Наушники Stax SR-407 Signature с ламповым усилителем для наушников Stax SRM-006t II, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Музыкальный рисунок STAX очень деликатный, необыкновенно изысканный. Начиная слушать, не столько воспринимаешь звучание как таковое, пускай и отменное звучание, сколько погружаешься в пронизанную тонкими эмоциональными вибрациями и взаимосвязями почти осязаемую объемную музыкальную среду, структурированную по непостижимым законам искусства.


Первые электростатические наушники STAX серии Lambda появились тридцать лет назад. Недавно японская компания предложила две новые модели: SR-307 и SR-407 со звуковоспроизводящими элементами, как у флагмана SR-507.

RS-407 реализована классическая идея электростатического излучателя: несущая статический заряд (у RS-407 — 580 В) очень тонкая, прочная и легкая мембрана (в данном случае овальной формы) ориентирована между двумя акустически прозрачными электродами, переменное напряжение которых модулируется в очень малых пределах музыкальным сигналом; взаимодействуя с электродами, мембрана колеблется в направлении наших ушей по «тянитолкайному» (пушпульному) принципу и излучает звук. Все подобные излучатели — диполи, в т.ч. наушники (непременно открытого типа). Проблем акустического короткого замыкания — как у дипольных АС — наушники лишены вследствие плотного прилегания их к голове. Интересно заметить, что STAX традиционно называет свои изделия «колонками для ушей» (earspeakers) — наушники действительно напоминают миниатюрные АС, закрепленные на дуге-оголовье, и с «акустическими» проводами.

Преимущества электростата хорошо известны. В первую очередь следует сказать о способности движущейся подобно поршню легчайшей диафрагмы очень точно передавать спектр (фронты и рельеф) сигнала; другими словами, налицо превосходная переходная характеристика. Пожалуй, только ионофонный преобразователь превосходит электростатический в этом отношении, правда, ионофон в отличие от электростата работает в ограниченной полосе частот. Звуковоспроизводящая диафрагма обычно изготавливается из майлара. STAX заявляет, что в RS-407 для этой цели применен особый новый материал (super engineering plastic), «почти не подверженный растяжению вследствие колебаний температуры и влажности». В числе важных преимуществ модели указывается широкий частотный диапазон: 7 Гц — 41 кГц, необходимый для полноценной передачи звуковых HD форматов.

Для простоты определения левой/правой чаши один из кабелей помечен прерывистой линией, другой — сплошной. Внутренние части амбушюров и оголовья наушников отделаны высококачественной искусственной кожей. Из соображений гигиены и перепродажи компонента компания STAX предусмотрела возможность замены накладок на амбушюры. На голове наушники сидят исключительно удобно, правда, наклоняться следует аккуратно.

Входной каскад SRM-006 tII построен на отобранных полевых транзисторах, выходной — на двух миниатюрных двойных триодах 6FQ7 (6CG7). Конструкторы предусмотрели три входа (один из них — на разъеме XLR), выход — для встраивания компонента в имеющуюся систему и два выхода на наушники (фирменные пятиконтактные разъемы STAX спереди). Выбор входа осуществляется кнопками на массивной алюминиевой передней панели, кнопкам соответствует индикация. Оригинально решена бифункциональная поворотная ручка, предназначенная для регулировки громкости и баланса. Как известно, конечный результат определяется не только красотой идей, но и уровнем их воплощения. С этим у продуктов STAX — к тому же «made in Japan» — все в порядке. Уровень исполнения не оставляет места критике. Восхищают и музыкальные возможности японской пары. По правде сказать, сложно представить звук лучше этого. Оценкам звучания аудиокомпонентов, в т.ч. экспертным, присущ известный субъективизм, ведь наше восприятие музыки зависит от индивидуальных представлений об эталонном звучании, от количества и качества слухового опыта, опыта прослушивания живой музыки в акустических условиях. Приоритеты у разных людей разные. Искушенный слушатель нередко испытывает сомнения по поводу объективности собственных суждений в отношении столь иррациональной материи, как звучащая музыка. Но, кажется, никогда прежде не представлялось столь бесспорным утверждение «STAX — это звуковой Эверест».


Конструкторы предусмотрели возможность подключения двух пар наушников.
Поворотной ручкой регулируются громкость и баланс.

Звучание SR-407 Signature отличается от звучания динамических моделей, даже очень высокого уровня, в той же степени, в какой крупные фото, сделанные мыльницей, отличаются от фотокартин, сработанных камерой с цифровым задником (или полноформатной пленочной камерой) и с профессиональной оптикой. Если и есть гипербола в последнем сравнении, то совсем небольшая. Музыкальный рисунок STAX очень деликатный, необыкновенно изысканный. Начиная слушать, не столько воспринимаешь звучание как таковое, пускай и отменное звучание, сколько погружаешься в пронизанную тонкими эмоциональными вибрациями и взаимосвязями почти осязаемую объемную музыкальную среду, структурированную по непостижимым законам искусства. Не люблю словосочетания «звуковое блаженство», которое противно отдает рекламой, но здесь оно всетаки уместно.

Надо заметить, что STAX — компоненты не универсальные. Пара хотя и обладает отличной динамикой (особенно микродинамикой), тем не менее, она не способна на всякого рода тяжелую звуковую атлетику: выдавать многодецибельный звук, продуцировать циклопический хэви-бас, дубасить по ушам и т.п. (а ведь немало любителей такого прослушивания, рискующих лишиться слуха). Думаю, можно ограничить область возможностей рассматриваемой пары акустическим музыкальным материалом. Существуют вполне универсальные в музыкальном отношении аудиокомпоненты, которым все удается одинаково хорошо, а есть те, которые что-то делают совершенно неподражаемо. STAX — из их числа.


На задней панели расположены три входа (один из них — на разъемах XLR) — и выход —
для соединения с усилителем или активной АС.

Существенный спад в верхнем регистре нередко регистрируется у наушников и как правило (как в данном случае) не вызывает ощущения недостатка ВЧ-информации. То же можно сказать и о пониженной чувствительности в области средних частот (в зоне наивысшей чувствительности слуха), образованной максимумами на 100 Гц и 1,7 кГц. Значение нижней граничной частоты 52 Гц — в пределах нормы для наушников. Графики зависимос-ти КНИ от частоты и амплитуды свидетельствуют о широком динамическом диапазоне: показатели малы и слабо зависят от громкости. Наушники передают форму прямоугольного импульса довольно корректно, инвертируя ее. В данном случае сложно связать невпечатляющие объективные данные с превосходным звучанием.


Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", июнь 2011 г. www.stereo.ru

Этот обзор прочитали 7 569 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий