений, мощность 2 x 200 Вт на 4 Ом (наш случай) и наличие балансных входов. Кстати, при подключении по XLR звучание становится более контрастным, даже резким, из-за чего я в конечном итоге выбрал традиционные RCA-интерконнекты Legacy Lattice.

Для начала ставлю драйвовый альбом Rolling Stones, такую музыку хочется слушать громко. Первое, на что обращаешь внимание — колонки обладают низким и очень информативным басом. К тому же он довольно быстр, удар по бочке передается резко, хлестко, почти как в реальной жизни. Партия бас-гитары не теряется на общем фоне, она рельефна и энергична. Пространство строится образцово — вокал в центре, инструменты распределены по флангам, но при этом нельзя сказать, что они привязаны к колонкам. Сцена уходит в глубину, правда задние планы немного ближе, чем должно быть на этом диске. Характер звучания сильно зависит от расположения колонок, их лучше не ставить к стене ближе, чем на 1,5 метра. Точка прослушивания же по отношению к АС должна находиться в вершине равностороннего треугольника. В таком случае мы получаем настоящие мониторы ближнего поля — тонально сбалансированные, с точной стереокартиной, быстрые и дающие массу информации. Старое фортепиано на «You Don’t Have to Mean It» совсем как живое, на более сложных вещах великолепно передается ритмическая основа.

Честно говоря, всегда недолюбливал ленточные пищалки за агрессивный и не очень натуральный верх. В Studio HD их явно удалось усмирить — на альбоме «Lonely Woman», записанном чересчур жестко, верхний диапазон передается спокойно, без малейших намеков на резкость, но с колоссальным разрешением. Кстати, фонограмма сделана с помощью всего двух микрофонов, а все пространство заполнено, несмотря на довольно большое расстояние между колонками. Звучание рояля богато обертонами, индивидуальный характер инструмента передан настолько точно, что профессиональный музыкант, наверное, смог бы определить, какая фирма его изготовила.

Действие переключателей, дающих подъем в 2 дБ на средних и высоких частотах, на слух не заметно. Но они могут пригодиться при точной настройке системы по приборам, например, в студии.

Альбом Стена Гетца, впервые вышедший в 1955-м, мне нравится комфортным, мягким звучанием и прекрасным тональным балансом. Это как в телевизоре, можно сделать цвета поярче, а можно — слегка приглушенными, но натуральными. Режиссеры тех лет знали свое дело: и контрабас, и саксофон, и щетки (кстати, частотный диапазон записи очень широк), т.е. источники, имеющие совершенно разный спектр, образуют не только музыкальную, но и тембральную гармонию. Очень важно, что Studio HD ее не нарушают, а ведь именно акустика часто выделяет одни инструменты и как бы «задвигает» другие.

На сборнике классических произведений стало понятно, за что профессионалы полюбили эту модель. При очень высоком общем качестве записей Studio HD показывают, что они сделаны в разных залах и на разном оборудовании. Каждый раз другая атмосфера, другое восприятие пространства и какие-то иные ощущения, которые я даже не могу описать. Единственный минус, который стоит отметить — некоторое снижение разборчивости в нижней середине, что особенно чувствуется на сложных симфонических композициях. Но это не слишком влияет на музыкальные способности Studio HD, они прекрасно передают суть произведения. Слушая сборник, очередной раз оценил безупречный вкус Джеймса Джолли, его составителя и главного редактора журнала «Gramophone».

Можно лишь удивляться, как при такой цене колонок (для Legacy Audio это самый начальный уровень) удалось добиться сочетания качеств, привлекающих и профессионалов, и любителей.

Подготовлено по материалам журнала "Салон AudioVideo", март 2008 г. www.salonav.com

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий