Стереоусилитель Arcam FMJ A39, обзор. Журнал "АудиоМагазин"

Отличный усилитель для подготовленных людей, которые предпочитают ровность и ненавязчивую точность исполнения ярким эффектам и украшательствам в звучании. Музыку любых современных жанров, за исключением самых брутальных, аппарат отыгрывает на ура, с примечательно пунктуальной отработкой деталей и ненарочитой эмоциональностью.


Любимая забава многих аудиофилов заключается в поиске брендов, чья техника обладает нетривиальным звучанием, необычной подачей и ярким характером. Конечно, нет ничего дурного в стремлении испытать свежие впечатления. Но все же неплохо помнить основы звука высокого качества. Хайфай — это прежде всего стандарты звучания, характеризующие степень точности в передаче материала записи. Уважаемая во всем мире английская школа звука, объединяющая такие разные имена, как KEF, Harbeth, PMC, Cyrus и, конечно же, Arcam, занимает здесь очень прочные позиции. И, кстати, кто сказал, что точность не стильна?

Борьба концепций

В рекламных буклетах производителей звуковой аппаратуры время от времени возникают какие-то новшества, например буквы алфавита для описания режима работы усилительных каскадов. Помимо классических классов А и АВ, ассоциирующихся с аналоговым усилением, хорошо известен цифровой класс D, где (по аналогии с упомянутыми выше классами) тоже имеются варианты — AD, BD и ABD, с похожими различиями в характеристиках. Иногда обсуждается класс Т (патент фирмы Tripath Technology) — цифровой усилитель с цифровой обратной связью в обход выходного фильтра. Есть разработки и примеры реализаций, помеченные буквами S и Z, в паре тестов у нас проскальзывал класс H. Теперь, наконец, мы добрались до аппарата с литерой G.

Вообще говоря, этот класс усиления не нов, как и подавляющее большинство того, что существует в аудио (относительно новым в Hi-Fi может считаться только класс Т, впрочем, не получивший распространения из-за банкротства фирмы — держателя патента на усилительные модули). По свидетельству Интернета, классу G исполнился 51 год, если считать с момента возникновения собственно идеи, или чуть менее 38 лет после первой ее реализации фирмой Hitachi.

По сути, класс G характеризует режим работы выходных транзисторов, аналогичный классу АВ, но с использованием не одного, а двух или нескольких напряжений источников питания выходного каскада, автоматически переключаемых при изменении уровня сигнала на входе. Стартовая идея банальна и общеизвестна: полное напряжение, которое может выдать мощный источник питания, требуется довольно редко — только для сигналов пиковых амплитуд, а ими реальный музыкальный материал не изобилует.

В основном же для обеспечения качественной отработки динамики достаточно значительно меньшего размаха напряжений. С другой стороны, при уменьшении напряжения теряется способность воспроизводить пики, что никак не может считаться атрибутом звука высокой верности. Поэтому размах максимальных амплитуд напряжения питания выбирается заведомо с запасом и с пониманием того, что почти все время то будут по необходимости пустые энергетические траты. В частности, наименьшей эффективностью отличается усиление в классе А, когда большую часть времени подводимая мощность расходуется на рассеяние тепла с транзисторов или ламп, то есть на обогрев комнаты. С другой стороны, именно в этом классе искажения на малых уровнях минимальны, а звучание наиболее музыкально.

Поиск оптимального решения при попытках выйти из обрисованного замкнутого круга привел к появлению концепции усиления класса D и его позднейшей разновидности T, отличающейся значительно лучшим спектром гармоник и соотношением сигнал/шум. Обе концепции — аналоговая и цифровая — допускают регулируемые источники питания или динамическое управление напряжением, в зависимости от актуального уровня подаваемого на вход сигнала. Развитием такой идеи и стали родственные классы G и H (а также теоретически более продвинутый следующий шаг — класс DLD, Dynamic Linear Drive). Первый из упомянутых отличается от второго дискретным набором напряжений питания, то есть наличием нескольких шин — низковольтных и высоковольтных, — соединенных с выходными транзисторами. В отличие от этого случая класс H предполагает использование единственного источника, но со ступенчатой или плавной регулировкой напряжений.

Как уже говорилось, историю возникновения новых букв алфавита в классификации типов усиления следовало бы назвать битвой за КПД (коэффициент полезного действия, или степень энергоэффективности аппарата).

Относительно обычных аналоговых реперов — классов А и АВ — пресловутая энергоэффективность класса G будет в полтора-два раза выше. По стандартным расчетам (дающим теоретический предел) потребляемая мощность для значений 50 и 100% полной выходной мощности (Рвых) усилителя в классе G не превышает 0,7 Pвых и 1,2 Рвых соответственно (то есть на «пустую» мощность рассеяния расходуется от 40 до 20% потребляемой мощности, что уже заметно лучше, чем даже у обычного АВ), в то время как для класса А значение потребляемой мощности, как известно, постоянно, не зависит от уровня выходного сигнала и составляет 2 Рвых.

Для класса АВ половинная выходная мощность требует больше 1,2 Рвых потребляемой, а на полной мощности этот параметр приближается к 1,6 Рвых.

Теоретический КПД усилителя в классе G составляет почти 70% на полной мощности, тогда как для классов А и АВ он не превышает 50% и 60—65% соответственно. Реальный же КПД всегда ниже идеального расчетного, и в двух последних случаях он будет в районе 15—30% для класса А и не выше 50% для АВ. К сожалению, автор не располагает подобными цифрами реалистичных оценок для класса G, но в любом случае определенная энергетическая выгода налицо. Она не дотягивает до класса D, имеющего КПД 80—90%, а в лучших реализациях — аж 95%. Хотя он же традиционно является причиной аудиофильских holy wars из-за своих врожденных недостатков (в частности, серий высокочастотных гармоник в спектре). Степень приемлемости концепции цифрового усиления зависит от твердости убеждений слушателя и качества реализации конкретного устройства инженерами–разработчиками. Напротив, как уже отмечалось выше, класс G является разновидно- стью класса АВ и свободен от недостатков в виде гармоник высших порядков и повышенных искажений на малых уровнях сигнала.

Чисто внешне

Итак, немного разобравшись с буквами, перейдем к описанию самого аппарата. Arcam FMJ A39 выдержан в характерном для фирмы минималистском дизайне, который отражает также и подход к звуку. Усилитель как бы говорит своим внешним обликом: стою тут скромно и не отвлекаю на себя внимание. Мне известен еще ряд разработчиков, исповедующих ту же концепцию — что корпус несет чисто функциональную нагрузку, а все остальное — от лукавого, да и сама аппаратура — это строго функциональная вещь, а не элемент интерьера. В студийной технике преимущественно придерживаются именно такого подхода, хотя в бытовом сегменте потребителю иногда хочется чего-то покрасивее.

Тут есть еще момент, прямо связанный с бюджетом, что отпускается разработчикам на аппарат. Серия FMJ является у Arcam топовой, но в ценовом смысле все равно далека, скажем, от Burmester или Gryphon. И в подобных случаях ваш автор безусловно предпочитает интересное содержимое или конструкторскую идею цельноалюминиевому корпусу и массивной передней панели. Тем не менее, чтобы не складывалось впечатление о слишком скромной реализации, подчеркну, что сделано все очень аккуратно и тщательно, ручка громкости эргономичная, приятная и на ощупь, и при прокручивании. А39 оснащен информационным экраном со спокойной зеленой подсветкой и крупными символами, четко читаемыми с четырех метров.

Корпус изготовлен добротно и оставляет положительное впечатление. Если хороший стиль в Hi-Fi — это полное соответствие заявленным параметрам и не накладывающая ограничений на функциональность реализация, то перед нами именно тот случай. Пульт ДУ универсальный, довольно большой, но удобный.

Усилитель развивает стандартную по современным понятиям мощность 120 / 240 Вт на канал на 8 / 4 Ом. По заявлению производителя, до первых 20 Вт он работает в классе А, подключенный к низковольтной шине питания.

Шасси сделано с демпфированием, гасящим внешние механические вибрации. Оснащение по входам и выходам чуть богаче обычного для аналогичных аппаратов: А39 имеет семь линейных входов, в том числе один на 3,5-мм стереоджеке на передней панели для быстрого подключения портативных источников, а также вход Phono для MM-звукоснимателя. Еще на передней панели есть ряд кнопок для выбора входа и гнездо для наушников, а с тыла — полезные выходы: сигнала предусилителя и на запись. Привлекающий внимание порт USB не предназначен для приема музыкального контента, а служит исключительно для питания подсоединяемых портативных устройств (например, Bluetooth-приемника Arcam miniBlink), как и расположенный рядом 3,5-мм разъем, предназначенный для питания компактных устройств Arcam rSeries. Из интересного и не распространенного в данном ценовом сегменте — четыре пары винтовых акустических клемм для бивайринга, подписанных «Speaker 1» и «2». При однопроводном подключении четверка задействованных клемм выбирается кнопкой на перед- ней панели.

Точность и стиль

Возвращаясь к теме, затронутой во вступлении к тесту, поговорим о точности и стиле в Hi-Fi. Во-первых, подготовленный слушатель хорошо знает, что первое второму не помеха и «скучная» точность отнюдь не отменяет стиля и привлекательности звучания.

Не обязательно использовать аппарат, обвешивающий исполнение «рюшечками» и делающий звучание пышным, ярким и эффектным, чтобы получить удовольствие и испытать вовлеченность при прослушивании. Напротив, человек опытный предпочтет ровность эффектности, а тембральную нейтральность — звуку со «специями» (по кулинарной аналогии — подслащенному, подперченному и пр.). Особенно хорошо это понимаешь после знакомства с множеством устройств, каждое из которых обладает своим характером, почерком, «кривинкой» или изюминкой. Рано или поздно подобный изюм надоедает, и хочется просто корректного воспроизведения, пускай в ущерб разнообразным красотам. Впрочем, ущерб этот мнимый, потому что при аккуратной отработке материала слушатель общается с композитором, музыкантами и отчасти звукорежиссерами (уже достаточно длинная цепочка интерпретаторов), но не с аппаратурой.

Когда такое положение дел признается правильным, удовольствие от якобы сдержанной подачи возрастает пропорционально количеству прослушанной музыки.

Из сказанного уже можно понять, как звучит А39. Он играет четко, очень аккуратно, собранно и без излишеств. Некоторые назвали бы это звучание строгим, хотя определение не совсем верно. Просто фирма Arcam, как типичный представитель классической английской школы звука и хранитель истинных хайфайных ценностей, не считает возможным нагнетать страсти и правдами и неправдами выжимать из слушателя слезу. В то же время нельзя не отметить исключительно хорошую проработку практически всего диапазона частот, за исключением, быть может, его краев. Второе обстоятельство, не исключено, связано со спецификой связки усилителя и колонок (имеющих купольные мягкие пищалки с присущей им определенной родовой мягкостью), а потому в порядке гипотезы можно предположить, что использование аккуратно подобранных АС с металлическими твитерами даст значительно лучший результат. Впрочем, это достаточно несущественная придирка, поскольку качество воспроизведения крайних ВЧ все равно остается на достойном уровне. Зато опорный диапазон от верхних НЧ до нижних ВЧ — просто выше всяких похвал. Замечательная артикуляция и внятность в соединении с отличной детальностью буквально бросаются в глаза (точнее, в уши) при прослушивании любых треков.

Усилитель на редкость темпоритмичен, без проблем отрабатывает мелкие и быстрые ритмические последовательности и прекрасно ведет длинное легато. Любая популярная музыка доставит ценителю правдивых повестований много удовольствия, голоса вокалисток не потеряют индивидуальности и необычности, нигде не будет ни капли утрированности или подчеркивания чего бы то ни было.

Те, кто любит погорячее, не будут разочарованы в том случае, если не считают, что главное в роке и тем более в металле — тупой напор и густой звук, и если не думают, что все записи в этих жанрах одинаковы, лишены музыкальной и звукорежиссерской специфики. И коли так, то FMJ A39 — точно для них, потому что он всегда извлекает из материала максимум подробностей и интересностей. Для жанров с предельно насыщенным звуком (в том числе для симфонического оркестра) стиль Arcam может показаться несколько разреженным и прозрачным. В системе с этим усилителем с колонок не закапает жир, не потечет кровь потоками (что актуально для любителей брутальности — пусть почитатели классики не пугаются). Зато бас неизменно окажется максимально разборчивым, основа гитар, ударника, манера игры, специфика композиций — все будет как на ладони. Прослушивание сделается увлекательным и всегда оставит место для интеллектуальных открытий. И вдобавок, как уже говорилось, после многочасовых музыкальных сеансов нон-стоп не возникнет слуховой усталости. Меломан поймает себя на том, что не испытывает сдержанности или ограниченности в эмоциях, — он ощутит полное удовлетворение от подачи материала, захочет со всем соглашаться, притоптывать ногой в такт на роке, внимать вокалистам и проникаться академической классикой. Так сойдутся в одной точке точность, эмоциональность и стиль.

Вывод

Отличный усилитель для подготовленных людей, которые предпочитают ровность и ненавязчивую точность исполнения ярким эффектам и украшательствам в звучании. Музыку любых современных жанров, за исключением самых брутальных, аппарат отыгрывает на ура, с примечательно пунктуальной отработкой деталей и ненарочитой эмоциональностью. Качество воспроизведения опорных диапазонов, от верхних НЧ до нижних ВЧ, достойно самых высоких похвал. Записи академических жанров воспроизводятся несколько суховато и прозрачно по тембрам, однако все равно воспринимаются хорошо.


Измерения

Усилитель Arcam FMJ A39 демонстрирует высокостабильную АЧХ в широком диапазоне частот (рис. 1). Заметного спада следует ожидать на частотах не менее 100 кГц (рис. 1). Неравномерность в интервале 20 Гц — 20 кГц равна 0,09 дБ. Взаимовлияние между каналами проявляется незначительно, и, несмотря на рост проникающего сигнала, начинающийся уже на средних частотах, условная планка в –60 дБ преодолевается лишь в надтональной области (рис. 2). Максимальная величина неискаженной мощности на одном активном канале составила 145 Вт на 8-омную нагрузку. При подключении балласта сопротивлением 4 Ом усилитель отдает 240 Вт (рис. 3). Уровень нелинейных искажений остается стабильным на всех частотах слышимого диапазона при заданной нагрузке. Фактор демпфирования высокий — 220 ед. Отношение сигнал/шум не менее 105 дБА.

Результаты инструментальной экспертизы

  • Макс. мощность (0,7% КНИ, 1 кГц) на 8 / 4 / 2 Ом, Вт 145 / 240
  • Макс. мощность (0,7% КНИ, 8 Ом) на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, Вт 145 / 145 / 145
  • КНИ на 0,5 Рмакс на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, % 0,002 / 0,002 / 0,006
  • Переходное затухание между каналами, на 10 кГц, не менее, дБ 67
  • Отношение сигнал/шум, дБА 105
  • Коэффициент демпфирования 220
  • Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ 0,09
  • Спад на частоте 80 кГц, дБ 1,9

Контрольный тракт

  • CD-проигрыватель Bryston BCD-1
  • Интегрированные усилители Arcam FMJ A39, Bryston B100 SST2
  • Акустические системы PMC OB1i
  • Коммутация кабелями Analysis Plus

Тестовый материал

  1. «Baroque Favourites» (EMI, CDCFP 4557)
  2. Beethoven. «Piano Sonata No. 23 in F minor Appassionata». E. Gilels (DG, 457 296-2)
  3. Stan Getz. «A Life In Jazz: A Musical Biography» (Verve Rec., 535 119-2)
  4. Dead Can Dance. «Into The Labyrinth» (4AD, DAD 3013)
  5. Tracy Chapman. «Crossroads» (Electra, CD 60888)
  6. Pink Floyd. «Is There Anybody Out There?», Live LE (EMI, 7243 5 23562 2 5)
  7. The Who. «Quadrophenia» (Polydor, 531 971-2)
  8. AC/DC. «The Razors Edge», remastered (Epic Rec., 510771 2)
  9. Grave Digger. «Knights of the Cross» (Gun, 74321 58069)

 

Подготовлено по материалам журнала "АудиоМагазин", февраль 2015 г. http://audiomagazine.ru

Этот обзор прочитали 9 261 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий