ELAC

ELAC

Немецкая компания ELAC имеет долгую историю и проверенные временем традиции поддержания высочайшего качества продукции. Будучи основана в 1926 году, компания изначально работала в области гидроакустики, лишь после Второй мировой войны поменяв специализацию и начав разрабатывать и выпускать аудиотовары для домашнего применения.

Подробнее о бренде ELACОбзоры товаров под маркой ELAC (73)Официальный сайт ELAC
www.elac.ru
Аудиомания — авторизованный дилер ELAC

Напольная акустика Elac FS 409, обзор. Журнал "HI-FI NEWS"

Я быстро обнаружил, что характер звучания этой модели ELAC немного необычен (отчасти из-за высокого расположения твитера и СЧ-динамика). Наилучших результатов я достиг, расположив эти колонки на расстоянии около 60 см от задней стены и слегка повернув их внутрь.


Дизайн новой модели ELAC, использующей JET-твитер, привлекает внимание и скрывает массу технических новшеств.

Обозреватель: Стив Харрис, лаборант: Кит Хауард.

Если и существует производитель акустических систем, демонстрирующий инновации, гармонично сочетающиеся с традициями германской инженерной мысли, то это ELAC. Именно в этом контексте следует воспринимать FS 409.

Эта высокая напольная акустическая система – топовая модель Серии 400. Наряду с новой АС центрального канала CC 400, она завершает модельный ряд, открытый в 2012 году FS 407 и BS 403. Во всех моделях серии 400 используется твитер JET 5 – новейшая модификация в семействе ленточных твитеров, начало которому было положено в далёком 1993 году.

JET реализует концепцию, изначально разработанную несколько десятилетий назад инженером Оскаром Хайлем. Хайль родился в 1908 году в Германии, после Второй мировой войны переехал в Америку и в 1972-м запатентовал собственный принцип AMT (Air Motion Transformer), где подвижным элементом является очень лёгкая пластиковая мембрана, на которую нанесена тонкая металлическая дорожка. Подвешенная между двумя мощными магнитами, мембрана движется при протекании электрического тока. Однако на этом сходство заканчивается.

ДИНАМИК-ГАРМОШКА

AMT отличается тем, что его мембрана не плоская, а сложена в гармошку, и на сигнал она реагирует точно таким же образом: открываясь и закрываясь, как мехи. За счёт увеличения скорости по сравнению с плоской мембраной той же площади, перемещается больший объем воздуха. Другие компании эксплуатируют тот же базовый принцип. Берлинская Adam Audio назвала свои твитеры, созданные на основе принципа Хайля, ART (Accelerating Ribbon Technology, а американская MartinLogan выпускает собственные устройства под названием Folded Motion. Швейцарская Precide до появления своего детища Syrinx (HFN, 01/05) производила различные модели, оснащенные AMT для улучшения интеграции с низкочастотным динамиком, направленным вверх на 45°. Еще один продукт Precide с излучателем Хайля – крупногабаритная модель Kithara.

Тем временем ELAC продолжала совершенствовать конструкцию твитера, и JET 5 характеризуется специалистами как более благозвучный по сравнению с предшественниками. Но несмотря на то, что технология JET AMT давно стала одной из фирменных у ELAC, серия 400 воплощает и ряд других инноваций.

КОНСТРУКЦИЯ ДИФФУЗОРА ОТ ELAC

Непосредственно под JET 5 в FS 409 установлен 150-мм СЧ-динамик, специально разработанный для этой модели. Он согласован по с парой 180-мм НЧ-динамиков, которые были уже представлены в 2½-полосной колонке FS 407, и оснащён диффузором новейшей конструкции AS-XR от ELAC. Эта модификация диффузора ELAC AS, представляет собой инвертированную купольную конструкцию, состоящую из слоя алюминиевой фольги толщиной 0.2 мм, скреплённого со слоем целлюлозы для создания жёсткого «сэндвича». В AS-XR инвертированный алюминиевый купол штампуется по фасетированному «хрустальному» шаблону для придания конструкции дополнительной жёсткости и крепится к расположенному сзади конусу из бумажной массы. У наружной кромки «сэндвич» поддерживается широкой асимметричной каучуковой окантовкой, а в центре шейка бумажного конуса и задняя часть алюминиевой детали крепятся непосредственно к каркасу звуковой катушки.

ELAC заявляет, что такая конструкция расширяет полосу частот динамика почти на октаву по сравнению с диффузором предыдущего типа AS, отсюда и окончание «XR» – сокращение от «extended response» («расширенная частотная характеристика»). Компания утверждает, что расширение рабочего хода низкочастотного динамика TT180 может составлять до ± 15 мм. Таким образом, в 3½-полосной акустической системе FS 409 среднечастотный динамик отделяется кроссовером от высокочастотного на частоте 2.7 кГц и обрабатывает частоты до нижней границы в 360 Гц.

Более низкие частоты обрабатываются двумя НЧ-динамиками, верхний из которых отсекается в «половинной» точке кроссовера 140 Гц. Большой, в форме раструба порт фазоинвертора в днище корпуса стоит на коротких колоннах для обеспечения щелевой вентиляции между корпусом и основанием. Эта элегантная компоновка более «терпима» к расположению вблизи задней стены. Основание опирается на опоры, прикреплённые к стальному кронштейну, придающему конструкции дополнительную устойчивость (предусмотрены опоры-шипы). Мы тестировали чёрные акустические системы, однако для всех моделей Серии 400 доступны и другие варианты отделки: белая, орех и табачный металлик, при этом любое красочное покрытие доступно по специальному заказу. Отделка великолепна: когда колонки были извлечены из коробки, они выглядели так, словно им не терпелось показать, на что они способны.

ОЩУЩЕНИЕ ПРИСУТСТВИЯ

Я быстро обнаружил, что характер звучания этой модели ELAC немного необычен (отчасти из-за высокого расположения твитера и СЧ-динамика). Наилучших результатов я достиг, расположив эти колонки на расстоянии около 60 см от задней стены и слегка повернув их внутрь. Упомянутое ощущение оказалось полезным при прослушивании многих любимых дисков. Когда по прошествии какого-то времени я вернулся к «Entre Cada Palabra» Марты Гомес (Chesky JD301), то ощутил приятную атмосферность (особенно в таких наиболее лиричных композициях певицы, как, например, «De Amarillo Se Vista La Tarde») и реалистичное разнесение инструментов в пределах звуковой сцены.

В треке «Maria Mulata» с того же альбома явственно слышался плотный и хорошо управляемый бас: колонки уверенно выстраивают масштабную и привлекательную звуковую картину. Прослушивание «Jazz At The Pawnshop» (Proprius PRSACD 7879) подарило мне блестящее в своем роде присутствие кларнета и в равной степени – виброфона; эти инструменты выдвинулись из остального ансамбля на передний план, и мне впервые даже показалось, что местами они заслоняют других исполнителей.

Вместе с тем, внимательный слушатель выявит мелкие фоновые детали. В треке «Confessin», к примеру, лишь мои крайне ограниченные познания в шведском не дали мне понять, о чём разговаривают между собой невнимательные зрители, и меня снова поразили звуки одиноких хлопков в конце одного соло, когда кто-то из публики начинает аплодировать, но прекращает, поняв, что остался без поддержки. Тем временем звуки барабанов были притягательны и динамичны, а тарелки порой едва ли не пели в пространстве комнаты. Альбом Мадди Уотерса «Folk Singer» (Discovery Sounds HDR CD1001) демонстрирует «воздушные» качества акустических систем с твитерами JET, которые были едва ли не чрезмерны. В этот раз огромная, полная отголосков звуковая сцена охватила всё пространство комнаты, и звуки возникали далеко за пределами колонок справа и слева. Но колонки ELAC впечатляют не меньше и при прослушивании простых студийных записей.

Вокал в «Perfect Fit (Original Version)» с альбома Гвинет Херберт «Clangers And Mash» был прямолинейным и действительно ярким. Хлопки в ладоши звучали заразительно ритмично, а большой бас-барабан выдавал обильное гулкое уханье. До настоящего времени я подключал акустические системы ELAC к моему обычному усилителю Classé, но, к счастью, также имел возможность послушать их с использованием действительно выдающегося лампового усилителя VTL S200 (HFN, 07/14).

Наличие усилителя VTL позволяет сделать звучание FS 409 роскошным. В фортепианных партиях альбома Патриции Барбер «The Cole Porter Mix» (Blue Note 50999 5 01468 2 6) присутствовала убедительная завершённость, которую, впрочем, иногда портили едва заметные бренчащие нотки. Но теперь я ощутил, что бас «жирноват»: этот изъян удалось нейтрализовать, передвинув колонки в глубину комнаты. В голосе Барбер явственно слышалась характерная «резкость огранки». ТОНКОЕ ОЩУЩЕНИЕ ГЛУБИНЫ При прослушивании классической записи 1959 года Скрипичного концерта Мендельсона в исполнении Хейфеца с участием Бостонского симфонического оркестра (JVC XRCD JMXR-0010) наличествовало ощущение всё той же восхитительной воздушности. Я получил «всего лишь» чрезвычайно живой и объёмный звук. Не возникало ни малейшего ощущения жёсткости или глянцевитости, хотя верхи звучали с некоторым пришепётыванием. Низы был чистыми и плотными, убедительными и нисколько не «комковатыми» или утрированными, а середина – опять же очень чистой, хотя и не особенно своеобразной. Важнее же всего то, что эти акустические системы придавали звуковому образу тонкое ощущение глубины и масштабности, которое было по-настоящему привлекатель- ным.

Необычные диффузоры динамиков ELAC радуют взгляд, но на случай, если вы захотите их прикрыть, прилагаются грили. Помпезность в звучании отсутствует напрочь: оно изобилует деталями, но никогда не бывает шероховатым или слишком назойливым. Основной упор сделан на объём и открытость формируемого звукового образа и сглаженно- утончённые высокие частоты. Это решение достойно внимания потенциальных покупателей!

КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ 82 %


ОТ ГИДРОЛОКАТОРОВ ДО АУДИОАППАРАТУРЫ

В 1926 году в приморском городе Киль была основана компания Electroacustic GmbH, специализировавшаяся на разработке гидроакустических комплексов. В конце Второй мировой войны предприятие переключилось на выпуск потребительских товаров, и в 1948 году появился первый проигрыватель грампластинок ELAC. Однако судовое оборудование выпускалось до 1978 года, наряду с аудиоаппаратурой (это подразделение было позднее приобретено компанией Honeywell). В 1984 году ELAC начала выпускать акустические системы и вскоре представила инновационный всенаправленный ленточный твитер 4PI, совместно разработанный ELAC и голландской группой компаний Van den Hul / Bakker. В 1993 году ELAC создала свой первый JET-твитер, разработанный на основе концепции изобретателя Хайля. Позднее ELAC перенесла производство бюджетных линеек акустических систем на Дальний Восток, но все остальные модели полностью изготавливаются в Германии.


ЛАБОРАТОРНЫЙ ОТЧЁТ

Заявленная компанией ELAC чувствительность для FS 409 – 89 дБ, что соответствует обычному среднему значению в 89.3 дБ, рассчитанному нами по методу БПФ. Но розовый шум в 88,2 дБ и «музыкально сформированный» показатель в 87.5 дБ, полученный с помощью моделированного программного фильтра стандарта IEC 60268-1, указывают на то, что уровень в 88 дБ более реалистичен. Его достижению способствует используемый низкий импеданс. ELAC указывает номинальное значение 4 Ом и как минимум 3,4 Ом при 105 Гц; измеренный нами минимум – 3.4 Ом, хотя и при немного более высоком уровне в 110 Гц, поэтому номинальное значение 4 Ом оправданно. Несмотря на то, что углы фазы полного сопротивления выглядят хорошо контролируемыми, ЭПСР проваливается до 1.6 Ом при 83 Гц, делая FS 409 несколько более проблематичной нагрузкой на усилитель по сравнению с типичными современными напольными АС таких размеров.

Погрешности АЧХ были вполне характерны при ± 4.2 дБ и ± 3.1 дБ соответственно для описываемой пары АС (200 Гц – 20 кГц), но, как показывают осевые АЧХ (см. график), тенденция далека от плоскостности. FS 409 демонстрирует заметный провал диапазона с последующим подъёмом в верхней части ВЧ, поэтому, вероятно, обеспечивает сглаженный тональный баланс, если её слегка повернуть наружу, от места слушателя. Проверка парного совпадения в одном и том же частотном диапазоне выявила досадное расхождение в ± 1.8 дБ, но самые большие погрешности имели место в узкой полосе частот между 3 и 5 кГц – на других участках погрешность удерживается в пределах ± 1 дБ. Глубина баса в 57 Гц (-6 дБ отн. 200 Гц) в порядке вещей для напольной АС таких размеров, а чувствительность в помещении можно улучшить путем продуманного использования граничного усиления от стен. Каскадная диаграмма кумулятивного спектрального затухания показывает быстрое затухание начальной энергии, но в области высоких частот видны распадные резонансы от диффузора среднечастотного динамика.


Передняя часть АЧХ демонстрирует заметный провал в пиковой области высоких частот
Каскадная диаграмма выявляет хорошее демпфирование корпуса, но видны и резонансы от СЧ-динамика

Подготовлено по материалам журнала "HI-FI NEWS", сентябрь 2014 г. www.hifinews.co.uk

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий