Виниловая пластинка SIBELIUS - FINLANDIA / VALSE TRISTE (180 GR)

Артикул: 41291
Виниловая пластинка SIBELIUS - FINLANDIA / VALSE TRISTE (180 GR)
Виниловая пластинка SIBELIUS - FINLANDIA / VALSE TRISTE (180 GR)
EAN/UPC: 28947951209. Количество пластинок: 1 шт. Размер пластинки: 12". Вес: 180 гр. Лейбл: Deutsche Grammophon. Страна: Европа. Год издания: 2015. Состояние: новая. Издание включает купон для скачивания цифровой версии альбома.
1 960 руб. / штука

Описание виниловой пластинки SIBELIUS - FINLANDIA / VALSE TRISTE (180 GR)

"Грустный вальс" op. 44, "Туонельский лебедь" op. 22, симфоническая поэма "Тапиола" op. 112 и симфоническая поэма "Финляндия" ор. 26 Яна Сибелиуса в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Герберта фон Караяна.

Финляндия

3—5 ноября 1899 года в Гельсингфорсе (Хельсинки), столице Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи, отмечались «Три дня печати». Это была заключительная акция большой патриотической кампании: финны протестовали против наступления российского самодержавия на демократические права и защищали свободу прессы. 4 ноября в Шведском театре состоялся благотворительный спектакль в популярном жанре того времени — «живые картины». «Исторические сцены» со стихами и музыкой представляли различные эпохи в жизни страны. В том числе мифологическую (с мудрым певцом Вяйнемёйненом, героем «Калевалы»), легендарную (крещение финнов), историческую (Тридцатилетняя война) и наконец современную (Финляндия пробуждается). В последней поэт Людвиг Рунеберг внимал Музе, этнограф Элиас Лённрот записывал руны «Калевалы», а на заднике были изображены символы прогресса — народная школа и паровоз. Музыка Сибелиуса, включавшая оркестровое вступление ко всем картинам и сопровождение стихов, вскоре после спектакля была переработана в две оркестровые сюиты из шести пьес. Наиболее крупная, седьмая, в них не вошла и под названием «Финляндия» стала исполняться как самостоятельная симфоническая поэма.

Она прозвучала на Всемирной выставке в Париже летом 1900 года в исполнении оркестра финского Филармонического общества под управлением известного финского композитора и дирижера Роберта Каянуса. Патриотический характер произведения особенно ярко проявился в авторских концертах Сибелиуса летом 1904 года, состоявшихся на балтийской окраине Российской империи — в Риге и Ревеле (Таллине). В программах «Финляндия» фигурировала под названием «Экспромт», однако, как вспоминал композитор, «большая часть публики поняла, в чем тут дело». Современники утверждали, что «Финляндия» способствовала успеху освободительной борьбы больше, чем тысячи речей и памфлетов.

Поэма Сибелиуса сравнительно невелика, но оставляет впечатление величавой эпической фрески. Этому способствует и состав оркестра с тремя трубами и звонкими ударными, но особенно — характер тем, которые можно принять за подлинные народные. Однако здесь нет ни одной фольклорной цитаты: «Тематический материал «Финляндии» с начала и до конца принадлежит мне», — говорил Сибелиус.

Тяжеловесные мощные аккорды меди на фоне тремоло литавры вводят в мир Финляндии — северной природы, суровых сказаний, трагической истории, могучих, богатырского склада людей, готовых к долгой упорной борьбе. Тема крупными длительностями развертывается неспешно, форте-фортиссимо. Но вот темп убыстряется, раздаются кличи труб и тромбонов, звон тарелок и треугольника, воцаряются радостные и в то же время героические настроения. Многократное повторение краткого простого мотива приводит к утверждению столь же простой, но более напевной темы. Ее излагают деревянные духовые, а второй куплет поют струнные. Обрамлением служит повторение героического эпизода, который завершает поэму мощным ликующим tutti.

Грустный вальс

К пьесе Арвида Ярнефельта «Смерть» Сибелиус написал краткую, всего в 202 такта, пьесу для струнного ансамбля, большого барабана и колокола «в темпе медленного вальса», как обозначено в партитуре. Пьеса очень понравилась публике, в 1904 году была пересмотрена автором и вскоре издана с французским названием Valse triste (Грустный вальс) в двух вариантах — для струнных и духовых и в переложении для фортепиано. Красивые, несложные, сразу запоминающиеся мелодии принесли Грустному вальсу широчайшую популярность не только на концертной эстраде, но и в быту: он сделался любимейшей пьесой для домашнего музицирования в самых разных аранжировках.

Неустойчивые аккорды струнных с сурдинами пиццикато вводят в тревожную атмосферу вальса. Экспрессивную хроматизированную тему поют первые скрипки и виолончели в октаву. Затем остается только ритмический фон, вызывающий у исследователей самые разные ассоциации: то ли отголоски траурного марша, то ли яркий в своей четкости и легкости контраст мрачной скованности начальной кантилены. Новая тема, в которой впервые возникает тембр духовых инструментов, окрашена в мажорные тона; певучая мелодия излагается в светлом высоком регистре. В постоянном сопоставлении тем звучность нарастает, темп ускоряется, танец приобретает все более увлеченный, страстный характер. Особенно настойчиво интонирует первую, хроматизированную тему весь оркестр на фоне тремоло литавры и упорно повторяющихся ходов виолончелей и контрабасов. Внезапно танец обрывается долгой паузой. Допевает тему, уже в медленном темпе, кларнет в унисон с виолончелями в низком регистре. Им отвечают истаивающие аккорды четырех солирующих скрипок пианиссимо.

Туонельский лебедь

"Туонельский лебедь" — самая короткая часть сюиты "Четыре легенды о Лемминкяйнене", занимающая всего 102 такта и написанная для камерного оркестра, отличается необычным, «темным» колоритом. Из медной группы исключены звонкие трубы, из деревянной — светло окрашенные флейты и кларнеты. Зато добавлен мрачный тембр бас-кларнета и причудливый — английского рожка: именно он солирует, олицетворяя лебедя Туонелы, поющего песню смерти. Приглушены струнные: с начала до конца они играют с сурдинами, разбитые на небольшие группы, в которых еще выделены солирующие инструменты. Необычен размер, также выдержанный на протяжении всей части, — 9/4. Английский рожок на фоне зыбких аккордов струнных запевает бесконечную мелодию удивительной красоты, ему отвечают виолончели и альт соло. Затем колорит немного светлеет; вступает арфа. Траурные аккорды медных инструментов и литавр открывают последний раздел, где трагической кульминацией звучит патетическая мелодия струнных, напоминающая старинную народную балладу. Ее повторяет английский рожок, тогда как аккомпанирующие струнные играют тремоло древком смычка, словно подчеркивая необычный облик потустороннего мира. И, как обычно в эпических жанрах, эту часть сюиты обрамляют звучавшие в ее начале аккорды струнных и замирающая фраза виолончели соло.

А. Кенигсберг

Список композиций:

  1. Finlandia - Symphonische Dichtung Op. 26: Andante Sostenuto - Allegro Moderato - Allegro
  2. Valse Triste - Aus Der Musik Zu Arvid Järnefelts Drama "Kuolema" Op. 44, Nr. 1: Lento
  3. Der Schwan Von Tuonela - Legende Für Orchester Aus "Lemminkaïnen" Op. 22, Nr. 3: Andante Molto Sostenuto - Poco A Poco Meno Moderato
  4. Tapiola - Symfonische Dichtung Op. 112: Largamente - Allegro - Allegro Moderato - Allegro - Allegro Moderto

Производитель оставляет за собой право изменить внешний вид или параметры товара, не влияющие на его потребительские свойства.
Если вы заметили на нашем сайте неточность в описании или характеристиках товара, пожалуйста, свяжитесь с нами.
  • Обсуждение виниловой пластинки SIBELIUS - FINLANDIA / VALSE TRISTE (180 GR)
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий