Коммутационные превратности. Часть-2. Статья. Портал "www.av-tribune.ru"

Рассмотрев вопрос о соединительных кабелях теперь вполне логично перейти к самим соединителям или коннекторам. Но прежде чем это сделать я бы хотел еще немного углубиться в теорию.

Автор: Бочаров Сергей.

Рассмотрев вопрос о соединительных кабелях теперь вполне логично перейти к самим соединителям или коннекторам. Но прежде чем это сделать я бы хотел еще немного углубиться в теорию.

Нагрузочные тонкости.

Говоря о кабелях и их влиянии на звук, многие авторы, к сожалению, забывают сказать еще об одном весьма существенном факторе, влияющим на качество звучания в не меньшей, а то и в большей степени чем «межблочник». Я имею ввиду входные и выходные характеристики самих источников сигнала. Ведь любой усилитель имеет входное и выходное сопротивление, а также емкость и индуктивность. И конечно их значения оказывают свое влияние на качество сигнала. При проектировании обычно все расчеты характеристик усилителей ведут исходя из определенной нагрузки. А если она будет другой, то характеристики выходного сигнала также будут далеки от расчетных. Именно этим фактом и объясняется расхожее утверждение, что лучше всего звучат компоненты сделанные одной компанией. Ведь при их проектировании инженеры уже позаботились о взаимной совместимости устройств, оптимизировав их нагрузочные параметры для совместной работы. А, покупая плеер одного производителя, а усилитель другого сравнивать их параметры нужно уже самостоятельно, и не факт, что вы сможете легко подобрать идеальную пару.

Подбираем коннекторы.

В первую очередь при выборе кабеля обратите внимание на качество самих коннекторов. В идеальном варианте они должны быть изготовлены из упругого материала имеющего достаточную толщину, и желательно слегка пружинить. Еще лучше если есть возможность регулировать степень их подпружинивания. Ведь именно в этом случае вы получите гарантированное качество соединения. Весьма важно и нанесенное на металл покрытие, конечно лучше, если это будет позолота. Ведь золото обеспечивает минимальное переходное сопротивление. Но, как говорится в пословице: «Не все то золото, что блестит», иногда под видом позолоты скрываются гораздо более дешевые металлы или сплавы, и отличить по виду их от золота практически невозможно. Поэтому здесь можно дать только один совет, покупайте кабели известного производителя и в проверенном месте, где вас точно не обманут. При этом нежелательно смешивать материалы покрытия, например, позолоту и хромирование. Если коннекторы ваших усилителей, позолоченные лучше брать кабель с аналогичным покрытием.

Пайка или обжим?

Этот вопрос мучает специалистов со времени появления технологии обжима. Сторонники пайки утверждают, что эта технология лучшая. Причем их доводы весьма серьезны. Во-первых, при пайке обеспечивается очень прочный неразрывный контакт поверхностей, уступающий разве, что сварке. Во-вторых, коннектор можно использовать многократно. А это весьма важно, так как качественные соединители стоят весьма недешево. Технология пайки практически доведена до совершенства и хорошо автоматизируется.

Противники же пайки приводят свои не менее весомые аргументы. Главный из которых, состоит в том, что в месте соединения проводника и разъема может образоваться окисел, который ухудшит качество контакта. И как следствие внесет искажение в звук. Но здесь стоит сделать одну поправку, при пайке поверхности специально очищаются от окисла флюсом. И единственная причина, по которой он может возникнуть это нарушение технологии. К примеру, завышенная температура жала паяльника. Здесь мне хочется задать резонный вопрос: «А зачем нужно нарушать технологию?» Ведь, наверное, не зря ее разрабатывали специалисты. Тем, кто захочет паять кабели самостоятельно, дам несколько рекомендаций. Не стоит проводить пайку, применяя в качестве флюса паяльную кислоту. Лучше воспользоваться старой доброй канифолью, и конечно нужно обязательно промыть место соединения спиртом, для очистки от остатков флюса. Применяйте качественные припои желательно с содержанием серебра, используйте паяльник с терморегулятором, а не 200 Ваттный «утюг», предназначенный для пайки кастрюль и ведер. И никаких проблем с качеством контакта у вас не будет.

В качестве лирического отступления могу посоветовать хороший метод обучения пайке. Возьмите медную проволоку без изоляции сечением 1,5-2 мм². Затем нарежьте 12 отрезков длиной по 10 см. каждый, и качественно залудите их. После этого вам нужно из этих отрезков спаять куб. Когда он будет готов, поставьте его на стол и ладонью нажмите на верхнюю грань, увеличивая постепенно давление. Если ваш куб «сложился», а сделанные соединения остались целыми. Поздравляю, вы отлично паяете, тренировка завершена. А вот если пайка разошлась, повторите все заново, и так до достижения нужного результата. Даже из этого простого примера видно, что научится качественно паять весьма непросто, а ведь это только одно из многих упражнений для обучения радиомонтажников. Поэтому, на мой взгляд, у пайки есть только один недостаток, нужна высокая квалификация персонала и качественный инструмент. Если вам раньше не приходилось паять, то не стоит начинать учится этому на дорогих кабелях и коннекторах.

Теперь поговорим о технологии обжима. Здесь все немного проще. Подготовленный кабель вставляется в коннектор и зажимается в нем с помощью обжимного инструмента. Качество соединения в основном зависит от квалификации исполнителя, и от соблюдения технологической дисциплины. Научиться правильно, обжимать кабель можно гораздо быстрее, чем освоить правильную пайку. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и качество самой оснастки. Если используется дешевый инструмент, да еще и выработавший свой ресурс, то надеяться на хороший контакт смысла нет. Равно, как и в том случае если операцию выполняет неквалифицированный персонал.

При этом обнаружить дефект паяного соединения путем визуального осмотра всегда проще, чем определить плохо обжатый кабель. Я отдаю предпочтение качественным паяным кабелям. Опять же повторюсь, что речь не идет о дешевых «шнурках» с рынка. Чаше всего назвать их кабелями просто язык не поворачивается. В своей практике мне приходилось неоднократно встречать подобные поделки у своих знакомых. Основные дефекты этих изделий, как правило «холодная пайка», не смыт флюс и применение паяльной кислоты. Первый дефект приводит к появлению неприятных помех в звуковом сигнале. Не смытый флюс, если он активный, со временем разъедает проводник, что ведет со временем к потере контакта. Ну и конечно используемые в таких «шнурках» коннекторы также не выдерживают никакой критики. Они больше напоминают одноразовые изделия, которые могут легко сломаться через пару тройку раз.

Коммутационные превратности. Часть-1.

Подготовлено по материалам журнала "www.av-tribune.ru", март 2009 г. Коммутационные превратности. Часть-2.

Эту статью прочитали 10 559 раз
Статья входит в разделы:Как выбрать. Гид покупателя

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
6 декабря 2020, 04:54
Игорь Вадимович (Клиент Аудиомании)
Уважаемый автор, прочитав этот материал, я решил провести опыт по определению РЕАЛЬНОГО влияния межблочных проводов на АЧХ и ФЧХ сигнала. Два блока и провод представляют собой фильтр второго порядка, который я и считал. Возьмем самый убитый китайский кабель. Значения его индуктивности и ёмкости лежат за пределами возможности измерительной системы, которой я пользовался, поэтому берем минимальные значения, которые прибор может показать. С=10 pF, L=100 uH. Сопротивление разъёмов примем 1 Ом. Параметры для провода длиной 1,5 м просто убойные. Реальные значения на порядки меньше. Входное сопротивление усилителя не менее 47 кОм, выходное линейного выхода сидюка не более 2,2 кОм. Это взято из ГОСТ'а и абсолютно вся аппаратура обязана им соответствовать. Если у Вас это не так, выкиньте её. После расчетов видно, что точка среза АЧХ находится после 6 МГц !!! Сколь-нибудь значительные изменения в ФЧХ находятся за пределами 300 кГц. Если ввести параметры профессиональных микрофонных проводов, АЧХ и ФЧХ будут абсолютно линейны вплоть до радиодиапазона. Поэтому хватит морочить людям голову.
Написать свой комментарий