Сетевой проигрыватель Plinius Tiki, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

Музыкальные образы отчётливо сфокусированы и объёмны. Масса подробностей, и при этом совершенно не слышно ни цифрового «привкуса», ни синтетики.



В полинезийской мифологии Тики — образ бога или духа, воплощённый в резном амулете, статуе из дерева или камня. Знаменитые идолы с острова Пасхи — это тоже тики. Можно догадаться, почему компания Plinius назвала так свой сетевой аудиоплеер. Способен ли он оправдать имя и служить настоящим образом духа, духа музыки?

Сам производитель позиционирует Tiki именно как сетевой аудиоплеер, хотя, строго говоря, он относится к несколько иному виду устройств, у которых пока нет общепринятого обозначения .в русском языке. Это так называемый DMR (Digital Media Renderer, точнее, в случае с Tiki это DAR — Digital Audio Renderer) — устройство, получающее по протоколу DLNA информацию от DMS (Digital Media Server) и управляемое посредством DMC (Digital Media Controller). Принципиальная разница между сетевым плеером и рендерером заключается, на мой взгляд, в том, что первый — многофункциональное и относительно автономное устройство, a DMR или DAR — узко специализированное, это элемент сетевой системы, не предназначенный для автономной работы. Допустим, если у вас «упала» сеть (сломался Wi-Fi-роутер, собака перегрызла Ethernet -кабель и т.д.), можно записать файлы на флэшку, и плеер будет их замечательно воспроизводить. Или подключить внешний источник, ведь большинство сетевых плееров оснащены входными цифровыми интерфейсами и могут служить внешними ЦАПами. У плееров, как правило, собственные средства управления (у них есть экран и пульт ДУ) и возможность обходиться без дополнительных прибамбасов — смартфонов и планшетов со специальными программами. Есть аппараты, которые совмещают в одном корпусе и источник информации (сервер), и средство её воспроизведения (например, это техника Olive Audio).

Главная и единственная задача рендерера — получение цифрового потока по сети и преобразование его в аналог (а у некоторых моделей и озвучивание с помощью встроенных усилителей и акустики). По сути, он даже не воспроизводит контент, поскольку функция проигрывания и управления передана отдельным DMC.

Замечу, что аппараты этого рода уже достаточно давно выпускаются, и некоторые из них у нас даже тестировались. Например, типичными рендерерами являются сетевые системы Denon Cocoon, Pioneer XW-SMA4-K, к ним с некоторыми оговорками можно отнести и сетевой ресивер Revox Joy. У них остались «рудименты» плееров — органы управления на корпусе, аналоговые или цифровые интерфейсы для подключения внешних источников, пульты ДУ, активная акустика или усилители, но это не меняет их сути. Plinius Tiki — это первый «чистый» рендерер со встроенным ЦАПом. Что подчёркивает его принадлежность к высшему классу техники и ориентированность на энтузиастов звука, которые ценят узкую специализацию и точно знают, что им нужно.

Должен заметить, что у Plinius есть ещё один рендерер — Toko, в нём DAR дополнен CD-плеером. Это «переходный» аппарат — для тех меломанов, которые уже приобщились к культуре музыкальных файлов, приобретаемых в онлайн-магазинах (или просто скачиваемых известным способом), но все ещё не пришли к идее расстаться с пыльными CD-коллекциями. Напротив, Tiki создан для тех решительных, кто нашёл в себе силы отказаться от вещественных носителей ради чистой файловой духовности (звучит вступление к 5-й симфонии Бетховена)...

АСКЕТИЗМ КАК ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА

Единственным украшением солидного корпуса фрезерованного алюминия (черного и серебристого) служит вырезанный в толще металла логотип Plinius, да ешё, пожалуй, маленький и не слишком яркий синии светодиод, индикатор питания. Клавиша включения - на задней панели. Там же расположены колодка силового кабеля, аналоговые стереовыходы (пара балансных XLR, продублированных RCA), селектор, позволяющий избежать земляной петли (нулевой провод на корпусе или «в воздухе»), и, наконец, интерфейс Ethernet, вот и всё.

Вскрывать аппарат я не стал (идолы не терпят фамильярности), но постарался проникнуть в его суть через вентиляционные прорези в верхней панели. Увидел внушительный по габаритам тороидальный трансформатор и на том успокоился. Думаю, такой транс мог бы составить честь интегральному усилителю, конечно, не самой высокой мощности. Сомневаюсь, что новозеландцы не умеют оптимизировать себестоимость. Вероятнее всего, выходные каскады Tiki работают в классе А, а потому такое усиленное питание им остро необходимо. Увы, приходится заниматься домыслами и предположениями, поскольку сам производитель не сообщает каких-либо подробностей о конструкции аппарата. Такой пиар (точнее, его отсутствие) могут себе позволить только очень уверенные в себе фирмы, имеющие устойчивую репутацию среди требовательных любителей музыки. Они разрабатывают и производят технику высшего качества и с фирменным звуком, а не некий набор из технологий и комплектующих. По большому счёту это правильно: если вам нравится девушка, вы не станете требовать от нее рентгеновских снимков или данных УЗИ и МРТ, если, конечно, не одержимы идеей узнать, что у неё внутри.

ТРЕБУЕТСЯ УПРАВЛЯЮЩИЙ

Итак, пульта ДУ в комплекте Tiki нет, отсутствуют и какие-либо кнопки (за исключением тумблера питания) на корпусе. Как же им управлять?

Руководство предлагает воспользоваться фирменной программой Arataki, предназначенной для iOS-устройств (в идеале — iPad), её следует скачать (за небольшую плату) в AppStore. Если же у кого-то аллергия на iTunes, документация предлагает воспользоваться «другими медиаконтроллерами, совместимыми с DLNA». Инструкция на русском языке раскрывает эту тему чуть более подробно, но конкретно называет только два альтернативных приложения, PlugPlayer и Songbook UPnP, оба — тоже под iOS. Правда, первое из них имеет версию и для Android. На самом деле для этой OS есть и другие программы, причём бесплатные. Самая популярная из них — Kinsky от LINN.

Есть возможность управлять Tiki и с компьютера-десктопа или ноутбука, но тоже с помощью стороннего софта, поскольку встроенный web интерфейс только отображает состояние устройства и версию прошивки. Сам я пользовался бесплатной программой eLyric Music Manager (EMM) от PS Audio — она была разработана для ЦАПа PerfectWave и есть в версиях как для Windows PC, так и для портативных устройств Apple.

Само собой, в домашней сети должен работать и DLNA-сервер с музыкальными файлами, теоретически поддерживаются и UPnP-серверы, но первый вариант всё же предпочтительнее, поскольку обеспечивает полную совместимость. Подобных программ сейчас имеется множество, причём есть и бесплатные. В частности, это MinimServer, разработанный специально для качественного воспроизведения музыки по сети. Мне же дополнительный софт не понадобился, поскольку вся моя музыкальная коллекция хранится на сетевых накопителях (NAS) со встроенным DLNA-сервером.

СОЕДИНЕНИЕ УСТАНОВЛЕНО...

Процесс воспроизведения музыки на сетевом рендерере может показаться не столь простым, как на CD-плеере, но это только поначалу. На самом деле всё ещё проще. Надо в управляющей программе «зайти» на сервер и выбрать файлы для воспроизведения — аналогично тому, как мы подходим к шкафу или стойке, где хранятся компакты, и вытаскиваем требуемый диск. С той разницей, что файлы значительно проще найти. Воспроизведение запускается одним нажатием — не требуется выдвигать и потом задвигать лоток. Не зря говорят, что сетевые технологии придуманы лентяями.

Чтобы программа отображала обложки дисков, в папке с файлами должна располагаться картинка с названием, определяемым управляющей программой (например, у Linn Kinsky это folder.jpg).

Согласно документации, на предварительный разогрев Tiki требуется порядка 24 часов. Честно говоря, у меня такой возможности не было, тем не менее аппарат почти сразу заиграл во всю свою силу — масштабно, монументально. Много воздуха, прекрасно выстраивается сцена, живой вокал. Музыкальные образы отчётливо сфокусированы и объёмны. Масса подробностей, и при этом совершенно не слышно ни цифрового «привкуса», ни синтетики. Аппарат явно не старается вытащить всю информацию, даже лишнюю, которая есть в записи, но адекватно передаёт её эмоциональную суть. Хотя басы, как мне показалось, суховаты. Но если включить в eLyrics (или другой программе) транскодер, преобразующий на лету FLAC в LPCM, то сухость уходит, а исполнение в целом становится более гармоничным. Должен заметить, что о том же самом пишут на форумах владельцы других аппаратов с функцией сетевого рендеринга, например, Linn DS или PS Audio PWD с картой Bridge. Вероятно, современные декодеры FLAC ещё далеки от совершенства. Думаю, со временем их доработают, хотя какое это имеет значение, если есть возможность транскодирования в LPCM?

Поначалу подумал, что Tiki не помешали бы цифровые входы, чтобы можно было использовать его в роли внешнего ЦАПа. Но потом понял: а что к нему подключать? Несмотря на внешний аскетизм, аппарат абсолютно самодостаточен в роли музыкального источника в сетевой системе.


ПОРАДОВАЛО

Точный, информативный, выразительный и одновременно комфортный звук.

ОГОРЧИЛО

Неразвитый Web-интерфейс — в идеале он мог бы использоваться для управления.


 

Подготовлено по материалам журнала "Салон AudioVideo", июль 2013 г. www.salonav.com

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий