Hertz

Hertz

Торговая марка Hertz была основана в 1998 году, когда стало понятно, что усилители Audison должны зазвучать именно так, как того хотели их создатели. Для руководства проектом по созданию акустических систем Elettromedia пригласила гениального инженера Риккардо Аббателли (Riccardo Abbatelli), который за несколько лет сделал Hertz мировым лидером на рынке акустических систем.

Подробнее о бренде HertzОбзоры товаров под маркой Hertz (44)Официальный сайт Hertz
www.hertz-audio.ru
Аудиомания — официальный дилер Hertz

Hertz Mille MLK 3. Козырная карта. Журнал "Автозвук"

MLK 3 при инсталляции потребует беспрецедентно большого объёма экспериментов - настолько от многих факторов зависит звучание.

Компонентная акустика Hertz Mille MLK 3

КОЗЫРНАЯ КАРТА.

 

У подавляющего большинства фирм, серьёзно занимающихся автомобильной акустикой, топовые модели трёхполосные. И потому, что именно в топовом сегменте это востребовано, и потому, что именно ведущим фирмам такая акустика по силам. Но старшая карта и козырная - разные вещи.

Старшей картой акустики Hertz стала появившаяся в этом году серия Mille нового поколения и принципиально нового устройства. Вообще, двухполосная MLK 2 уже бьёт почти любую карту, которая может оказаться с ней на одном столе. Но группа разработчиков во главе с Рикардо Аббателли с самого начала задумывала и заход с козыря. Им стала MLK 3. Всё, что придумали для MLK 2, плюс ещё кое-что, чего у других мастей нету. Получается даже не козырь, а джокер. Впрочем, очень может быть, что и не с самого начала, к примеру, экономисты присоветовали, что нешуточную стоимость научных исследований легче будет «отбить» двумя родственными моделями - и появилась «упрощённая» MLK 2.

Конструктивных хитростей, заложенных в один только мидбасовый динамик (из уважения к трёхполосности комплекта буду его называть басовым), могло бы хватить на главу кандидатской диссертации средней руки. Криволинейная форма цельного (без центрального колпачка) диффузора обеспечивает достаточную жёсткость, а отсутствие стыка позволяет избежать концентрации механических напряжений и тем самым продлить поршневой режим работы. Далеко не всегда басовый динамик в трёхполосной системе действует исключительно в поршневом режиме, хотя к этому и стремятся. Этот работает именно так - такой вывод можно сделать из анализа измерений и АЧХ в штатной полосе и нелинейных искажений. Об этом в своё время. Неодимовый магнит установлен не внутри звуковой катушки, а снаружи, что дороже, но при этом надёжнее обеспечивается равномерный магнитный зазор. Чтобы избежать модуляции постоянного магнитного потока магнитным полем катушки, используется так называемый короткозамкнутый виток в виде медного цилиндра вокруг вентилируемого центрального магнитопровода (керна). Кстати, форма магнитопровода такова, что ввести в соприкосновение с ним звуковую катушку непросто, даже если нажать на диффузор рукой. Гофр с профилем S-образной формы призван обеспечить симметрию упругой силы. Полость под центрирующей шайбой отделяет от окружающего пространства только хромированная сетка, что облегчает течение воздуха, охлаждающего катушку.

Пищалка - ещё одна глава. И ещё одна карта, заходя с которой, можно деморализовать противника. Материалом для изготовления купола послужила смесь разнородных волокон в полимерном связующем, известная под маркой Tetolon. Пространство под куполом заполнено волокнистым материалом и сообщается с задней камерой посредством восьми отверстий. Задняя камера также заполняется волокнистым материалом вроде фетра малой плотности. Иначе говоря, мембрана пищалки нагружена не на упругость воздуха, а на упругость и механическое сопротивление, за счёт чего удаётся избежать высокой добротности пищалки - родовой болезни большинства купольников. К тому же пищалка комплектуется сменными камерами различного объёма, к нашему удивлению - не такими же, какие входили в состав двухполосного комплекта MLK 2.

А несомненный козырь - среднечастотная головка ML 500R. Она относится к плёночному (некогда было популярно название «изодинамический») типу. Звуковую катушку образуют печатные проводники, нанесённые на плоскую мембрану с эффективными размерами примерно 120 х 30 мм. Магнитное поле создают ферритовые стержни, проложенные по центру и у краёв мембраны. В традиционной конструкции магниты находятся под мембраной, и симметрии магнитного потока при смещении мембраны достигнуть не удаётся (правда, смещения эти не столь и значительны). В ML 500R магниты расположены по обе стороны мембраны, а магнитное поле полностью симметрично. Преобразователи такого типа обычно используют в качестве пищалок, поскольку масса подвижной системы у них минимальна. А для СЧ-головки важнее точность переходных характеристик, также напрямую связанная с массой и линейностью подвижной системы. Есть ещё одна особенность ленточных излучателей, которая может кому-то показаться незначительной, но которая приводит в восторг разработчиков кроссоверов. Это - почти полное отсутствие индуктивности. Импеданс такой головки во всём рабочем диапазоне (область собственного резонанса лежит за его пределами) практически не отличается от резистивного сопротивления катушки.

Последняя и самая крупная карта в колоде: кроссовер CX 3 имеет размеры 360 х 150 мм в плане и 45 мм в высоту. Принципиально он не отличается от того, что используется в двухполосной системе (CX 2), если не считать, конечно, что в нём вдвое больше фильтров. Качество исполнения редкостное даже для узкой категории автомобильного хай-энда, от компонентов на плате до контактных зажимов. Оказалось даже, что зажимы позволяют зафиксировать ставшие де-факто стандартом «вилочки» шириной 7 мм и домашние колоночные вилки «бананы». Формула кроссовера выглядит до обидного прямолинейно: II + (II + II) + II, то есть все фильтры второго порядка. Правда, фильтр ВЧ-полосы среднечастотника - это так называемый «странный фильтр», который вблизи частоты среза начинает работать как фильтр первого порядка, а потом его характеристика плавно перетекает в 12 дБ/окт. Переключений много, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что ничего лишнего нет. Четырёхступенчатая аттенюация среднечастотника и пищалки: 0/1,5/3/4,5 дБ (по отдельности, конечно). Две пары перемычек позволяют перейти к подключению би-ампингом или три-ампингом. Ещё один джампер, обозначенный как Contour, дёт возможность поднять самую высокочастотную часть АЧХ. А одна группа джамперов является, насколько нам известно, уникальной особенностью кроссоверов Mille. Они управляют устройствами временной задержки TAD. По своей реализации это аналоговые всепропускающие фильтры, позволяющие внести в канал НЧ задержку на 85 мкс, что соответствует отдалению динамиков на 30 см. В каналах СЧ и ВЧ система TAD реализована несколько проще, но действует сходным образом.

При прослушивании долго определяться с положением джамперов не пришлось. В нашей инсталляции аттенюатор среднечастотника почти сразу установили в положение 0 дБ, уровень пищалки в результате непродолжительных дебатов был снижен на 1,5 дБ. Верх акустика Mille воспроизводит настолько комфортно и музыкально, что даже некоторый его избыток воспринимается вполне органично. То есть тарелки рассыпчаты и звонки, в них отчётливо прослеживаются особенности звучания латуни, думается, музыкант определит и название фирмы-изготовителя. А вот для того чтобы бубен не утратил свою музыкальную целостность, нам пришлось некоторое время экспериментировать с взаимным расположением среднечастотника и пищалки, и предпочтительным показался вариант, когда твитер ниже ленточного излучателя. Вообще уже на этом этапе стало очевидно: MLK 3 при инсталляции потребует беспрецедентно большого объёма экспериментов - настолько от многих факторов зависит звучание.

Рельеф баса несколько сглажен, но атака басовой струны передаётся так чётко, что с этим легко смириться. Разработчик (вспомните его речь на видеодиске из Зинцхайма) не зря объявил низкую добротность своим знаменем, силой и оружием. Баса вроде немного, а слушать хочется, настолько он отточенный. Контрабас показался неторопливым, но на удивление певучим. Низкочастотные послезвучия пластика барабанов на редкость реалистичны, хотя завершающая стадия удара проходит жестковато. В мужском вокале выделены свистящие звуки, а к женскому претензий не возникло, даже напротив, такого реалистичного, объёмного представления женских голосов нам почти не встречалось.

Звуковая сцена не привязана к акустике. То есть звуковой образ гитары, к примеру, формируется за пределами базы динамиков, если так задумано режиссёром. Это работает так называемая фазовая стереофония. Кстати, не ищите фазовое стерео в кинотеатрах, равно как и в домашнем театре - здесь работает только стереофония амплитудная. Фазовая стереофония - прерогатива High End-систем с корректными переходными функциями на середине. Правда, за фазовое стерео тоже взимается плата - в виде чётко выраженной точки оптимального стереоэффекта (Sweet spot). (Недаром ведь говорят, что High End - техника для эгоистов.) Применительно к MLK 3 незначительное смещение головы от оси симметрии динамиков приводит к заметному смещению баланса в сторону ближайшей колонки. Видимо, как раз с учётом такой особенности этой акустики разработчики снабдили кроссоверы функцией временного выравнивания TAD. Здесь вновь подтвердилось, что настройка системы MLK 3 в реальной инсталляции будет далеко не самым простым делом. Впрочем, установку акустики такого класса вряд ли кто-то доверит дилетантам. Ход с такого козыря - не для новичков...

 

 

Общая АЧХ, на первый взгляд, неожиданна: средние сильно придушены, причём придушены кроссовером - чувствительность «голой» СЧ-головки весьма высокая (проверяли). Здесь вновь идёт прицел на реальную, не лабораторную инсталляцию, где плоские среднечастотники легко могут оказаться ближе всех к слушателям. Импедансная характеристика комплекта никаких сюрпризов не преподнесёт.

 

АЧХ под разными углами к оси СЧ-головки, установленной как рекомендуют разработчики: так, чтобы ось вращения при отклонении от оси совпадала с длинной осью прямоугольного корпуса. До угла 30 - 40 градусов направленности очень немного. Номинальный импеданс головки близок к 8 Ом, частота резонанса - 350 Гц.

 

В зависимости от установленной камеры резонансная частота пищалки должна была оказаться 950 или 1300 Гц (написано прямо по алюминию). И там и там вышла ниже, а материал купола несколько отличается от того, что был в проходившем у нас комплекте MLK 2. Пищалки явно предпочитают работать под небольшим (но не нулевым) углом к оси.

 

АЧХ, характеристики направленности и импеданс басовика. АЧХ - как полагается при низкой добротности, направленности просто нет, головка работает в чисто поршневом диапазоне, импедансная кривая показывает необычно низкую индуктивность звуковой катушки: работает кольцо Фарадея, спасибо большое обоим (кольцу и Фарадею).

 

Если не послушать старших и повернуть головку на 90 градусов, то при отклонении от оси увидим качественно иную картину: направленность начнёт сказываться уже при небольших углах. В руках опытного и очень усидчивого установщика это средство управления характеристиками излучения в реальной инсталляции. А неопытных по-любому просят не беспокоиться.

Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", декабрь 2005 г. www.avtozvuk.com

Этот обзор прочитали 7 396 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий