AV ресивер Arcam FMJ AVR750, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

Главный плюс аппарата — полная, практически абсолютная правдивость. Она остаётся и на очень динамичных фрагментах. Аппарат разрывает пространство децибелами, а саунд остаётся ясным и комфортным. Бас уверенный, контролируется идеально. Струнные обладают непередаваемо чёткой атакой. Голоса тонально богаты, но не «перегреты» — в них наряду с внутренней силой чувствуется и деликатная пластика.


Компания Arcam всегда придерживалась особого пути. Сейчас, когда едва ли не все производители компонентов для домашнего театра в технике высокого ценового уровня стремятся следовать идеологии «как можно больше функций», британцы выпускают топ-модель AV-ресивера, в которой первостепенное значение имеют не столько расширенные возможности, сколько класс звучания.

Поэтому не будем подробно останавливаться на всех театральных функциях AVR750, в этом аппарате их ровно столько, сколько требуется для современного центра домашних развлечений. Вы получаете ресивер, поддерживающий практически все форматы многоканального звучания — от старого доброго Dolby ProLogic (естественно, в современной расширенной версии Их) до DTS-HD Master Audio. Цифровая видеосекция подразумевает работу с сигналом для 3D и в новом стандарте «ультрачеткости» 4К. Есть возможности для сетевого воспроизведения и прямого подключения «яблочных» гаджетов по USB. Звуковой процессор, отвечающий за конфигурацию и настройку многоканального поля, имеет достаточно развитый бас-менеджер и широкий инструментарий для тонкой калибровки, включая и автоматический тюнинг по выносному микрофону. А то, что разработчики не стали в своем флагмане раздувать до бесконечности мультизональные возможности, я считаю огромным плюсом — управление таким ресивером будет намного проще и удобнее. По мне так вполне достаточно и того, что аппарат идеально подготовлен для интеграции в «умный дом».

Максимум своего инженерного потенциала специалисты Arcam вложили в звук. Отмечу сразу возможность переключения чувствительности аналоговых входов. Если в вашем распоряжении имеется источник с повышенным до 4 В выходным уровнем, связать его с AVR750 вы сможете без риска перегрузки входных каскадов. Также очень впечатляет энергопотребление аппарата, которое может достигать... 1,5 кВт! Это говорит о том, что энергетические и импульсные характеристики системы питания, которая базируется на тороидальном трансформаторе размером с двухлитровую кастрюлю, реализованы на высочайшем уровне. Если усилителям в какое-то мгновение понадобится вся мощь, они ее получат. Оконечники, к слову, тоже не простые, а коммутируемые, в так называемом режиме «G».

Это значит, что на относительно малых мощностях выходные каскады работают в чистом классе А. Если же требуется мощность свыше 20 — 30 Вт, происходит переключение каскадов в более эффективный класс В, которые получают питание по другим шинам. Идея не новая, но довольно сложная и дорогая в реализации — раньше встречалась в основном только в секторе усилителей класса High End. Так что неудивительно, почему цена этого ресивера близка к психологически важной отметке в 10000 долларов.

Единственное, что у меня вызвало некоторое недоумение, так это входная коммутация. Если ресивер позиционируется производителем как аудиофильский, то где прямые линейные или балансные входы в обход центрального процессора? Я допускаю, что внутри ресивера работает шикарный DSP с выдающимися данными, но хочется избежать лишнего аналогово-цифрового преобразования, которое таит в себе еще больше подводных камней, чем цифро-аналоговое. Короткий тракт могли обеспечить хотя бы те же многоканальные входы напрямую на регулятор громкости и оконечник, но их тоже нет. Получается, AVR750 больше ориентирован на работу с цифровыми источниками — либо по традиционной оптике или коаксиалу, либо по HDMI.

С цифровых подключений я и начал прослушивание. Высокий класс аппарата чувствуется сразу. Саунд необычайно информативный и детализированный. Слышно всё — и «канифоль» смычковых, и касание каждой щетинки к барабанам при игре джазовыми щеточками. О полноте «немузыкальной» картины даже не говорю — со сцены доносятся все шорохи и скрипы в таком объёме, что на них невольно начинаешь концентрировать свое внимание. Однако воспроизводимая атмосфера получается при этом естественной, без цифрового налёта. Реалистичность настолько высока, что хочется встать и крикнуть «Браво!».

Но всё-таки я добавлю ложечку дегтя. Стоило переключиться на аналоговые входы, и я снова пожалел о том, что при этой коммутации сигнал в AVR750 неизбежно проходит через DSP. Да, звук практически не страдает. Система сохраняет свой непостижимо ясный характер звучания. Разрешения по аналоговым входам вполне хватает, чтобы во всех нюансах, например, отследить разницу в звучании между несколькими CD-проигрывателями примерно одинакового класса, а это говорит о том, что весь непростой звуковой тракт ресивера, несмотря на дополнительное преобразование, вносит минимум отсебятины. Но где-то внутри остаётся ощущение, что аналоговые источники звучат не так, как могут — не на 100 процентов своего потенциала. Мерещится какая-то едва уловимая подкраска, цифровая «поволока», гармоническая недоигранность... Сущая мелочь, а раздражает — именно тем, что этой претензии могло и не быть.

Тем не менее главный плюс аппарата — полная, практически абсолютная правдивость. Она остаётся и на очень динамичных фрагментах. «Силовые» качества, кажется, не ограничены ничем. Если у какого-нибудь усилителя имеются проблемы с энергетикой, то начиная с определённого уровня громкости это будет чувствоваться по специфической окраске, снижению ясности, гармоническим искажениям, которые добавят яркости. Здесь же — ничего подобного. Аппарат разрывает пространство децибелами, а саунд остаётся ясным и комфортным. Бас уверенный, контролируется идеально. Струнные обладают непередаваемо чёткой атакой. Голоса тонально богаты, но не «перегреты» — в них наряду с внутренней силой чувствуется и деликатная пластика. Это тот случай, когда нельзя сказать, что середина звучит «живенько». Она воспроизводится именно что живо. Я поначалу хотел придраться к несколько жестковатому строгому почерку на ВЧ, но затем пришёл к выводу, что он меня совсем не раздражает. Верх здесь просто звучит честно, без «красивостей».

К построению звуковой сцены я тоже не могу предъявить претензий. Все КИ на месте, образность вполне материальная, в наличии и глубина, и чёткое эшелонирование. На такое стереопространство можно ориентироваться как на эталон.


ЗАГЛЯНЕМ ВНУТРЬ

Ресивер имеет плотную двухэтажную компоновку. На верхнем уровне расположены цифровая часть и довольно сложная система питания, на нижнем — внушительный по габаритам силовой трансформатор и усилительная секция с огромным теплоотводом. Прорези в днище и верхней крышке обеспечивают естественную конвекцию воздуха. Усилители не импульсные, а классические АВ, на дискретных транзисторах.

В выпрямителе установлены сглаживающие конденсаторы общей ёмкостью 60000 мкФ, и, что самое интересное, к ним приклеены вибропоглощающие таблетки. Такое внимание к мелочам не всегда характерно для стереоусилителей высокого класса, не говоря уж об AV-ресиверах.


7 РАЗ ОТМЕРЬ


Зависимость КНИ от выходной мощности
Arcam AVR-750

Спектр искажений Arcam AVR-750

Уровень искажений ресивера чрезвычайно низок, в диапазоне мощностей 0,5 — 20 Вт он очень мало зависит от сопротивления нагрузки и держится в пределах 0,003 — 0,005%. На 8-омном эквиваленте резкий рост искажений начинается при 100 Вт, а на 4-омном — при 200. Максимальная же мощность (при КНИ = 1 %) при работе одного канала составила, соответственно, 125 и 220 Вт. В данном случае прирост получился почти вдвое, что говорит о высокой энерговооружённости усилительной части. Конечно, при загрузке всех каналов этот показатель снизится, но не намного. Это действительно аудиофильский аппарат, который способен работать с любой с акустикой, в т.ч. и той, что имеет резкие провалы импеданса.

Измерения проводились в режиме Direct при мощности 24 Вт на 8-омном эквиваленте. При этом КНИ получился всего 0,0035%, и, что самое примечательное, исключительно за счёт 3-й гармоники. Полностью подавлена 2-я гармоника (что и должно быть в правильно сбалансированном двухтактном усилителе), отсутствуют и составляющие более высоких порядков. Такой спектр редко встречается даже у очень дорогих усилителей класса High End.


Подготовлено по материалам журнала "Салон AudioVideo", июль 2014 г. www.salonav.com

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий