Pro-Ject

Pro-Ject

На протяжении многих лет компания Pro-Ject, является одним из лидеров на рынке виниловых проигрывателей, каждый из которых ежегодно получает многочисленные награды ведущих европейских изданий. Идея создания и сама компания Pro-Ject родились совершенно случайно. Хайнц Лихтенеггер - основатель компании Pro-Ject, с 1985 года лично занимался распространением High End-а в Австрии и являлся одним из ведущих дистрибьюторов High End техники на рынке. Его особым пристрастием всегда были и остаются аналоговые проигрыватели (LP-проигрыватели).

Подробнее о бренде Pro-JectОбзоры товаров под маркой Pro-Ject (45)Официальный сайт Pro-Ject
www.project-audio.com
Аудиомания — авторизованный дилер Pro-Ject

Виниловый проигрыватель Pro-Ject Xtension 12, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Необычный тракт с необычным звуком. Звук этого проигрывателя отчасти напомнил по почерку студийные акустические мониторы (если, конечно, такое сравнение корректно) — слушать можно часами разную музыку и слышать ее, а в эмоции включаться по собственному желанию. Или это вариант для тех, кто слушает музыку, не сосредотачиваясь на ней целиком и полностью. С такой подачей можно запросто слушать «Реквием» Верди и одновременно вести неспешный диалог с гостями.



Проигрыватели Pro-Ject широко известны в первую очередь благодаря своим младшим бюджетным моделям, которые при скромной цене имеют неплохой функционал, да и звучат по меркам этого сегмента очень неплохо. С проигрывателями средних линеек все не так однозначно — аппараты сильно различаются по конструкции и, следовательно, просто не могут звучать одинаково. С верхней линейкой, к которой относится объект нашего теста, тоже все не совсем просто. Модель Xtension — уже не новинка, аппарат появился в модельном ряду компании несколько лет назад. Помню, я встречался с основателем и генеральным управляющим компании Pro-Ject Audio Systems Хайнцем Лихтенеггером, и мы, помимо всего прочего, обсуждали и эту модель. В своем роде прототипом для нее послужила хорошо известная вертушка Micro-Seiki BL-91, а звук был выстроен по идеологии разработчиков компании и самого Хайнца Лихтенеггера. Я несколько раз слышал Xtension в разных комплектациях, и всегда звук вызывал у меня двоякие чувства. Хотя звучание, конечно, разнилось в зависимости от системы и комплектации. Поэтому и было решено заполучить этот аппарат на тест и изучить во всех подробностях, поэкспериментировать со звуком и его составляющими.

Изучив конструкцию, даже в первом приближении можно сделать вывод, что сходство с Micro-Seiki BL-91 скорее внешнее — корпус, пропорции, отделка. Но в деталях общего не так и много, поэтому неудивительно, что звук проигрывателя сильно отличается от звука его идеологического прототипа. Внешность совершенно точно получилась выдающейся — аппарат красив, детали изготовлены аккуратно, сборка качественная, Все это дополняет «форм-фактор» — проигрыватель выглядит именно так, как в большинстве своем мы привыкли представлять себе классический проигрыватель виниловых пластинок. Массивный корпус изготовлен из МДФ, покрыт шпоном и лаком. Вариантов отделки три — рояльный лак, как у нашего тестируемого, шпон красного дерева и шпон оливы.

При своих не самых маленьких габаритах и приличном весе проигрыватель в целом смотрится пропорционально.

На стойку проигрыватель устанавливается при помощи четырех регулируемых ножек с хитрой системой виброразвязки — использованы и пружины, и магнитная поддержка. В плане своего прямого предназначения ножки эти работают хорошо — от внешних вибраций аппарат защищен надежно и вдобавок очень слабо реагирует на то, на чем он стоит (на аудиофильской качественной стойке или просто на столе), Все узлы смонтированы в одном корпусе, а выносным сделан только блок питания, изготовленный в виде вилки-адаптера. Компоновка узлов привычная — встроенный мотор, блок управления скоростью, инвертированный опорный подшипник диска и съемная база для тонарма.

Ножка-опора сочетает в себе пружинную и магнитную развязку. К тому же с возможностью регулировки. Защита от внешних вибраций получается очень эффективная, но влияние в целом - неоднозначное. Поворотный узел и основные детали тонарма - противовес, регулятор прижимной силы, регулятор анти-скейтинга. Так же видна база и установленный на ней уровень. Вид снизу. Видна крышка, закрывающая полость с дробью, отверстия крепления базы, ножки - с изнанки аппарат выглядит очень аккуратно.

Если рассмотреть все подробнее, то конструкция оказывается сложнее, чем это видится вначале, и неудобной или непродуманной ее не назовешь. Начнем разбирать детали с опорного подшипника. Подшипник массивный — толстый шкив с керамической вставкой и бронзовый стакан, тоже с керамической вставкой. Для уменьшения нагрузки использована система магнитной подвески, Магнит не настолько мощный, чтобы полностью удерживать вес диска, поэтому контактные поверхнрсти работают по привычной схеме, но нагрузку они испытывают меньшую. Если раскрутить диск рукой, то вращаться он будет больше 5 мин — косвенно это может указывать на качество подшипника. Стакан вмонтирован в основной диск. Для опорной части подшипника применена оригинальная система виброразвязки — в корпусе стола вокруг крепления сделан паз, который засыпан металлической дробью. Что за металл использован, я не смог определить, но точно не свинец — сплющить дробину не получилось, металл твердый, больше похожий на сталь. Если изучить основной диск, то сразу видно — он хоть и тяжелый, но легче, чем кажется на первый взгляд (диск весит 5,7 кг). Просто он неодинаков по толщине — по краям он толще и тяжелее, а основной объем внутри выбран в процессе изготовления, и к толщине «видимой» диск возвращается только ближе к подшипнику — там, где установлен ответный магнит. Изнутри по краям диск оклеен виброгасящим материалом — что-то наподобие пористой резины. Это и есть сорботан, только в не самом привычном виде. Завершающий штрих к конструкции — несъемный композитный мат, основу которого составляет винил.

Штатный кабель от тонарма. Внешне - ничего особенного, просто кабель, но на практике он лучше многих среднестатистических проводов, идущих в комплеках с вертушками. Блок управления с регулировкой скорости - все просто и интуитивно понятно. Учитывая конструкцию, в целом мне понравилось, что этот блок встроен, а не вынесен в отдельный корпус. Основной диск проигрывателя - виден стакан подшипника, магнит и демпфирование по внешнему краю. Материал, похожий на вспененную резину, - сорботан, просто в таком не самом привычном виде.

Вращение на диск от мотора передается при помощи резинового пассика с квадратным сечением. Мотор переменного тока, установленный в корпусе, — небольшой по размеру, не самый мощный и тихий. Диск раскручивается не очень быстро, но уверенно и без проскальзываний, Скорости переключаются между 33,3 и 45, а чтобы получить скорость в 78 об/мин, нужно дополнительно перебрасывать пассик на шкиве. Блок управления, встроенный в корпус, не что иное, как Pro-Ject Speed Box — блок, доступный в виде самостоятельного опционального устройства для многих других моделей. Блок управления «кварцованный», за счет чего и скорости держатся точно, и пошаговая подстройка имеется, да и индикация скорости вращения — вещь удобная, Я проверил проигрыватель при помощи стробоскопа — скорости держатся точно и ни малейших колебаний незаметно.

Засыпка дробью полости в корпусе - элемент виброразвязки стола и опорного подшипника. Шкив мотора после установки пассика закрывается защитной пластиной. А перебросив пассик на внешний радиус, можно получить скорость в 78 об/мин.

База для тонарма металлическая съемная, рассчитанная под тонармы Ortofon, ее можно переворачивать для установки 9-дюймовых тонармов или использовать, как в нашем случае, с 12-дюймовым. Крепится база к основанию снизу, через, большую часть толщины стола, при помощи нескольких увесистых винтов. Также в базу встроен маленький жидкостный уровень для настройки положения проигрывателя. Мелочь, а удобно.

Установленный тонарм Ortofon RS-309D динамически-сбалансированный, 12-дюймовый, со съемным классическим шеллом и съемным кабелем с DIN-разъемом. Тонарм оставляет впечатление качественного и продуманного механизма, к тому же он весьма универсален, съемный шелл упрощает жизнь, а кабель, само собой, лучше съемный. В настройках тонарм удобен — есть все необходимое, только прижимную силу без весов настроить не получится. Но в комплекте есть электронные весы.

Головки в тесте — величины известные и предсказуемые, у нас они отработали во многих тестах. Значит, основное внимание достанется самому проигрывателю.

ЗВУЧАНИЕ

Имея на руках такой аппарат, совершенно невозможно отказать себе в том, чтобы поэкспериментировать с его звучанием, а потребность в экспериментах стала очевидной после первых нескольких пластинок, прослушанных с использованием головки Sumiko Blackbird. Ее я поставил в первую очередь, так как предположил, что почерк у проигрывателя скорее мягкий, и холодная точная и аналитичная головка этот почерк уравновесит. Но этот эксперимент не удался — звучание получилось отстраненное и совсем безэмоциональное. Прежде чем окончательно решить, что эта головка не вписывается в тракт, нужно разобраться, что и как влияет на звук. Начал с фонокабеля заменил штатный немного невзрачный кабель на Ortofon 8N-TSW1000. Конечно, разница существенная, но прирост в основном заметен в детальности и в проработке краев диапазона, а почерк кардинально не изменился. Потом попробовал разные маты — благо что ход тонарма при настройке по высоте позволяет использовать почти все что угодно. Но все экзотические варианты матов хоть и заметно меняли звук, но не дали какого-то цельного результата. Очень жаль, что производитель сделал штатный мат несъемным — это неудобно и сильно ограничивает в выборе. В сухом остатке оптимальным оказался фетровый мат средней толщины. Он не искажал общую картину звучания, но прибавил хлесткости в области нижней середины и общей прозрачности.

Последний эксперимент слишком радикален для повторения дома, но интересен по своей сути. Я снял штатные ножки и установил проигрыватель на три чугунные подставки TAOC. С защитой от вибраций стало чуть хуже, к установке и стойке аппарат стал намного более придирчив, но и звук поменялся — стал более динамичным, напористым и чуть более ярким. На практике это нам мало что дает, так как имеет смысл приобретать тот проигрыватель, который нравится изначально, а не тот, который захочется дорабатывать. Но этот несложный эксперимент показателен в отношении того, насколько материалы и конструкция стола влияют на звук. Когда я вернул ножки на положенное им место, мне осталось разобраться, в чем особенности этого проигрывателя, каков его собственный почерк и как все это использовать на практике. Фетровый мат и свой фонокабель я для теста оставил — все-таки с ними звук чуть лучше. Штатный металлический клэмп использовать не понадобилось, как и большинство прижимных клэмпов, он немного уплощает звук, а кривых пластинок у меня в тесте не было. И конечно же, головка Sumiko объективно к этому проигрывателю не подошла, и я поставил уже ставшую привычной Goldring Legasy.

Основное прослушивание начал с пластинки Wes Montgomery «Road Song» — звучание аккуратное, спокойное, немного светлое, по подаче скорее камерное. Пластинка эта записана не лучшим образом, но в нашем случае тракт с ней справляется хорошо, бас получается только немного размытым и рыхлым. Середина ровная, совсем не яркая. Верхние частоты аккуратные, светлые. Детальность хорошая — слышны и основные тона, и все нюансы. Но послезвучия затухают чуть быстрее, чем нужно. С динамикой на этой записи все в порядке, а напористости как таковой не слышно — звук эмоционально очень ровный, ненавязчиво-отстраненный, и при этом совершенно не холодный. Такая подача может показаться эмоционально недостаточно увлекательной, но слушать музыку можно долго без какого-либо утомления.

Следующая пластинка — John Coltrane «Impressions». Скорости и разборчивости хватает, сцена получается неплохой, особенно если учесть, что записана пластинка специфично, и чаще звук имеет свойство «прилипать» к колонкам. Медь звучит чуть более резко и одновременно не настолько ярко и пронзительно, насколько хотелось бы. Резкие эмоциональные моменты и перепады сглаживаются. Потери динамики или детальности нет, только некая тембральная отстраненность. Если сравнивать с изображением, контуры прорисованы точно и четко, а наполненности цветом не хватает, все чуть притушено. Легкий и в то же время педантично-отстраненный звук.

Альбом Tsuoshi Yamamoto Trio «Misty» — примерно тот же почерк звучания. Все точно, можно читать музыку, как партитуру, можно просто слушать, тут тракт не навязывает своего звучания, слушающий может сам сконцентрироваться на звуке, а может абстрагироваться от него. Вместе с этим слышно все вполне точно и во всех подробностях, частотный диапазон отрабатывается честно, от края до края, без ощущения ущемленности, детальность хорошая, динамики хватает, хотя эта запись в плане динамики как раз не самая показательная.

Следующая пластинка — Eric Clapton «Another Ticket». Записан альбом не эталонно, но душевно. Аналитическую составляющую своей работы проигрыватель выполняет достойно, и что еще радует — нет ни холодности, ни резкости в звуке. Музыкальная же подача примерно такая же, как и на предыдущих пластинках. Только на вокале этот почерк чуть более заметен. Голос воспроизводится точно и детально, но эмоционально отстраненно. Чтобы включиться в эмоциональный настрой, нужно чуть-чуть вслушаться и вдуматься. Раскладка по сцене правильная, четко очерченная, планы и образы хорошо разграничены, ширина сцены никаких вопросов не вызывает, и глубина есть, только образам немного не хватает телесности и наполненности.

Пластинка Александра Кутикова «Демоны любви», кстати, очень неплохо записанная, прозвучала точно и аккуратно, с той лишь разницей, что появилось ощущение, будто нашу тестовую акустику заменили на студийные мониторы.

Альбом Pink Floyd «The Wall», Хорошо узнаваемая атмосфера записи, детали, все слышно подробно и отчетливо. Хорошая детальность, динамика, достоверная тембрально подача. А эмоций, хлесткости, вовлеченности лично мне не хватило. Нейтрально, даже слишком нейтрально. Не мягко, не тепло и не холодно, но начать пристукивать ногой в ритм музыки даже в голову не пришло. Эмоции приходят, только если их постараться почувствовать, вдуматься и вслушаться в музыку. Тогда через полминуты возникает эмоциональная вовлеченность, от которой можно отключиться в любой момент по собственному желанию. Двоякое свойство, хорошо раскроющееся или в очень ярком тракте, или у того слушателя, который не приемлет навязчивого звучания.

Заканчивал тест я, как всегда, музыкой классической. Пара пластинок из коробки Handel «Famous Orchestral Works» пролетели на одном дыхании, легко и непринужденно. Может быть, в некоторых случаях звуку струнных не хватало атаки и нюансировки, но не более того. Имеющийся стиль подачи не диссонирует с классической музыкой. Запись произведения Рахманинова только подтвердила, что с детальностью тракт проблем не испытывает — хор очень хорошо читается. Эмоционально же запись прозвучала ненавязчиво и отстраненно, Если на другом тракте сама музыка держала бы в напряжении все время прослушивания, в варианте нашего тракта можно просто слушать, включаясь в эмоции только по собственному желанию.

РЕЗЮМЕ

Необычный тракт с необычным звуком. При подборе головки я бы пробовал все возможные яркие, напористые, динамичные, теплые и даже наглые по звуку варианты — проигрыватель все это уравновесит. Кстати, связки с головками Ortofon могут оказаться весьма интересными. Также можно пробовать этот проигрыватель в трактах ярких, даже назойливых — опять же может получиться равновесное сочетание. Еще одно подходящее применение — в том случае, если даже на малейшую навязчивость звука есть аллергия. Мне звук этого проигрывателя отчасти напомнил по почерку студийные акустические мониторы (если, конечно, такое сравнение корректно) — слушать можно часами разную музыку и слышать ее, а в эмоции включаться по собственному желанию. Или это вариант для тех, кто слушает музыку, не сосредотачиваясь на ней целиком и полностью. С такой подачей можно запросто слушать «Реквием» Верди и одновременно вести неспешный диалог с гостями.

 

Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", август 2012 г. www.stereo.ru

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий