Hertz

Hertz

Торговая марка Hertz была основана в 1998 году, когда стало понятно, что усилители Audison должны зазвучать именно так, как того хотели их создатели. Для руководства проектом по созданию акустических систем Elettromedia пригласила гениального инженера Риккардо Аббателли (Riccardo Abbatelli), который за несколько лет сделал Hertz мировым лидером на рынке акустических систем.

Подробнее о бренде HertzОбзоры товаров под маркой Hertz (44)Официальный сайт Hertz
www.hertz-audio.ru
Аудиомания — официальный дилер Hertz

Hertz M15 Unlimited. Мигалка с магнитом. Журнал "Автозвук"

При известной сообразительности уже из названия можно заключить, что головки далеко не в последнюю очередь предназначаются для соревнований по звуковому давлению, то есть — бас-машины. Однако при этом сабвуфер M15 действительно красив.

Автомобильный сабвуфер Hertz M15 Unlimited

МИГАЛКА С МАГНИТОМ.

 

Обычному человеку приходится постоянно сталкиваться с запретами и лимитами: это можно, это нельзя, а вот это — не то чтобы совсем нельзя, но...

Про что сейчас подумали? Правильно, и мы про дорожное движение. Там есть вещи, которые нельзя совсем, никому и ни при каких обстоятельствах. Скажем, разогнаться до сотни за полсекунды, об этом позаботится один из персонажей «Физики за шестой класс» по имени коэффициент трения. Нельзя, рано или поздно до сотни разогнавшись, без торможения развернуться на четырёхполосной дороге, за этим проследит параллелограмм сил из той же пьесы. Всему положен предел, иногда в формате «нельзя».

Другие вещи не то чтобы нельзя. Скорость, к примеру. Ей тоже положен лимит, на эдаком кругляке нарисован, мне говорили, что есть даже специально обученные люди, которые следят за тем, чтобы этот и похожие лимиты и запреты соблюдались. Здесь, однако, физика отступает перед величием экономики, граница между можно и нельзя совершает широкие размахи в такт шуршанию и звону. Жаль, нельзя оплатить авансом и по безналу, чтобы на дороге у тебя только корешки квитанций отрывали. Или кредитки специальные, золотая — до 30 км/час, платиновая — до 60. Это было бы настоящее торжество рыночных отношений. И, наверное, ещё будет...

А концентрированная экономика — это у нас что? Политика. Мигалка — самое мощное из известных науке средств преодоления лимитов и запретов. До пределов, ограниченных персонажами из «Физики». Особенно удобно, когда мигалка на магните: согласен с ограничениями — лежит себе она в багажнике, не хочешь мириться — щёлк, и нет лимитов (только не говорите мне про алюминиевые крыши Audi, испортите метафору).

В электроакустике тоже действует изрядное количество ограничений и запретов, как жёстких теоретических (нельзя), так и эластичных практических («что же мы нарушаем?»). Вот пример ограничения теоретического: нельзя одновременно наращивать КПД (то есть чувствительность) головки, расширять её полосу понизу (то есть снижать частоту резонанса) и уменьшать потребный объём оформления. Это означает: если по двум параметрам вы будете двигаться вперёд, то по третьему придётся отступать, или вперёд по одному, назад — по остальным. Теоретические ограничения (как и все законы физики) носят форму категорического императива: нельзя, и всё тут. Ни за какие деньги. Дальше идут ограничения практические. Вот, например: затруднительно (то есть можно, но не всем и не всегда удаётся) создать головку с высокой чувствительностью и большим максимальным звуковым давлением одновременно. Или ещё: проблематично создать головку с высокой чувствительностью и высокой допустимой мощностью. Здесь ограничения уже не столь категоричны, но при попытке их преодолеть возникают такие конструктивные сложности, что от попыток, как правило, отказываются, эти «лимиты» можно преодолеть уже только за отдельные деньги. А дальше идут ограничения, продиктованные так называемым здравым смыслом. Такое, например: нет смысла гнаться за высокой линейностью в головках, предназначенных для спортивных ристалищ по звуковому давлению (SPL). Или такое: нет резона гнаться за красотой таких соревновательных головок — бас-машина она машина и есть, только «бас».

Чтобы пойти наперекор ограничениям, вызванным практикой и скучным здравым смыслом, надо обладать не только техническими возможностями и смелостью, но и пользоваться авторитетом среди потребителей. По счастью, есть несколько фирм, технический потенциал которых, как и реноме среди потенциальных потребителей, настолько высоки, что они могут себе это позволить. Надо иметь не только деньги, но и право на мигалку. Итальянская компания Elettromedia — одна из немногих, у кого и то и другое есть.

«Сабвуферные мигалки» предстали миру в виде серии Hertz SPL Monster. В серии — десять сабвуферов двух моделей: M12 и M15. Это не опечатка, моделей две, сабвуферов в привычном для нас понимании — десять. Как это может быть, узнаете чуть позже, а пока потерпите. При известной сообразительности уже из названия можно заключить, что головки далеко не в последнюю очередь предназначаются для соревнований по звуковому давлению, то есть — бас-машины. Однако при этом сабвуфер M15 действительно красив. Красив не как другие продукты итальянской работы, не как ботинки от братьев Борджоли, а как... ну, скажем, как ударный вертолёт А129 фирмы Augusta. Или танк «Арьете» от «Ото Мелара». По массе больше похоже на танк, между прочим.

Масса снаряженного Monster M15 — почти 23 кило (22,9 по спецификации, но после того, как потаскали, показалось, что все 23). «Снаряженного» сказано не случайно, это — первый намёк на уникальную особенность конструкции головки. Вот второй: нам без чрезмерных усилий и противоправного ущерба для чужого имущества представилась возможность изучить динамик не только снаружи, но и изнутри. Тонкостенное литьё корпуса выполнено с высочайшим качеством, я такого ещё не видел. Кстати, и материал, судя по всему, не обычный магниево-алюминиевый сплав, а что-то более боевое. Из арсенала «Аугусты», а то и «Ото Мелара». А отсутствие признаков звонкости обеспечено как раз за счёт геометрии отливки. Габариты магнита «итальянской мигалки» беспримерные даже по меркам эспиэльных чудовищ (я имею в виду чудовищ вообще, а не данных конкретных «Монстров») — 230 х 50 мм. Это, между прочим, притом что диаметр звуковой катушки для головок данной категории не самый выдающийся, лишь три дюйма, а не четыре. Отсюда мы можем сделать предварительное предположение, что у M15 окажется нетипично высокая (опять же для своей категории) чувствительность. Ну а отвод тепла от звуковой катушки улучшен не только за счёт осевого отверстия (диаметр 30 мм — не так уж и много), но и с помощью шести наклонных вентиляционных каналов в керне. Это не по чертежу, сам видел (намёк третий, последний). Центрирующая шайба имеет плоское сечение и регулярный профиль гофров: как бы там ни было, но вогнутые шайбы не позволяют обеспечить высокую линейность перемещения диффузора. Подводящие провода пропущены между центрирующими шайбами, а на выходе соединяются... ни с чем. Вместо привычных зажимов на клеммной площадке намертво закреплены две пары проводов (на каждую секцию — по паре) длиной по полметра и сечением 8AWG. Провода, конечно, силовые, акустического кабеля такого размера не бывает, но, поскольку заимствованы из гаммы проводов Audison Connection, качества — высочайшего. И гибкости тоже высочайшей. Ширина подвеса из вспененного полиуретана 37 мм. Материал диффузора в базовом комплекте — непрессованная длинноволокнистая целлюлоза.

 

Ну вот и дошли до главного. Что значит «в базовом комплекте»? А дело в том, что SPL Monster обеспечивает возможность быстрой смены подвижной системы, то есть диффузора с подвесом, центрирующей шайбой, «хвостами» кабелей и пластиковой «промежуточной» корзиной. Эта дополнительная корзина, вставляемая в основную, металлическую — главное техническое решение, обеспечившее возможность быстрой замены подвижной системы, она связывает два элемента подвеса — гофр и центрирующую шайбу, когда узел подвижной системы существует отдельно от основной корзины. И не только связывает, но и сохраняет центровку звуковой катушки.

Зачем это нужно? Ну, мы не дети, каждому, кто хоть однажды видел соревнования по SPL высокого уровня, нет нужды объяснять, зачем нужна сменная «подвижка». Горят катушки, знаете ли. А тут нет нужды менять головку, достаточно сменить лишь подвижную систему. Во-первых, быстрее, 10 винтов — это не приклеивать и центровать заново. Во-вторых, дешевле. Хотя и не так чтобы дёшево, но соревнования по SPL в классе «без ограничений» — профессиональный спорт, а он дешёвым не бывает. Всё вроде бы ясно...

Нет, не всё. Сменные «подвижки» — не расходный материал, как стельки у «Борджоли», а варианты оснащения, как боекомплект у «Аугусты». В состоянии поставки M12 и M15 укомплектованы подвижной системой с целлюлозным диффузором и двумя звуковыми катушками с сопротивлением 1,2 + 1,2 Ом. А в качестве сменных выпускается ещё по четыре варианта «подвижек» для каждой из головок. И все — разные, так и получается, моделей две, а сабвуферов — десять.

У всех «альтернативных» подвижных систем диффузоры из кевлара с пропиткой, а остальные элементы различаются по всем параметрам. Разные катушки с номинальным импедансом от 1,0 + 1,0 до 1,5 + 1,5 Ом. Разные по жёсткости и количеству центрирующие шайбы, как следствие — эквивалентный объём у 15-дюймовой модели при смене подвижной системы с самой мягкой на самую жёсткую будет, согласно описанию, меняться от 61 («штатный» целлюлозный диффузор) до 20 (!) литров. Кто не ориентируется на слух: для «пятнашки» и 60 литров немного. Естественно, резонансная частота получается тоже сильно разной, от 36 до 49 Гц.

Ну вот теперь отвернём десять заветных винтов и заглянем, «откуда берётся SPL». Сразу отметим: внутренняя, вспомогательная, корзина центрируется в основной не крепежом, она вставлена очень плотно, без зазора. Даже действуя по инструкции, надо извлекать её при помощи плоской отвёртки. Угловое положение подвижной системы относительно корзины задано однозначно системой штифтов у основания магнита, так «подвижка» может быть установлена только в положение, в котором она центрировалась при изготовлении.

При снятой подвижной системе видны и наклонные каналы вентиляции (решение, восходящее к Mille и Thesis с V-Cone, прошу прощения, что перешёл на иностранный), и мощное кольцо Фарадея на центральном керне. Точнее, здесь это даже не кольцо, а солидный медный стакан (существенно больший по объёму, нежели гранёный «аршин», по моим оценкам). «Стакан», судя по тому, насколько он возвышается над срезом керна, выполняет отнюдь не одни только функции стабилизации индуктивности звуковой катушки. Эспиэльщики знают: если не удалось «дунуть» до нужных децибел с первого раза, очень трудно бывает улучшить результат в попытках, следующих немедленно за первой. Виновата так называемая тепловая компрессия: через нагретую звуковую катушку при той же мощности усилителя течёт меньший ток. Именно та часть медного кольца, что «висит в воздухе», оказывается внутри звуковой катушки во время её хода вперёд и способствует отводу тепла значительно эффективнее, нежели у динамика обычной конструкции, когда внутри катушки в этом её положении — исключительно воздух. В общем, мигалки с магнитом итальянцы, как оказалось, тоже умеют делать...

 

Как нетрудно догадаться, мы снимали подвижную систему не только из желания поглядеть, что внутри, а потому, что меняли её на другую. В нашем распоряжении оказалась сменная подвижная система с буквой «G», то есть MG15. Так что измерения параметров (кроме нелинейных искажений) и моделирование проводили для двух вариантов: «базового», с диффузором из целлюлозы, и с MG15.

Как раз с нелинейными искажениями оказалось всё очень просто, с них и начнём. Искажения очень низкие, даже, я бы сказал, нетипично низкие для эспиэльной головки. Но, как уже не раз было замечено, специалисты Hertz спокойно переступают через стереотипы.

Расчёты дали такие значения силового фактора: 19,5 Тл м для «базовой» подвижной системы и 20,8 Тл м для MG15. Показатели были бы достойными и для 8-омной головки, а для головок, импеданс которых около 2 Ом, это дважды достойные значения. При этом подвижная система там и там не очень тяжёлая (по меркам SPL, конечно): 266 и 363 г. Характеристическая чувствительность закономерно оказалась нетипично высокой для SPL-головки (в варианте с MG15) и нетипично высокой для автомобильных сабвуферов вообще в варианте базовом, целлюлозном. Тут, как я понимаю, в полной мере проявилось нетерпимое отношение разработчиков к лишним ограничениям и лимитам. Впрочем, обратите внимание на последнюю строчку таблицы с параметрами Тиля — Смолла: трёхзначное значение EBP нам встречается, кажется, впервые. Да и MG15 по этому параметру недалеко ушёл. С практической точки зрения это может означать небольшое усиление в ФИ и отрицательное усиление в ЗЯ. А поскольку оценку мы выставляем с учётом акустического усиления в типичном салоне, то она получилась невысокой. Впрочем, реальная чувствительность большинства эспиэльных головок ничуть не выше.

 

 

Изготовители не дают рекомендаций по оформлению, что не удивительно, к боевому вертолёту брошюру «Стану лётчиком» тоже не прилагают. Разбег по заявленным и измеренным параметрам невелик, поэтому моделирование будет основано на измеренных. Для успокоения скажем: моделирование по заявленным параметрам показало такие же кривые, в среднем на 1,5 — 2 дБ ниже. Для головки с базовым целлюлозным диффузором АЧХ в ЗЯ объёмом всего-то 22 л (напомнить, что перед нами 15-дюймовая головка?) получается совершенно аудиофильской по форме, правда усиление, как и ожидалось, отрицательное. Увеличение объёма ЗЯ оправданно до 25 — 28 л, дальше начинает расти отдача на инфразвуке, и всё. Немного усиления и в ФИ с оптимальной настройкой, при этом вновь форма АЧХ — гораздо ближе к музыкальной, нежели к эспиэльной, и вновь объём — более чем скромный.

Теперь — перекур и замена подвижной системы (потребное время — одного порядка). С более жёсткой системой MG15 минимальный объём ЗЯ стал вообще 18 л, а ФИ уменьшился в литраже до 30. Однако предположим, что корпус сабвуфера остался прежним, а подвижную систему заменили, как, собственно, и задумано. Результаты такого предположения — верхние кривые на том же графике, то есть в объёмах, признанных минимальными для M15 в базовом оснащении. Здесь тоже всё на местах. Вот обратная операция (сделать ящик под MG15 и поставить целлюлозную систему) приведёт к существенному ухудшению характеристик.

Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", октябрь 2009 г. www.avtozvuk.com

Этот обзор прочитали 4 690 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий