CD проигрыватель T+A CD 1260 R или «четыре в одном», обзор.

Несмотря на прогрессирующее развитие HD форматов записи и средств для их воспроизведения, аудио CD продолжает занимать важное место в фонотеках любителей музыки как самый распространенный и демократичный носитель звука.

Несмотря на прогрессирующее развитие HD форматов записи и средств для их воспроизведения, аудио CD продолжает занимать важное место в фонотеках любителей музыки как самый распространенный и демократичный носитель звука. «Мы разработали CD 1260 R, чтобы обеспечить идеальное воспроизведение в этой среде...» - именно так отзываются о своем проигрывателе компакт-дисков его разработчики из компании «Т+А». Нас заинтересовал этот плеер по следующей причине: что нового в ставшей давно классической технологии может предложить именитая фирма?

Обращаем внимание заинтересованного читателя, что речь идет о плеере CD 1260R, который не следует путать с другим очень похожим плеером данной фирмы под таким же номером, - SACD 1260R.

Как видите, аппараты имеют небольшие внешние отличия в расположении кнопок в правой части лицевой панели.

Различия в технических показателях видны на таблице выше.

Итак, опуская перечисление технических характеристик, с которыми читатель может познакомится в подробном описании аппарата на сайте, отметим, что высокое качество звучания этого проигрывателя обеспечивается применением нескольких алгоритмов преобразования выходного сигнала, реализованных на 32-разрядных элементах.

По мнению главного разработчика CD 1260 R, Лотара Виемана (L. Wiemann), в результате применения новых Burr-Brown 32-разрядных элементов был достигнут гигантский скачок в технологическом плане и в результирующем качестве звука.

При непосредственном знакомстве проигрыватель располагает к себе своим эстетичным внешним видом и начинкой, которая частично видна через узкое окно в верхней крышке и как бы предваряет хорошие впечатления от предстоящего прослушивания.

Первые звуки при воспроизведении диска с качественной записью сразу же выдают породистое происхождение девайса, всё как надо! Но в том-то и интрига разработчиков, что их собственное представление о хорошем звуке не довлеет над предпочтениями слушателей, и аппарат несет на борту четыре профиля обработки аудиосигнала. Здесь уместно привести выдержку из описания проигрывателя с пояснениями сути процессов передискретизации и фильтрации сигналов по версии авторов:

«В проигрывателе 1260R аудиоданные, прочитанные с компакт-диска, «умножаются» на более высокую частоту дискретизации (352,8 кГц) перед преобразованием в аналоговый музыкальный сигнал. Этот процесс позволяет подавать на преобразователь намного более точно градуированный сигнал, который затем преобразуется с соответственно более высокой точностью. Повышение частоты дискретизации требует значительных вычислений, для которых используются многие различные математические алгоритмы. Почти во всех аудиоустройствах, использующих преимущества повышенной частоты дискретизации, для этой цели используется так называемый КИХ-фильтр (фильтр с конечной импульсной характеристикой). Компания T+A занималась исследованиями более десяти лет, стараясь улучшить процесс избыточной дискретизации, потому что обычный метод КИХ имеет один недостаток, серьезно противостоящий всем бесспорным преимуществам: он добавляет в музыкальный сигнал небольшое эхо до и после. Мы разработали математический алгоритм, известный как полиномиальная интерполяция Безье, не имеющий этого недостатка. Поэтому он обеспечивает более естественный и лучший звук, чем обычный алгоритм. Так как процедура вычисления по нашему методу значительно сложнее обычного метода, 1260R имеет высокопроизводительный цифровой сигнальный процессор (DSP), выполняющий процедуру избыточной дискретизации с большой точностью (56 бит), используя специальные алгоритмы, разработанные T+A.

Свободно программируемый цифровой сигнальный процессор, который мы используем, способен выполнять избыточную дискретизацию по любому методу вычисления, поэтому в 1260R мы реализовали два немного модифицированных алгоритма Безье (OVS 2) в дополнение к чистому алгоритму Безье (OVS 3), а также два варианта обычного алгоритма (обычный КИХ-фильтр OVS и OVS 1).

Предпочитаемым алгоритмом преобразования аудиосигнала, по умолчанию, в CD 1260R является вариант OVS 3, так называемый чистый интерполятор Безье, индикация при этом отображает BEZIER. На наш взгляд этот режим характеризуется наиболее нейтральным звучанием, некоторым нашим слушателям он показался несколько «скучноватым», возможно, такое восприятие связано с длительной привычкой к прослушиванию традиционных «вертушек», в которых, как мы знаем, часто применяется длинный КИХ-фильтр, имеющий некоторые «краски». За переключение фильтров отвечает кнопка OVS, последовательные нажатия этой кнопки циклически переключают различные алгоритмы избыточной дискретизации, предлагаемые в CD 1260 R, кроме того, в распоряжении слушателя кнопка INV, эта кнопка позволяет инвертировать фазу сигнала. (Цитата от производителя: “Человеческий слух способен воспринимать абсолютную фазу при прослушивании определенных инструментов и голосов. Однако абсолютная фаза не всегда правильно записана. Эту проблему можно решить, если инвертировать фазу (т.е. повернуть на 180°), включив эту настройку”.) Коррекция происходит на цифровом уровне и поэтому никак не влияет на качество звука.

После прослушивания тестовых CD у нас сложилось мнение, что по методу BEZ/IIR звучание проигрывателя наиболее соответствует, тому что мы вкладываем в понятие классный аналоговый звук, а режим FIR SHORT отличается большей живостью и неприглаженным динамизмом.

Без сомнения, аппарат CD 1260R производителю удался, эстетика, функционал и звук - всё на должной высоте, проигрыватель прост и удобен в управлении, а главное в таком устройстве то, что требовательный слушатель не связан рамками одной концепции звуковоспроизведения, а фактически получает четыре проигрывателя в одном, который одолеет любой аудиодиск.

Для справки:

Обычный КИХ-фильтр OVS

Длинный КИХ-фильтр — это стандартный процесс повышения частоты дискретизации в цифровой технологии, обеспечивающий чрезвычайно линейную амплитудно-частотную характеристику, очень высокое демпфирование, линейную фазовую характеристику и постоянные групповые задержки. Недостатком является паразитное эхо, добавляемое к сигналу. Эти «ошибки временного диапазона» влияют на динамику, точность и естественность музыкального сигнала и ухудшают пространственную ориентацию.

OVS 1 (короткий КИХ-фильтр)

Сокращение фильтра (снижение коэффициентов) уменьшает временные ошибки, одновременно снижая линейность частотного диапазона и коэффициент затухания.

OVS 2 (интерполятор Безье и БИХ-фильтр)

В этом алгоритме идеальный интерполятор Безье объединен с так называемым БИХ-фильтром (Фильтр с бесконечной импульсной характеристикой). Это позволяет устранить проблематичное предварительное эхо КИХ-метода. Этот процесс дает чрезвычайно «аналоговые» характеристики системы с качеством звука и измеряемыми характеристиками, похожими на хороший аналоговый проигрыватель дисков.

OVS 3 (чистый интерполятор Безье)

Этот процесс обеспечивает идеальную реконструкцию исходного музыкального сигнала. Он не имеет предварительного или запаздывающего эха любого типа и не добавляет окраску или временные ошибки к оригинальному сигналу. В акустических терминах этот метод обеспечивает выразительное сочетание естественности, хорошей динамики и точности. Это наш предпочитаемый алгоритм из-за его преимуществ в отношении качества звука. Он является основным (выбранным по умолчанию) алгоритмом проигрывателя.

С уважением, Ф-Лаб.

Этот обзор прочитали 5 819 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий