Акустические системы Legacy Whisper XD, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

Слушая Эмми Фудзиту, поймал себя на мысли, что для полного эффекта присутствия певицы в комнате не хватает только её визуального образа — настолько реалистично воссозданы образы звуковые.

Аустика LEGACY редко появляется на вторичном рынке, как эксклюзивные автомобили или авторская мебель. Ассоциации с мебелью не случайны — у Билла Дадлстона работают лучшие краснодеревщики, способные изготовить роскошные корпуса любой сложности. Впрочем, обвинить компанию в консерватизме тоже нельзя. Меняются представления о звуке, меняется и подход к конструированию. Сегодня мы слушаем уже третью версию авторской модели Whisper — Whisper XD стоимостью 999999 рублей. Официальная расшифровка аббревиатуры нигде не приводится, но в своё время Whisper HD у меня однозначно ассоциировалось с High Definition, а новое название явно намекает на eXtra Definition. Сегодня видеоиндустрия диктует свою терминологию, и грех было не обыграть её при выпуске обновлённой версии.

Термин «авторская» я употребил не случайно — столь сложная и необычная конструкция Whisper обусловлена собственными представлениями Дадлстона о том, как должны вести себя АС в реальных условиях прослушивания. Исходя из этого, при проектировании ставились задачи, непростые даже для опытного разработчика:

- свести к минимуму интерференцию прямых и отражённых волн, в результате которой возникают фазовые и частотные провалы;

- устранить низкочастотные резонансы в системе «колонки — комната»;

- получить широкую диаграмму направленности при минимальных нелинейных искажениях;

- добиться максимального динамического диапазона и чувствительности.

Корпуса как такового у Whisper нет — все десять головок установлены на двух параллельных панелях толщиной 30 мм. Фронтальный комплект состоит из дюймового ленточного супертвитера (работает от 10 кГц и выше), 3-дюймового среднечастотника, тоже ленточного, четырёх 7-дюймовых мидбасов с диффузорами из углеволокна с серебряной нитью и двух НЧ-драйверов, разнесённых максимально далеко друг от друга. Их 15-дюймовые диффузоры изготовлены из целлюлозы, усиленной углеволокном. Позади каждого из них на расстоянии 4 см соосно установлены точно такие же вуферы, включённые синфазно с передними. Обе сдвоенные секции работают в диапазоне 22 — 300 Гц от встроенных усилителей D-класса, а временной сдвиг между фронтальными и тыловыми головками устраняется внешним процессором Xilica DLP4080, который входит в комплект АС и запрограммирован специально под Whisper. Столь нетривиальная конструкция позволяет вдвое увеличить площадь излучения на НЧ и получить диаграмму направленности в виде восьмёрки, за счёт чего отражения от передней панели и близко расположенных стен взаимно компенсируются. Открытое оформление имеет важное преимущество — отсутствуют стоячие волны внутри корпуса, да и система в целом получается гораздо компактнее и легче, чем традиционный ящик хотя бы для двух 15-дюймовых драйверов. Эффект акустического «короткого замыкания» сводится к минимуму за счёт той же восьмёрочной диаграммы и временной коррекции, введённой в процессор. Последний также улучшает когерентность излучения в СЧ и ВЧ-полосах и служит кроссовером между активной и пассивной секциями. Кроме того, с его помощью формируется оптимальная АЧХ на нижних частотах для каждого конкретного помещения. Настройки очень гибкие, поэтому столь внушительные по размерам системы можно интегрировать практически в любой акустический интерьер. Чувствительность пассивной секции 96 дБ, что даёт полную свободу при выборе усилителя. Напомню, что вся акустика Legacy совместима с ламповыми двухтактниками, к которым Дадлстон питает особое пристрастие.

Мы же выбрали для испытаний акустики знакомые компоненты Electrocompaniet.

В CD-проигрывателе EMC 1UP (239999 руб.) установлен центральный механизм Philips CDM PRO 2М с верхней загрузкой и магнитным прижимом диска. Красивый спайдер, показанный на фото — опционный, в комплекте идёт традиционная массивная шайба. Цифровой и аналоговый тракты полностью разделены как конструктивно, так и по питанию. В стабилизаторах реализован принцип FFT (Floating Transformer Technology), снижающий уровень перекрёстных помех по общей «земляной» шине. Преобразование сигнала осуществляется чипом CS4397 от Crystal Semiconductor, модулятор и токовые балансные выходы. Благодаря этой мере все помехи и шумы квантования удалось вывести далеко за пределы слышимого диапазона и упростить ВЧ-фильтр на выходе. Работа всех звеньев синхронизирована прецизионным тактовым генератором. Аналоговые каскады балансные от самого ЦАПа, соответственно, имеются и выходы на разъёмы XLR.

Предварительный усилитель ЕС 4.8 (167999 руб.) построен по принципу «двойное моно» с раздельными сетевыми трансформаторами для каждого канала. Тракт также балансный от входов до выходов. Цифровой регулятор громкости обеспечивает прецизионное согласование каналов, уровень отображается на дисплее в виде голубой горизонтальной полосы. Пиковый ток на выходе оконечника AW250R Stereo (277999 руб.) может достигать 100 А, а мощность каждого канала варьируется от 250 до 1100 Вт в зависимости от сопротивления нагрузки. Это свидетельствует о высокой энерговооружённости источника питания, в котором применена та же схемотехника FTT с «плавающей» средней точкой.

И наконец, вкратце о кабелях Neyton. Они производятся в Германии из лучших материалов, достижимых для современной индустрии. Так, акустический кабель Frankfurt LS (119999 руб. за 2,5-метровую пару) состоит из 24 проводников из чистой посеребрённой меди, собранных в четыре секции. В качестве диэлектрика используется уникальный полимер FEP (флуор-этилен-пропилен) и тефлон с воздушными капиллярами. При общем сечении 2 х 6,75 мм2 погонное сопротивление кабеля составляет всего 0,006 Ом/м.

Усаживаясь перед колонками таких габаритов, невольно ожидаешь громоподобного саунда, накрывающего с головой. В нашем же случае ошеломляет не абсолютная динамика, а динамические контрасты. На симфонии Канчели в исполнении Оркестра венского радио переходы от piano к forte удивительно изящны, и даже не верится, что работают четыре 15-дюймовых басовика с солидной массой (и, соответственно, инерцией) подвижной системы. В паузах чувствуется дыхание зала, едва заметное движение воздуха, создающее ощущение большого пространства. И тут же мощное tutti с реальной динамикой живого концертного исполнения, но, что удивительно, масштаб сцены идеально соответствует размерам комнаты прослушивания. Это одна из отличительных особенностей Whisper — они строят пространство, адаптированное к конкретным условиям. Для этих колонок единственное ограничение — размер комнаты, в большом зале они способны создать точную копию симфонического оркестра.

Второй важный момент — редкая слаженность излучателей с невесомой ленточной мембраной и диффузорных головок. Поэтому звучание подкупает одновременно и слитностью, и высоким тембральным разрешением, особенно в ВЧ-диапазоне. Впрочем, и к середине придраться невозможно — скрипки великолепны, смычок «с канифолью».

И конечно, бас. При проектировании колонок ему уделялось особое внимание, и это чувствуется. Поначалу впечатление несколько странное — нижний регистр настолько чётко оформлен, что кажется несколько искусственным. На треке «No Quarter» Пейджа и Планта бас уходит в инфранизкую область, и любая акустика в незаглушённой комнате при его воспроизведении не избежно начинает гудеть. Это стало уже настолько привычным, что отсутствие подобных артефактов поначалу воспринимается как стерильность и неестественность звучания. Но к хорошему привыкаешь быстро, и уже на третьем-четвёртом треке внимание переключается на другие нюансы. Благодаря мгновенной реакции на резкий импульс ударные инструменты очень похожи на «живые», особенно это касается бочки и том-томов. С тарелками несколько сложнее — их спектр кажется слегка упрощённым, да и песочек иногда чувствуется. Я отношу это на счёт процессора, точнее, ЦАПов и АЦП на которых он построен. При всём уважении к студийной технике должен заметить, что по качеству звучания она редко дотягивает даже до среднего хай-фая, не говоря уже о нашей системе. Если бы не требовались временные задержки, вместо DSP можно было бы использовать активный аналоговый кроссовер, например ламповый, с повышенной перегрузочной способностью. При мощных ударах китайских барабанов на сборнике индикаторы уровня у DLP4080 уходят в красные сектора, и в такие моменты тренированное ухо начинает ловить искажения. И это, пожалуй, единственный минус, да и заметить его можно не на каждой фонограмме.

При своих габаритах Whisper прекрасно передают энергетику исполнителей, поэтому слушать на них рок-музыку — отдельное удовольствие. Кроме того, точное построение пространства отчасти маскирует недостатки записей с нарушенным частотным балансом, что позволяет сосредоточиться исключительно на музыкальных нюансах.

Камерные жанры вообще вне конкуренции. Слушая Эмми Фудзиту, поймал себя на мысли, что для полного эффекта присутствия певицы в комнате не хватает только её визуального образа — настолько реалистично воссозданы образы звуковые. Бас-гитара на битловском кавере «Аll My Loving» абсолютно достоверна, со всеми нюансами, обертонами и гармониками. Подумалось вот о чём: если дополнить звуковую картину изобразительным рядом, повесив экран между колонками, то для полного погружения в виртуальную реальность не понадобятся ни центральный, ни тыловые каналы.

Подготовлено по материалам журнала "Салон AudioVideo", март 2011 г. www.salonav.com

Этот обзор прочитали 7 437 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий