T+A. Предварительный усилитель Р10 и моноблоки М10, обзор. Журнал "АудиоМагазин"

Есть много смысла в том, чтобы рассматривать эти три протестированных аппарата как единое целое: это самая перспективная для них идея, позволяющая раскрыть изначально заложенный потенциал полностью. Благодаря своему техническому и "музыкальному" совершенству эти усилители могут органично войти в состав звуковых трактов самого бескомпромиссного уровня.

В 2004 году появился на свет интегральный усилитель V10, чей буквенный индекс и дал название всему модельному ряду. Вскоре за ним последовали SACD-проигрыватель D10 и проигрыватель грампластинок G10. Все три аппарата, кстати сказать, были нами в свое время протестированы. Затем, с дальним прицелом на совместное использование с активными акустическими системами собственного производства, был выпущен предварительный усилитель Р10. Но ведь у компании в ассортименте есть и пассивные АС, а кроме того — несмотря на логику системного подхода, наверняка найдутся желающие составить свой тракт из техники от разных производителей. Так что премьера моноусилителей мощности М10 на выставке в Мюнхене в минувшем мае была вполне закономерным событием, что, впрочем, отнюдь не умаляет его значимости.

Конструкция

Предварительный усилитель Р10, как несложно догадаться из его названия, представляет собой уже вторую версию этой модели. Основные изменения свелись к более тщательному подбору комплектующих и уменьшению ООС, что, в свою очередь, привело к увеличению значения четных гармоник малых порядков в выходном сигнале — и, по идее, тем самым должно обеспечить типично ламповое звучание.

Основная конструктивная идея аппарата — полная поканальная симметрия, при этом в каждом канале используются в общей сложности 5 двойных триодов: входной 12АХ7-LPS, а также по паре драйверных 12АТ7-ЕН и выходных ЕСС99. Использование именно пар определяется желанием разработчика получить полноценный балансный выход, который мы и наблюдаем в данном случае. Для подключения можно использовать как стандартные 3-контактные гнезда ХLR, так и оригинальные 4-контактные, с дополнительным сигнальным проводом на дистанционное включение. Замена выходных гнезд может быть произведена самостоятельно за считанные минуты, в комплекте идут обе пары разъемов.

Селектор режимов и входов организован на оптоэлектронном переключателе с электромагнитным стопором. Что же касается коммутации источников, то здесь стоит отметить два основных момента: во-первых — гальваническую развязку всех входов (т.е. есть переключаются не только сигнальные, но и заземляющие контакты), а кроме того — возможность разрыва "земляного" контакта через меню (с целью исключения вероятности появления петли между источником и предусилителем).

Процесс запуска аппарата начинается с задней панели. После включения сетевого кабеля и основного тумблера следует перевести селектор из позиции Off в Stby, при этом появится возможность дистанционного управления аппаратом с помощью комплектного пульта ДУ F10. При переходе в позицию Heat начинается подогрев катодов, а режим HV подает высокое напряжение (в данном случае — около 350 В) на аноды. После всех этих предварительных процедур можно приступать уже непосредственно к прослушиванию, выбрав один из входов и скоммутировав выходы.

Посредством меню можно узнать общее время работы усилителя и версию ПО, а также отрегулировать яркость дисплея. Интересно, что при наборе 5 тысяч часов усилитель предупредит своего владельца о возможной необходимости замены ламп. К непосредственно же звуковым настройкам относятся возможность включения тонокомненсации и механическая регулировка баланса в диапазоне около 6 дБ. Существует также возможность установки модуля фонокорректора. Громкость регулируется посредством счетверенного потенциометра фирмы Alps.

Пожалуй, наиболее правильное с точки зрения конструктива и схемотехники определение М10 — это 2-канальный моноусилитель мощности. Звучит интригующе? Тогда обо всем по порядку. Аппарат спроектирован и построен в незаслуженно забытом ныне вертикальном форм-факторе, который обеспечивает, как минимум, два очевидных преимущества: лучшую конвекцию воздуха в районе радиаторов охлаждения выходных каскадов (а заодно и большую их площадь) — и в то же время меньшее занимаемое место при вполне логичном в данном случае расположении непосредственно около АС. Зигфрид и Лотар (см. АМ №78) являются большими поклонниками ламповой аудиотехники. Тем не менее, прекрасно понимая трудность (если не сказать — тщетность) создания мощного лампового усилителя, они решили пойти на разумный компромисс, то есть создать гибридную конструкцию, где усилитель напряжения будет реализован на лампах, а усилитель тока — на полупроводниковых элементах.

Таким образом, сигнал от предварительного усилителя через один из трех разъемов попадает в полностью балансную входную цепь с перекрестным включением, реализованную на паре двойных триодов 6SN7, а уже затем усиливается по напряжению еще одной аналогичной лампой.

Ламповая схема занимает всю верхнюю панель усилителя, на которой, кроме собственно троицы двойных триодов, расположены также тороидальный трансформатор номиналом 150 Вт и пара конденсаторов блока питания этой части аппарата.

В основании корпуса находится еще пара экранированных тороидов производства немецкой компании Sedlbauer, номиналом 750 ВА каждый, а также банк емкостей, состоящий из двух десятков конденсаторов по 8200 мкФ. Итого, с учетом трансформатора служебного блока питания, всего их в каждом усилителе получается аж четыре штуки.

После усилителя напряжения сигнал, как несложно догадаться, направляется на драйверный каскад, построенный на MOSFET-транзисторах, а уже затем поступает в выходные каскады. На самом деле, каждый моноблок содержит пару усилителей, в каждом из которых установлено по пять комплементарных пар биполярных транзисторов Sanken, 2SA1294/2SC3263 (230 В/15 А/130 Вт). Эти усилители расположены на боковых стенках корпуса, оснащенного радиаторами, аналогичными тем, что использовались... в активной цифровой акустической системе Solitaire A2D, выпущенной еще в середине 90-х! В компании осталась пресс-форма от тех радиаторов, вот ребята и решили использовать ее по назначению.

Два этих усилителя могут работать как независимо (для реализации режима bi-amping), так и будучи подключенными параллельно, увеличивая тем самым максимальный выходной ток. Также существует возможность изменения рабочего напряжения выходных каскадов — по всей видимости, путем переключения вторичных обмоток трансформаторов либо же выходов блока питания. При традиционном последовательном подключении и значении ±100 В (режим HighPower) реализуется максимально возможная выходная мощность. Ну а в режиме HighCurrent используется параллельное подключение, которое снижает напряжение вдвое и одновременно создает 2-кратный запас по току. Кроме того, более чем вдвое увеличивается ток покоя выходных каскадов. В результате примерно полсотни первых ватт усилитель будет работать в режиме класса А, но вот мощностью придется пожертвовать, поскольку ее максимальное значение уменьшится вчетверо относительно первого варианта.

Для подключения акустических систем служат две пары клемм WBT-0705. На передней панели имеются переключатель режимов работы (Off, Auto, On) и клавиша отключения АС, которая также может использоваться для установки режима функционирования индикатора выходного сигнала.

К характерным конструктивным чертам обоих аппаратов можно отнести использование стали для внутренней конструкции (рамы и экранов), алюминия для корпусных панелей и акрила для отделки. Ножки снабжены эластичными демпферами, а лампы закрыты металлическими сетками, чье заземление делает их не только механическим, но и электромагнитным элементом защиты.

Варианты внешней отделки — традиционный серебристый либо оригинальный титановый цвет. С целью удобства переноски в процессе размещения усилитель мощности оснащен двумя съемными ручками на верхней панели, которые после завершения процесса установки можно заменить на декоративные заглушки.

Прослушивание

Предваряя описание своих впечатлений, сразу хотелось бы обозначить (пусть и забегая немного вперед) высокий уровень технического исполнения и качество звучания этих усилителей — хотя бы на примере того, что связка предварительной части и моноблоков от Т+А послужила надежной точкой опоры в тестах другой аппаратуры.

Особое расположение этот комплект снискал к себе за возможность кропотливого исследования на своей базе музыкальных способностей нескольких акустических систем и проигрывателей. Сравнительная оценка возможностей последних требует высокого потенциала, в том числе и усилителей, используемых в тракте, ибо с их помощью предстоит уловить, идентифицировать и осознать все тонкости.

Предварительный усилитель и моноблоки Т+А представляют собой гармоничное сочетание: при работе с ними хорошо заметно, как их создатели добивались того, чтобы они взаимно дополняли и обогащали достоинства друг друга. Более того, эта связка видится едва ли делимым на части целым, что в большей степени можно было бы отнести к моноблокам: испытания усилителей мощности без поддержки предварительной части не принесли значительных прибавок в совершенстве звучания в сравнении с исходным вариантом — скорее, даже наоборот. Без "родного" предусилителя тонкие музыкальные мысли и порождаемые ими эмоции могли немного огрубеть, становясь проще и незатейливее; в целом же случалось, что звучание имело излишне напористый вид, особенно в области, условно разделяющей средние и верхние частоты, а также и на верху слышимого диапазона. Достаточно быстро пришло понимание о совместной работе всех трех блоков, составляющих комплект, как о наиболее выигрышном варианте. Попутно сложилось мнение, что отмеченные особенности усилителей мощности как раз и вызваны более поздним появлением их, нежели предусилителя: как представляется, на его базе и "конструировалось" развитие звука в последующих звеньях (в частности, именно в моноблоках, как показалось, звучание окончательно проясняется).

Полный усилительный комплект имеет отличные пространственные характеристики, аппаратура дает почувствовать обширный виртуальный объем, в котором яркими и отточенными линиями обрисовываются контуры кажущихся источников звука. Высокая точность в отображении мельчайших деталей, сопровождающих звукоизвлечение, как и подлинная ясность в области основных тонов инструментов и голосов вокалистов, едва ли сказывается оппозиционно в отношении к комфортной мягкости воспроизведения, более того — детализация имеет красивое и благородное сочетание с ней.

Во всей богатой на разноцветье красок тембровой палитре угадывается преобладание прохладных и потому точных оттенков, и наиболее полное представление об этом дают фразы виолончелей и скрипок во время прослушивания оркестровой музыки. Не менее убедительно усилители открывают захватывающий мир других стилей и затейливых записей, сочетающих эти стили. Вообще, скажем прямо, жанровых предпочтений у этого комплекта обнаружить не удалось — вся предложенная музыка приковывала внимание. Переключатели режима работы выходных каскадов в усилителях мощности, вопреки ожиданиям, не приносят совсем уж значительных перемен (в том числе и по косвенным признакам— например, температура радиаторов всегда невысокая), хотя, безусловно, отметить происходящие изменения именно в звучании не составляет труда. Режим низкой выходной мощности при высоком токе покоя (HighCurent) может оказаться оптимальным для фонограмм с небольшими инструментальными составами, с не слишком плотным заполнением, требующих внимания к нюансам и всем без исключения звукам, включая самые тихие и вкрадчивые. В качестве примеров мож- но привести камерную классику и джаз. Думаю, не сильно ошибусь, сказав, что подавляющее большинство аудиофильских записей с высоким разрешением — именно такого толка.

В режиме HighCurrent обеспечивается особая выразительность отдельных фраз, их полнота; и ярко проступают индивидуальные исполнительские черты. При этом звучание в целом представляется более округлым (или менее колким), чем в режиме высокой мощности.

Вариант HighPower, в свою очередь, может более явственно продемонстрировать глубину динамических контрастов, взрывных перепадов — этого мощного "дыхания", столь необходимого для выражения масштабных идей в симфонической музыке. Так же может быть больше востребована динамичность, нежели полнота в легковесных нюансах и в ритмичных жанрах, там, где принято выпукло обозначать доли такта сильными ударами и заполнять пустоты плотным басом и где огромное значение имеют скорость нарастания и острота атаки. Лично мне этот вариант с высокой мощностью подходит больше, что может быть объяснимо не только сформировавшимися музыкальными пристрастиями и настороженным отношением к специализированным фонограммам, но и представлениями о миссии потребительской аудиотехники как таковой. Повторюсь, говорить о совсем уж разительных переменах при описанных переключениях не приходится: усилители четко придерживаются основной линии и мало меняют при этом свой привлекательный характер, что было бы уместно отнести к достоинствам их конструкции. Создатели данной техники предлагают сделать выбор в не слишком больших пределах потому, что в целом достойное решение уже и так предоставлено сполна, — а вопрос о том, как же его оттенить, будет находиться в ведении счастливого обладателя.

Вывод

Предварительный усилитель Р10 и моноблоки М10 являются очень заманчивым и в то же время очень престижным предложением, для которого даже наиболее опытные и самые придирчивые аудиофилы не окажутся исключением. Есть много смысла в том, чтобы рассматривать эти три протестированных аппарата как единое целое: это самая перспективная для них идея, позволяющая раскрыть изначально заложенный потенциал полностью. Благодаря своему техническому и "музыкальному" совершенству эти усилители могут органично войти в состав звуковых трактов самого бескомпромиссного уровня.

Подготовлено по материалам журнала "АудиоМагазин", №5 2010 www.audiomagazine.ru

Этот обзор прочитали 5 058 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий