T+A

T+A

Название компании T+A образовано из двух слов - Theory and Application ("Теория и применение"), что обозначает следующее: применение при изготовлении продуктов основных законов физики с целью добиться наиболее точного воспроизведения музыки.

Подробнее о бренде T+AОбзоры товаров под маркой T+A (76)Официальный сайт T+A
www.taelektroakustik.de
Аудиомания — авторизованный дилер T+A

Комплект T+A: CD проигрыватель MP 3000 HV и стереоусилитель PA 3000 HV, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Однако самое сильное впечатление на видавших виды экспертов нашего журнала произвели... два гнезда сетевого кабеля! Один обслуживает блок питания аналоговых цепей, второй — цифровых. Образец бескомпромиссного конструкторского решения, не так ли?



Цифровая революция, о которой так долго и упорно твердили аудиофилы, практически вытеснила CD-проигрыватель из бюджетного и даже бизнес-сегмента. Однако в элитном клубе High-End-аппаратов он свой человек — если обладает множеством дополнительных талантов, родословной от солидной фирмы (например, германской Т+А) и надежным компаньоном в виде высококлассного стереоусилителя.

Расписывая в интернете собственные достижения, производители обычно не жалеют красок. Слова «лучший» и «непревзойденный» встречаются так часто, что их перестаешь воспринимать всерьез. Представители Т+А избрали другой путь. Автобиографию они озаглавили «Eigentlich sind wir Wissenschaftler...», что в переводе с немецкого значит «Вообще-то мы ученые...». Воистину — скромно и со вкусом. Но долой иронический тон, ведь Т+А означает Theorie und Anwendung, т.е. «Теория и Практика»: энциклопедические знания в AV-области инженеры фирмы используют для создания Hi-Fi-компонентов самого высокого качества. Кстати, в нынешнем году Т+А отмечает 35-летие: с 1978 года ее штаб-квартира находится в Герфорде, земля Западная Вестфалия, и является мозговым центром в полном смысле этого термина. Компоненты проектируются по принципу «ради идеального звучания не жалеть ни сил, ни средств». В итоге значительно удлиняется время разработки (фирма балует поклонников новыми моделями нечасто), зато и срок безотказной службы изделий Т+А измеряется десятилетиями. Насколько совместим такой подход с требованиями современного AV-рынка, меняющимися ежеминутно? Вопрос непростой, и разобраться в нем можно лишь на примере конкретных аппаратов, что мы и попробуем сделать.

В нашем случае их два, совершенно непохожих по конструкции, но созданных для совместной работы.

Аристократизм комплекта виден невооруженным глазом. Корпуса платинового оттенка, выполненные из чистого алюминия без малейших примесей ферромагнитных материалов и весящие в сумме 5 пудов, свидетельствуют о серьезности намерений разработчиков.

Компоненту МР 3000 HV даже название подобрать трудно. По сути дела это CD-проигрыватель, способный работать с разнообразными источниками цифрового сигнала вплоть до NAS-сервера и наделенный FM-тюнером. Вполне возможно, точка зрения самих разработчиков отражена в индексе аппарата (аббревиатура МР расшифровывается, по всей видимости, как Multi или Media Player), но мы решили сделать акцент на присутствие CD-транспорта — коренное отличие этого аристократа от медиаплееров бюджетного класса.

Осмотрим тыловую панель МР 3000. Здесь, кроме несимметричного и балансного аналоговых выходов, есть два оптических и три коаксиальных (пара гнезд RCA и одно BNC) входа, а также балансный вход AES/EBU. Имеются три антенных разъема — для FM-тюнера, WLAN-интерфейса и (ни за что не догадаетесь!) фирменного радиопульта ДУ. Плюс LAN, USB и вход/выход управляющей шины (Hlink). Однако самое сильное впечатление на видавших виды экспертов нашего журнала произвели... два гнезда сетевого кабеля! Один обслуживает блок питания аналоговых цепей, второй — цифровых. Образец бескомпромиссного конструкторского решения, не так ли?

Прерогатива работать с цифровым сигналом отдана CD-тюнеру, поэтому на его тыловой панели (слева) множество соответствующих входов — от оптических до AES/EBU плюс LAN и USB. С усилителем тюнер соединяется как по несимметричной, так и по балансной шине. На задней стенке усилителя (справа) четыре балансных и шесть несимметричных линейных входов плюс несимметричный вход/выход для рекордера.

Вскрыв корпус устройства, мы, как и ожидалось, обнаружили два блока питания. Они импульсные, расположены на внутренних боковых стенках (левой и правой соответственно), которые надежно защищают низкоуровневые цепи от проникновения помех и наводок. CD-транспорт находится в герметично закрытом кожухе, препятствующем попаданию пыли; лоток перемещается по двум металлическим направляющим, а сервопривод установлен на трехточечной плавающей опоре (такая конструкция позволяет свести вибрации диска к минимуму). Над транспортом располагается экранированный отсек с платой ЦАПа, DSP-процессора и аналоговых цепей. ЦАП основан на восьми чипах Burr Brown 32 бит/386 кГц, работающих в т.н. двойной симметричной конфигурации; разрядность входного потока повышает 56-битный DSP-процессор. После ЦАП-обработки сигнал поступает на преобразователь «напряжение-ток» (разработчики считают, что без него высококачественное звучание обеспечить невозможно), а затем на аналоговые усилители, питающиеся напряжением ±40 В, что примерно в два раза выше, чем у обычных схем (отсюда буквы HV в индексе, обозначающие принадлежность к семейству High Voltage — «высокое напряжение»). По заверению представителей Т+А, повышенное напряжение позволяет перевести транзисторы на работу в линейном участке характеристики, что благотворно сказывается на общем качестве звучания. Кроме того, в тракте установлены четыре выходных фильтра, из которых пользователь может выбрать нужный по своему усмотрению (см. врезку «Тонкости фильтрации»). Полосу пропускания фильтров можно увеличить с 60 кГц до 120 кГц.

А если снять верхние крышки? Сразу бросится в глаза полностью симметричная конструкция схемы, усилителя (слева) и экранированный отсек с платой ЦАПа, DSP-процессора и аналоговых цепей у CD-тюнера (справа).

Поговорим о функциях устройства. Бортовой FM-тюнер поддерживает RDS и имеет память на 60 станций. Но многие предпочтут ему сервис vTuner, предоставляющий доступ к тысячам интернет-радиостанций, тем более что связь со всемирной паутиной можно организовать по беспроводному интерфейсу WLAN. Таким же способом CD-тюнер вписывается в локальную сеть и принимает потоковое аудио с компьютера или NAS-сервера. USB-интерфейс позволяет МР 3000 HV работать с накопителями, форматированными как FAT 16/32 (NTFS-устройства игнорируются, но это не беда, поскольку практически любой аудиофайл можно записать на FAT-накопитель).

CD-тюнер комплектуется двунаправленным пультом FD 100, работающим на радиочастоте. Он имеет небольшой ЖК-дисплей и несколько кнопок с таинственными обозначениями, так что без инструкции не обойтись. Гораздо более интуитивная раскладка у пульта от усилителя.

Записи с частотой дискретизации до 96 кГц воспроизводятся в режиме Plug&Play, для прослушивания файлов 24/192 и 32/384 (поддерживаются и такие) необходимо установить на компьютер специальный драйвер (есть на сайте Т+А). От морального устаревания устройство защищено возможностью обновления прошивки.

Усилитель РА 3000 HV, выполненный в едином дизайне с плеером, тоже является средоточием бескомпромиссных инженерных решений. Усилительный тракт собран по схеме «двойное моно», причем каждый канал выполнен на отдельной плате, что минимизирует их взаимное влияние. Все каскады питаются высоким напряжением (для предусилительных его величина составляет ±40 В, а для выходных, собранных на MOSFET-транзисторах, ±180 В), поэтому транзисторы работают лишь на линейном участке характеристики (задействована всего-навсего пятая часть усилительной кривой). Серьезные меры приняты для повышения линейности каскадов усиления по напряжению (используются дифференциальные каскодные схемы и модернизированные каскоды Хаксфорда с двойными управляющими J-FET-транзисторами). В результате значительно расширился динамический диапазон.

Предусмотрено четыре балансных и шесть несимметричных линейных входов плюс несимметричный вход/выход для рекордера. Есть возможность подключить две пары колонок или одну по схеме Bi-wiring. Если усилитель работает в составе многоканальной системы (озвучивает фронтальную стереопару), один из входов можно перевести в режим окружающего звучания: сделать его нерегулируемым с усилителя, задав некую постоянную величину предусиления, дабы при изменении громкости через AV-процессор все каналы звучали с одинаковым уровнем.

Цена комплекта обязывала наших экспертов отнестись к прослушиванию с максимальной серьезностью. Оговоримся сразу: записи 24/192 не следует воспроизводить посредством беспроводного интерфейса (сигнал может прерываться), а разыскивать нужный файл с USB-носителя, ориентируясь на миниатюрный дисплей пульта ДУ плеером, — не самый удобный вариант, однако в остальном!.. Никогда еще интернет-радиостанции не звучали так четко, без малейшего намека на размытие аудиосцены, чем нередко грешат стримеры классом ниже. Примечательно, что, воспроизводя файлы с твердотельных носителей, МР 3000 HV превосходит своего родственника DAC 8, основанного на тех же конструктивных решениях: хладнокровная точность «восьмерки» обогащается теплыми проникновенными нотками, что особенно заметно, когда звучат басовые ноты рояля. Отработка CD-треков достойна, как говорили в старину, аплодисментов, переходящих в овацию, при этом трудно сказать, где заканчиваются заслуги проигрывателя и начинаются таланты усилителя. Мы подключали к РА 3000 вертушку винила (через первоклассный фонокорректор, разумеется) и слушали те же треки с грампластинок. Разницу нельзя не заметить; гораздо труднее отдать предпочтение одному из источников. Есть ли лучшее доказательство слаженности системы и ее умения извлечь максимум из любой записи?


Тонкости фильтрации

Из четырех выходных фильтров МР 3000 HV первые два являются традиционными с конечной импульсной характеристикой (FIR). Фильтр 1 дает отличную АЧХ, но вносит небольшие искажения до и после полезного сигнала (т.н. рге- и post-ringing), что красноречиво иллюстрирует график отклика на дельта-импульс. Второй осуществляет менее глубокую фильтрацию: предсигнальных искажений почти нет, зато не так эффективно отсекаются паразитные гармоники. В третьем совместно с FIR-фильтрацией используются преобразования Безье (присутствуют лишь постсигнальные искажения, но не подавляются кратные гармоники). При обработке данных с низкой (44,1/48 кГц) частотой дискретизации АЧХ приобретает горб на верхах, увеличиваются и фазовые искажения. Фильтр 4, основанный исключительно на преобразованиях Безье, дает сигнал практически без пред- и постсигнальных искажений, но АЧХ получается со спадом на высоких частотах. Короче говоря, каждый фильтр обладает букетом достоинств и недостатков, пользуйтесь на свой вкус.


 

Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", сентябрь 2013 г. www.stereo.ru

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий