Audison

Audison

Название Audison родилось из удачного синтеза двух латинских слов "AUDio", что означает "слышать", и "SONus", то есть "звук". Получилось очень лаконично и информативно. Ключевая фигура в инженерных достижениях Audison - Эмидио Ваньони. Он - движущая сила и непосредственный вдохновитель и участник всех разработок в электронной части.

Подробнее о бренде AudisonОбзоры товаров под маркой Audison (7)Официальный сайт Audison
www.audison.ru
Аудиомания — официальный дилер Audison

Audison LRx 3.1 MT. Театр начинается. Журнал "Автозвук"

Именно для того, чтобы стать фундаментом многоканальной театральной системы, и придуман LRx 3.1 MT.

 

Автомобильный усилитель Audison LRx 3.1 MT

Даже тот, кто не был в театре от рождения, кажется, знает, с чего он начинается. Обычный, может, и с вешалки, а в домашнем театре точка старта иная.

Возьмём, к примеру, князя Юсупова. У того был домашний театр ещё в восемнадцатом веке — кто не верит, может подъехать в Архангельское и убедиться. Сцена отлично сохранилась, но нет там никакого гардероба и, соответственно, никаких вешалок. И в особняке дворян Станиславских, что около метро «Красные ворота», тоже был домашний театр — там теперь ресторан «Дубровник». Театрального гардероба не было, как не было и публики, а были гости хозяев, которые при необходимости раздевались в гостевой гардеробной. Так что домашний театр начинается ни с какой не с вешалки. Про времена Юсупова и Станиславского не скажу, а в наше время домашний театр начинается с многоканального звука.

Есть в линейке именитой итальянской фирмы две модели усилителей, обозначение коих включает буквы «M» и «T». Это LRx 5.1 MT и LRx 3.1 MT. Я как-то сразу для себя решил, что MT — это Mobile Theater (Мобильный Театр), и — ошибся. Оказывается, не Mobile Theater, а Multichannel Theater, но суть та же, поскольку уже во второй фразе наставления к этим аппаратам сказано, что аппараты предназначены для того, чтобы обеспечить усилением многоканальные системы Car Theater. Так что суть я всё же угадал верно, а car theater или mobile theater — вопрос терминологии.

В этом месте кое-что становится предельно ясно, а кое-что, напротив, вызывает немедленный вопрос. Когда для мобильного театра предлагается усилитель с формулой каналов 5 + 1, вопросов нет, это — уставная формула многоканального звука. А когда 3 + 1, это что? И вот здесь придётся ещё раз прочесть заголовок, благо недалеко ушли. Специалисты Elettromedia выявили не просто начало, а начало начал. Смотрите: структуру 5 + 1 можно набрать и из отдельных усилителей, но здесь мы неизбежно столкнёмся с эдакой «проблемой чётности». Именно три фронтальных канала и непременный сабвуферный служат каркасом многоканальной звуковой системы, добавить к ним банальный тыловой двухканальник — элементарно. А не будь основа «нечётной», пришлось бы (как мы часто видим в примерах мультимедийных инсталляций в рубрике «Системы») изгаляться, находя способ внедрить в систему усилительный канал для центра. Часто найденные решения, скажем, грошовый двухканальник, включённый наполовину, мягко говоря, изяществом не отличаются, а инсталляцию затрудняют. Именно для того, чтобы стать фундаментом многоканальной театральной системы, и придуман LRx 3.1 MT, теперь это, надеюсь, ясно.

Кстати (по-театральному — «в сторону»), некоторые сотрудники редакции, не будем называть имён, принявшие близко к сердцу новейшую итальянскую придумку — трёхканальное Deep Stereo, во время теста тыкали в LRx 3.1 MT пальцами и знаками показывали: вот, мол, готовая вещь для последнего слова в звуковоспроизведении. Но это «в сторону», усилитель предназначался создателями для театральных нужд, в этом качестве мы его и рассматриваем.

Чем функционально отличается усилитель, занятый в многоканальной системе, от своего собрата, задействованного в стерео? Тем, что источником сигнала для первого является декодер многоканального звука. А декодер по необходимости уже снабжён набором фильтров — для сабвуфера и сателлитов (здесь без домашней терминологии обойтись никак не удастся). И из этого следует, что присутствие собственных фильтров НЧ и ВЧ для такого усилителя не обязательно. Авторы разработки усилителей MT решили, что можно обойтись и без них, но добавили в каждый канал отключаемый подтональный фильтр. Является ли такое решение бесспорным? Не факт. Да, существуют, конечно, процессоры-декодеры (вроде алпайновского Status F#1), которые построят вам любой набор фильтров и не охнут. Но предположим, что вы захотели подключить такой усилитель прямо к выходу встроенного декодера DVD-ресивера. Реализуя это своё несомненное право, вы получите работоспособную театральную систему. Вот только фильтры в таких декодерах не перестраиваются, да и крутизна фильтра НЧ в канале сабвуфера может оказаться недостаточной. Так что присутствие в театральном усилителе качественного (в традициях Audison) фильтра НЧ, думается, не было бы лишним. И не факт, что такое дополнение сильно повлияло бы на конечную цену продукта.

Как и другие усилители LRx, театральный 3.1 MT оснащён сменными модулями ECI, и, установив один из них, вы сможете выбрать обычные линейные входы RCA либо входы уровня громкоговорителей. Впрочем, модуль высокого уровня пригодится только в том разе, если вам попадётся декодер с соответствующим выходом, а это не очень вероятно. На том и другом входном модуле предусмотрена пара широкополосных выходов, повторяющих входной сигнал L и R. Полезная, между прочим, опция, если: а) для стерео и для многоканального звука вы используете разные усилители фронта или б) фронты у вас работают би-ампингом. В отличие от обычных четырёхканальных усилителей LRx 3.1 не рассчитан на работу с двумя входами, но это ему и не нужно, поскольку каналы здесь разные и в режиме «двойного стерео» этому аппарату работать не суждено.

Вот мы, пробившись уже к середине материала, добрались до одной из ключевых особенностей усилителей MT. Сабвуферный канал (который «.1») здесь построен на принципах класса D. А поскольку такие усилители пока что не делаются широкополосными, то, говоря об отсутствии фильтра НЧ в этом канале, мы немного лукавили. Впрочем, не впервые уже, описывая устройство усилителей Audison, приходится делать некоторые упрощающие допущения и потом от них отказываться. И если уж на то пошло, сейчас самое время отозвать некоторую информацию, которая была сообщена мною в тесте усилителя Audison VRx 4.300. Как выяснилось уже после сдачи материала в печать, кроссоверные модули (и, в частности, HL12 и BL12) НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ для установки в четырёхканальную модель, у которой своих фильтров — за глаза.

Конструкция театрального LRx 3.1 MT принципиально не отличается от других усилителей этой серии. С одного торца вытянутого корпуса расположены все сильноточные зажимы: силовые рассчитаны на кабель до 9,5 мм, прочие — до 4,5 мм в диаметре. Здесь же гнёзда для подключения дистанционного регулятора выхода сабвуферного канала, вход и выход дистанционного включения REM. Всё это хозяйство закрывается крышкой. Под крышкой с противоположной стороны корпуса скрыты все переключатели и регуляторы. Входной модуль ECI может быть установлен как гнёздами наружу, так и внутрь. Во втором варианте межблочные кабели прокладываются под корпусом усилителя в специально предусмотренных каналах. Отключаемые подтональные фильтры в каналах L/R и Center имеют частоту среза 30 Гц, в сабвуферном канале вы можете в качестве альтернативы выбрать и 20 Гц.

Сборка системы для прослушивания потребовала определённых размышлений. Коль скоро усилитель принципиально предназначен для театральной системы, проще всего было бы подключить его к декодеру хорошего проигрывателя DVD и «послушать» кино. Но только изначально было понятно, что с эффектами Audison должен справиться — на таком материале требования к акустике (и сабвуферу) жёстче, чем к усилителю. И вообще оценивать тонкости работы тракта всё же лучше на музыкальном материале. Обычный стереорежим? А что тогда делать с сабвуфером? В результате усилитель подключили через антикварный активный кроссовер Macrom 48.13, частоту раздела установили на 65 — 70 Гц. Быстренько собрали саб, используя одну из головок, участвовавших в групповом тесте номера (для работы в условиях комнаты там всего-то две и пригодны). Фронтальные каналы нагрузили на домашнюю акустику Monitor Audio Gold 20. К принятому для таких тестов музыкальному материалу добавили очень показательный в звуковом смысле DVD «Терминатор-3. Восстание машин» («Видеосервис», 2003).

С него и начали. Сцена погони прошла на ура. Усилитель уверенно контролирует сабвуфер, удары героя о стены впечатляют, но не создают ощущения надрыва, звуковая атмосфера цельная, хотя в варианте стерео воспринимается непривычно. Переходим к музыке. Сразу отмечаем, что сабвуфер почти не вмешивается в общую музыкальную канву, а лишь «помогает» фронтам в наиболее напряжённые моменты. Это, впрочем, можно рассматривать лишь как подтверждение того факта, что низкая частота раздела — это хорошо. И вообще лёгкий, рельефный бас даже не похож на продукт усилителя класса D. Голос Сабины Сьюба [Antonio Forcione & Sabina Sciubba, «Meet Me in London». Naim, 1998] как будто простоват, хотя основные интонации проходят легко и естественно. Звучание детальное, но общая динамика всё же не запредельная. Барабаны оформлены, но как бы не совсем свободны. Не обнаружили мы того неудержимого порыва, которым порадовал усилитель VRx месяц назад. А может, так и должно быть? Усилитель театральный, и не надо от него требовать запредельной музыкальности. Может быть и так, что с 6-омной акустикой усилитель сочетается не идеально.

И ещё одна проверка. Каналы L/R включаем в обход кроссовера, то есть в полной полосе, а вместо сабвуфера — резистивный эквивалент, и немного поднимаем усиление. Потом отключаем «эквивалент сабвуфера» и снова его подключаем. Смотрим, что меняется. Дело в том, что нам сразу не очень понравилось, что питание и мощного сабвуферного, и трёх сателлитных каналов подводится к одним и тем же клеммам. Так вот, уверенно идентифицировать разницу в звучании нам не удалось. Правда, провода питания мы использовали не длиннее метра, но и сечение их (10 AWG) было не самое экстремальное. Всё же делаем для себя вывод, что сабвуферный канал явного влияния на динамику остальных трёх не оказывает.

Любопытно было узнать побольше про сабвуферный канал. Для импульсного канал относительно широкополосный, и это правильно, поскольку оставляет право частотной фильтрации декодеру многоканального. Обратите внимание на высокочастотный пик на АЧХ: как видно, на выходе канала установлен фильтр 4-го порядка с высокой добротностью. Он ставит надёжный барьер на пути несущей частоты ШИМ-последовательности, отсюда и небывало высокое отношение сигнал/шум. Выходную мощность мы измерили только на нагрузке 4 Ом и при пониженном напряжении питания, поэтому измеренный показатель чуть ниже заявленных 400 Вт. Единственное, что поначалу насторожило — относительно высокая чувствительность сабвуферного канала. Но, если вспомнить, уровень сабвуферного выхода в «головах» регулируется отдельно, и по умолчанию его как раз ставят на -6 дБ относительно выходов фронта. Если исходить из этих соображений, то получится, что чувствительность НЧ-канала должна быть вдвое выше. Частота среза подтонального фильтра 19 или 30 Гц, крутизна 24 дБ/окт. Что касается остальных каналов, то тут, что называется, не за что зацепиться, всё солидно. Мощность более чем достаточная, а для театральных усилителей даже редкостная. При подключении нагрузки емкостного характера ток потребления возрастает заметно, но не запредельно ( плюс 60%), амплитуда ВЧ-помехи 4 — 5%, частота 400 кГц.

 

 

 

Подготовлено по материалам журнала "Автозвук", июль 2007 г. www.avtozvuk.com

Этот обзор прочитали 3 768 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий