Dynaudio Sapphire, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Замечательный подарок преподнесла Dynaudio любителям высококачественного аудио. Правда, за подарок придется заплатить... Цену немалую, хотя и справедливую.

Формально модель Sapphire относится к подразделению Special Models, в котором наряду с ней есть другие юбилейные продукты, например, Special 25, Audience 52 SE, знаменующие четверть века существования, соответственно, Dynaudio и авторитетного немецкого журнала Stereoplay. Две указанные модели выполнены в традиционном для Dynaudio классическом дизайне, основанном на прямоугольном корпусе (Special 25); Audience 52 представляет собой усовершенствованную версию имеющегося продукта. С Sapphire дело обстоит иначе. Колонка не похожа ни на одну из моделей фирмы и, видимо, не станет родоначальницей новой линейки. Расположенные спереди динамики словно вмурованы в причудливо ограненный массив ценного дерева. Громкоговоритель ассоциируется с драгоценным камнем (сапфир!), с кристаллом, с добытым спелеологом редким сталагмитом... С этой ассоциацией «борется» лишь красивейший древесный узор, великолепно проявленный, играющий на полированных гранях акустической системы: как известно, кристаллов из дерева не бывает. Заявляемые компанией варианты декора: Ivory (слоновая кость), Bordeaux (темно-красная), Amber (янтарно-желтая), Мосса (кофейная). Грани корпуса идеально сопряжены друг с другом: ребра, углы, стыки — совершенной геометрии и, кажется, почти инструментальной — ножевой остроты. Впрочем, соблюдена мера: обрезаться невозможно... Косые драпировки черной тканью (такую же материю видим на защитно-декоративных сетках) — стильная деталь дизайна. Конечно, Sapphire — самая впечатляющая иллюстрация высокого мастерства «не лгущих» датских специалистов. Необычная, не сразу охватываемая взглядом внешность громкоговорителя сочетается с упорядоченным внутренним пространством, тщательно просчитанным с учетом механоакустических кондиций. Сложная геометрия и внутренние переборки делают корпус очень жестким; простукивание в разных местах всегда давало глухой, быстро затихающий звук. Создатели Sapphire предусмотрели отдельные «квартиры» для полосных динамиков. ВЧ- и СЧ-части имеют закрытое, а низкочастотная — фазоинверторное оформление, порт расположен сзади.

Головка НЧ выглядит традиционно, но является новой разработкой

В модели применены динамики, сконструированные на основе известных технологий Dynaudio. Мнение большинства специалистов о драйверах Dynaudio: одни из лучших в отрасли. С верхней полосой работает знаменитый твитер Esotar 2; тканая купольная диафрагма со специальным покрытием соединена с очень легкой алюминиевой звуковой катушкой, особой формы камера поглощает тыловое излучение динамика. Диффузоры СЧ- и НЧ-динамиков изготовлены по технологии MSP (Magnesium Silicate Polymer), среднечастотники и вуферы спроектированы специально для Sapphire. Для получения глубокого, чистого и динамичного баса специалисты Dynaudio ограничили «компетенцию» Буферов полосой нижних частот (и данные инструментального анализа, и прослушивание свидетельствуют о том, что эта задача решена попросту блестяще). Фирма информирует о чрезвычайном внимании, уделенном кроссоверу. Фильтры первого порядка (6 дБ/окт.) собраны на высококачественной элементной базе с «полезными» звуковыми свойствами, выявленными в процессе тщательной слуховой селекции. Громкоговоритель получает сигнал на пару высококачественных клемм. Позади дорогое изделие имеет табличку с минимумом технических данных и подписью главы компании, г-на Еренхольца.

Юбилейная пара Dynaudio дает невероятно много уму и чувству чуткого слушателя. По итогам знакомства с разными акустическими системами датской марки у нас сложилось представление о звуковом стиле Dyanudio. В концентрированном виде он проявляется в звучании близкой Sapphire по классу превосходной модели Confidence C4, о которой журнал писал в мае 2007 г Идеальная сбалансированность звуковой материи по комплексу аспектов, особые строгость и академизм, широчайший динамический охват — эти фирменные особенности стиля Dynaudio присутствуют и в звуке Sapphire. Система демонстрирует высокую чуткость в трансляции тонких музыкальных структур во всем диапазоне и на всех динамических уровнях — от нижайшего, до высшего, дает верную стратификацию тональных, динамических, пространственных элементов ткани. Звучание Confidence C4, помнится, производило впечатление чуть-чуть эмоционально отстраненного — из-за его необычайной щепетильности, аналитичности, «мониторности». Sapphire играет несколько более эмоционально, открыто, раскрепощенно, как бы более «демократично». Здесь на первый план выступает не аналитизм как таковой, а живая выразительность, рельеф, свежесть. Сложно связать указанные ощущения с особенностями, лежащими в конструктивной области. Возможно, имеет значение что в С4 реализована технология Dynaudio Directivity Control (DDC), минимизирующая влияние акустики комнаты на слуховые ощущения, а в Sapphire DDC не нашла применения и оттого пара звучит как бы несколько более вольно. Звучание в аудио вообще можно представить в виде соотношения собственно тела — ядра звука — и заполняющей объем музыкальной сцены акустической атмосферы. У С4 этот баланс — 50x50. В звуке Sapphire заметно превалирует «ядро», отчего пара играет как бы более остро, близко. Замечательный комплекс свойств Sapphire наиболее полно проявляется при воспроизведении записей классики, шире — музыки, имеющей акустическую природу. В Каприсах Н. Паганини скрипка выдающегося артиста Шломо Минца звучит идеально достоверно по тембру (российское лицензионное издание Deutsche Grammophon). Тон этого, по-видимому, редких достоинств инструмента был округлым, завершенным, превосходно артикулированным, в нем не было даже намека на визгливость и гипертрофированный блеск. Высокое тембровое и пространственное разрешение колонки демонстрировали при воспроизведении опуса Б. Бриттена «The Young Persons Guide to the Orchestra» (Telarc), в котором представлен весь спектр симфонического оркестра. Замечательная уравновешенность тонального строя проявлялась при передаче записи рояля (2-й SACD Саго Mitis с сонатами Бетховена в прочтении И. Четуева). В концерте Баха для клавесина с оркестром №1 ре минор (Alpha) сопровождение не затушевывало партии солиста, звук клавесина оставался ясным, отчетливым; замечательная акустика Парижской церкви Нотр-Дам де Бон Секур, в которой проходила запись, ореолом обрамляла образ. В представлении Sapphire разные записи — это не только разная музыка, но и разная творческая энергетика, интерпретаторские потенции, разные почерки звукорежиссу-ры. Большое впечатление производила пластичность, тонкость, подвижность динамической нюансировки на уровнях «чуть-чуть громче/тише». Нередко при рассмотрении разных АС мы обращали внимание на компромиссность отображения предельно тихих и очень громких фрагментов и деталей. Sapphire играли без малейшей ущербности, не трансформировали, не разжижжали звука, тембра, эмоции. В процессе прослушивания возникало характерное ощущение, свидетельствующее о том, что систему венчает компонент действительно высокого уровня: интенсивная музыкальная образность полностью уводила чувство и мысль от проблематики аудио, и ты оказывался наедине с музыкой. Подчеркнем важность экспериментов с расстановкой АС для получения корректного баса.

Замечательный подарок преподнесла Dynaudio любителям высококачественного аудио. Правда, за подарок придется заплатить... Цену немалую, хотя и справедливую.

Подготовлено по материалам журнала "Stereo & Video", январь 2008 г.

Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий