Комплект Onkyo: стереоусилитель мощности M-5000R, предусилитель P-3000R + напольная акустика DALI Epicon 8, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Когда у нас в тестовой лаборатории одновременно оказался весь комплект этой техники, возникло вполне логичное желание собрать из аппаратов биампинговую систему и послушать, что же получится.


Когда у нас в тестовой лаборатории одновременно оказался весь комплект этой техники, возникло вполне логичное желание собрать из аппаратов биампинговую систему и послушать, что же получится.


На фоне пары усилителей мощности предусилитель выглядит совсем небольшим, впрочем, все компоненты, хорошо сочетаются и в стойке могут прекрасно уживаться.


Акустика Dali Epicone 8 — весьма внушительных размеров напольники, но по параметрам это не самая суровая нагрузка для усилителей.

Акустика Dali Epicone 8 — старшая модель в линейке Epicone. Акустика внушительна по конструкции и габаритам, но если посмотреть на ее характеристики, то на первый взгляд покажется, что это не самая страшная нагрузка для усилительного тракта. Мне встречались случаи, когда для усиления Epicone 8 или модели помладше, Dali Epicone 6, оказывалось достаточно одного и не самого-самого «злого» усилителя мощности. Нашу же пару усилителей можно и в режиме биампинга использовать, и в мостовом режиме, так что здесь было с чем поэкспериментировать. Казалось бы, техника из разных ценовых сегментов, но иногда цифры — условности, а интересными на практике могут быть очень разные сочетания.

Но сначала разберемся с матчастью. Акустика имеет не совсем привычную конструкцию. С одной стороны, это большие напольники с фазоинверторной конструкцией, с другой — тот же добавленный в пару к купольнику ленточный твитер, среднечастотный и басовые динамики с легкими диффузорами из материала собственного изобретения, жесткий, но легкий для таких размеров корпус. Все вместе смотрится интересно, а характерные и опробованные на практике конструктивные подходы инженеров Dali хорошо узнаваемы. Dali Epicone 8 выпускаются не первый год, акустика уже заработала неплохую репутацию, да и в целом это величина известная. Для нашего практического эксперимента важно то, что можно подключать акустику к усилению в режиме биампинга. Эту возможность разработчики нам предоставили.

Теперь усилители. Аппараты выпущены относительно недавно, но они уже успели и в тестах побывать, и на выставках, так что совсем новинками их не назовешь. Важнее другое, сейчас это флагманы в линейке техники Onkyo, и предусилитель, и усилитель мощности, что-то похожее для использования в стереосистемах компания выпускала много лет назад, а с этими моделями вернулась на рынок.

Усилитель мощности Onkyo M-5000R — далеко не самый маленький, и по параметрам он выглядит весьма интересным. Судя по конструкции, аппарат работает в классе АВ и во многом напоминает многие транзисторные усилители, но при этом не лишен некоторых фирменных особенностей схемы. Внутри собрано все аккуратно. Без особо дорогих аудиофильских компонентов, но тщательно и качественно. И конструктивно все сделано с неплохим запасом, к тому же схема близка к симметричной, включая пару силовых трансформаторов. Снаружи же аппарат заключен в аккуратный алюминиевый корпус, скрывающий и начинку, и внушительные радиаторы транзисторов. На фоне многих современных аппаратов такая классическая внешность, к тому же дополненная парой стрелочных индикаторов, не может не показаться привлекательной. И что еще приятно — индикация, во-первых, совсем ненавязчива, а во-вторых, при желании ее можно совсем отключить.

В плане коммутации усилитель вполне привычен и все нужное здесь имеется — и сигнальные входы, и неплохие разъемы для акустического кабеля с возможностью подключать лопатки, «бананы» и неразделенный кабель, также есть триггерные разъемы для совместного управления компонентами системы. Необычно только одно — в стереорежиме аппарат подразумевает только небалансную коммутацию, а вот если использовать усилитель в мостовом режиме, то возможна только балансная коммутация. И еще момент, важный, если планируется мостовой режим,— акустические клеммы достаточно далеко разнесены друг от друга и не каждый кабель здесь можно будет использовать.


Форма корпуса акустики не самая простая, но изготовлены корпуса добротно, да и отделка отличная, все в целом смотрится красиво. Фазоинверторная конструкция предполагает свои особенности в расстановке, но это справедливо для многих моделей акустики.

Предусилитель Onkyo P-3000R, по сути, сочетает в себе несколько устройств, а не только предварительный усилитель в привычном смысле. Здесь же имеется встроенный ЦАП, притом с вполне развитой коммутацией — есть и USB, и AES/EBU, по паре оптических и коаксиальных входов и даже оптический цифровой выход. Внутри ЦАП — это отдельная плата далеко не самых маленьких размеров и отдельное питание, включая собственный трансформатор, а всего трансформаторов у предусилителя два, для цифровой и для аналоговой части. Также имеется и фонокорректор, пусть и рассчитанный только на работу с ММ-головками, но зато собранный полностью на дискретных элементах, на двух отдельных небольших платах для каждого канала. В остальном внутренняя организация предусилителя аккуратная, без излишеств, но и без заметной экономии. Все, что желательно разделить и разнести внутри корпуса, разнесено и разделено, питание построено очень неплохо, да и по качеству сборки нареканий нет. Если же посмотреть на функционал и сопоставить его с усилителем мощности, то только одна вещь кажется странной — усилители мощности, как я уже упомянул, могут работать в мостовом режиме, но вот у предусилителя возможностей для балансной коммутации не предусмотрено. А вот организовать биампинг — пожалуйста, никаких проблем, два небалансных выхода имеются.


Внутри предусилителя различные схемы разнесены. по самостоятельным платам — сам предусилитель, ЦАП, фонокорректор и блок питания. Для цифры и аналога есть два отдельных трансформатора.

Внешне простой и строгий корпус усилителя скрывает и два отдельных силовых трансформатора, и массивные радиаторы охлаждения транзисторов.

Возможностей у предусилителя также немало, кроме работы с цифровым сигналом и с сигналом с проигрывателя винила, есть достаточное количество настроек и регулировок и, что опять же приятно, direct-режим, когда при помощи одной кнопки отключается все, начиная с темброблока и заканчивая индикацией на дисплее. И сразу скажу, что именно этот режим и предпочтителен в плане звука для работы предусилителя, его положительное влияние слышно.

Встроенный ЦАП и фонокорректор, как показал тест, весьма неплохи, учитывая и схемотехнику, и стоимость аппарата. Их можно использовать в том числе и на вырост, если основной источник — приличный CD-проигрыватель, а компьютер второстепенен, такого ЦАПа более чем хватит, а захочется большего, тогда нужен отдельный и самостоятельный аппарат. То же самое с фонокорректором. Для работы со средним (и далеко не самым простым) проигрывателем и ММ-головкой его вполне хватит, ну а если опять захочется большего, то это в любом случае будет уровень отдельного корректора.

Еще можно сказать пару слов о системе в целом и переходить к тестированию. Точной информации о том, почему у предусилителя нет балансной коммутации для работы в мостовом режиме, у меня нет, поэтому можно только рассуждать. Во-первых, это весьма редкий режим, чаще если уж нужны мощные моноблоки, то их и выбирают в систему. Тот же биампинг, по моим наблюдениям, используется чаще. А поскольку мы не знаем планов разработчиков Опкуо, вполне возможно, что в линейке появится предусилитель постарше, все может быть. В любом случае, балансные предусилители в моем распоряжении имелись, и я прогнал моноблоки в таком режиме — более чем жизнеспособный вариант для тех случаев, когда акустика не предполагает биампинга и имеет только пару входных клемм.


Пульт управления имеет классическую внешность и позволяет управлять большинством функций, при этом совершенно не перегружен кнопками.

В тесте же именно с вариантом биампинга пришлось повозиться. Схема эта хоть и кажется простой, но в ней есть подводные камни, в нашем случае это подбор кабелей. Конечно, для начала можно обойтись и каким-то усредненным комплектом, но на практике лучше бы развить тему, результат того стоит. Это касается и акустических кабелей, и сигнальных. В сочетании с акустикой Dali Epicone 8 (которая в процессе теста, разумеется, поработала и с другими усилителями) я выявил вот какие закономерности. В этой связке и для биампинга надо очень аккуратно использовать посеребренные провода в любом виде. При выборе акустических кабелей для коммутации НЧ-секции очень важно сечение, найдется кабель в 5 квадратов на жилу — и отлично, а можно и больше.

Но лучше, чтобы это был медный кабель. Для СЧ/ ВЧ-секции такое сечение уже не обязательно, но хорошо если кабель неяркий и нерезкий по характеру. Та же рекомендация в целом подойдет и для сигнальных кабелей, благо что здесь есть из чего выбирать среди всего доступного на рынке.

В плане приработки системе совершенно точно нужно время, и это не самый быстрый процесс. Да, и еще один общий момент по системе в целом, но больше относящийся к акустике. По моим наблюдениям, ее можно устанавливать в комнатах несколько меньших, чем обычно рекомендуется для акустики такого размера. И в плане расстановки акустика оказалась не настолько привередливой, как можно было ожидать. Хотя это точно не повод, чтобы точностью расстановки пренебречь.


Задние панели предусилителя и усилителя мощности. У предусилителя весьма богатые возможности коммутации по цифровым сигналам. Усилитель мощности вполне привычен к возможностям коммутации, разве что для мостового режима необходима балансная коммутация.

После того как со всеми техническими моментами разобрались, можно переходить к тесту.

В качестве основного источника я использовал CD-транспорт и ЦАП, а предусилитель работал в режиме direct. Первое, что сразу заметно в звуке этой системы,— открытость, эмоциональность, подвижность звучания. Впрочем, акустика с ленточными ВЧ-излучателями часто и имеет подобный почерк. Но вот резкости как таковой в звуке нет, все в целом воспринимается вполне естественно. Серединка также открыто-прозрачная, с неплохой детальностью и динамикой. Бас получился не таким глубоким, как я ожидал, но из цельной картины он не выпадал, не было заметно и какого-то разлада по скорости. Сцена весьма прозрачная, с неплохой шириной и глубиной, воздушная. Вообще в характере не самым обычным образом сочетается масштаб и легкость — вроде бы звука много и динамика имеется, но наваливающейся стены звука нет, как нет и какой-то неповоротливости. Если посмотреть на тракт в плане жанровых предпочтений, то он вполне справляется и с малыми составами, и с оркестровой музыкой, но во всех случаях подача деликатная и аккуратная, для тяжелых жанров или подчеркнуто агрессивной музыки такой характер кажется не самым подходящим, но тем не менее со сложными записями аппараты справляются неплохо. В целом есть большее тяготение к инструментальной музыке, электронным (но точно не танцевальным) жанрам, вокалу, малым и средним классическим составам. Впрочем, даже сложные хоровые записи по детальности тракт воспроизводит неплохо, только немного не хватает наполненности верхнего баса и нижней середины. Если же абстрагироваться от жанров, то эта система для эмоциональной музыки и атмосферы подходит больше, чем для детального изучения фонограмм.


Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", декабрь 2014 г. www.stereo.ru

Этот обзор прочитали 12 689 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий