Полочная акустика Dynaudio Focus 160 и активный сабвуфер Dynaudio Sub 600, обзор. Журнал "АудиоМагазин"

Что представляет собой идеальная колонка? Как съехидничал один мой знакомый, идеальная колонка — это хороший напольник, от которого решительно отсечено все лишнее, а цена осталась без изменений...

АС вызывает двоякий интерес. Во-первых, она сразу попадает в достаточно высокую ценовую категорию, во-вторых, это единственная полочная классика в этом семействе. Впрочем, есть и в-третьих — само название марки является серьезным аргументом, во всяком случае для автора этих строк. Иными словами, перед нами довольно дорогая акустическая система полочного типа. Конкуренция в рассматриваемом стоимостном сегменте очень и очень жесткая — за такие деньги можно приобрести напольные колонки с роскошными басами. Что особенное в состоянии предложить малогабаритные Focus'ы, благодаря чему они смогут выделиться среди одноклассников?

Целевая аудитория дорогой акустики малого калибра — состоятельные меломаны с взыскательным слухом, большим стажем прослушивания и опытом владения самыми разными недешевыми аудиокомпонентами. Что представляет собой идеальная колонка? Как съехидничал один мой знакомый, идеальная колонка — это хороший напольник, от которого решительно отсечено все лишнее, а цена осталась без изменений... В его системе, кстати, уже много лет работают компактные мониторы, так что в шутке содержится изрядная доля правды. Приобретя опыт (не всегда удачный) эксплуатации крупных, басовитых громкоговорителей в неоптимальных с акустической точки зрения условиях, многие приходят к пониманию, что небольшим АС во многих случаях просто нет альтернативы. Что ж, если ваш автомобиль не входит в гараж, есть два варианта: или менять гараж, или купить авто подходящего размера, к тому же идеально приспособленное для каждодневного трафика.

Акцент на надежность

Малогабаритная акустическая система Focus 160, судя по всему, претендует на то, чтобы оказаться подобным идеальным вариантом. Достаточно большой по полочным меркам кабинет с чуть скошенными боковыми стенками, впечатляющий металл фланцев — все строго, без излишеств, внушительно, респектабельно. Низко настроенный порт на тыльной панели функционирует в связке с длинноходовым 170-мм НЧ/СЧ-динамиком с фирменной мембраной MSP (Magnesium Silicate Polymer — полимер с добавкой талька в жестко контролируемой пропорции) и 3-дюймовой звуковой катушкой. Таковы весомые плюсы в копилку достоинств.

В конструкции басовых и мидбасовых головок Dynaudio давно применяются головки с катушками солидного диаметра, которые помогают приблизиться к поршневому режиму работы мембраны. Сила, сообщаемая большой катушкой коническому диффузору, распределяется равномерно, благодаря чему возбуждение изгибных колебаний в мембране усложняется, а то и практически сводится на нет.

Паспортное значение нижней границы частотного диапазона, равное 40 Гц по уровню -3 дБ, — неплохой параметр даже для среднего напольника, а для полочной АС просто великолепный. Указанные преимущества подкрепляются неплохим энергетическим ресурсом, обеспеченным облегченной звуковой катушкой с алюминиевым проводом на термоустойчивом каркасе и мощной магнитной системой. Динамик надежно закреплен на лицевой панели. В колонках обновленной серии Focus используются высокочастотные головки с текстильной купольной мембраной. 28-мм диафрагма дополнительно демпфируется при помощи специальной пропитки с целью сглаживания последствий изгибных возмущений и стабилизации частотной характеристики. Аналогичный метод реализован в твитере Esotar2, который работает в акустике старших серий. В результате его АЧХ, судя по показателям, доступным измерениям, прочерчена, как по линейке. По остальным техническим аспектам значительных изменений в Focus 160 не выявлено, да оно и к лучшему: датская фирма всегда осмотрительно, взвешенно «улучшает хорошее». Стоит упомянуть о том, что встречающаяся в некоторых интернет-источниках информация о примененных в этой модели «оптимизированных по (разе разделительных фильтрах первого порядка» не подтверждается. Для раскрытия потенциала одного из самых совершенных ВЧ-излучателей, каковым, несомненно, является твитер Dynaudio, требуется фильтр второго порядка, а лучше третьего.

Фазовая диалектика

По цене пара мини-мониторов Focus 160 и активный сабвуфер Sub 600 различаются слабо. Хорошая подобралась компания, поэтому мы рассматриваем сабвуфер с прицелом именно на работу в трифонике — совместно с полочными однофамильцами из линии Focus. В относительно компактном Sub 600, вооруженном 30-см НЧ-динамиком, реализовано акустическое оформление закрытого типа, что само по себе необычно. По сравнению с другими видами акустического оформления закрытый корпус обладает наиболее линейными фазовыми характеристиками (точнее, самым стабильным групповым временем задержки), что всегда является хотя и не достаточным, но необходимым условием формирования нижнего регистра высокого качества. Теоретически такой сабвуфер намного легче согласовать с основной акустической парой, чем, скажем, фазоинверторный. Наметившейся стройной теории в некоторой степени противоречит наличие в Focus 160 фазоинвертора, то есть мониторы имеют большую низкочастотную самостоятельность, нежели басовый модуль. Это обстоятельство еще до начала прослушивания заставило задуматься об оптимальном сочетании частей фирменного трифоника.

Так или иначе, функциональное оснащение сабвуфера указывает на возможность использования его именно в музыкальном трифонике. Высокоуровневых разъемов у аппарата нет, зато на низкоуровневом (линейном) выходе сигнал отфильтровывается активным ФВЧ — чтобы басовые компоненты спектра не перегружали динамики сателлитов. Sub 600 также снабжен дискретным вариатором фазы и регулятором полосы воспроизводимых частот. Есть у него и ряд необычных опций. При помощи RCA-разъема Slave можно создавать цепь сабвуферов, последовательно подключая их один к другому. Это позволяет получить в комнате существенно более равномерное НЧ-поле, построить сложную многоканальную систему с большими озвучиваемыми объемами (от 30 м2) там, где сил одного НЧ-агрегата может объективно недоставать. За управление всей цепью отвечает первый сабвуфер — «мастер-саб», соответствующий переключатель которого должен находиться в положении «Master» (у остальных сабвуферов — «Slave»). Информация о встроенном усилителе отсутствует, однако, учитывая немалую номинальную мощность и ряд других признаков, можно предположить, что здесь применен узел класса D или схема комбинированного типа. Одним словом, мы имеем всесторонний сабвуфер — и для многоканального кинозвука, и для музыкальных целей.

Критерий истины

Спецификации наводят на мысль о невозможности использования маломощного усилителя. Этот вывод можно сделать на основе паспортной чувствительности: менее 87 дБ. Но не будем торопиться. На первом этапе ради чистоты эксперимента прослушивались только Focus 160. Мой опыт знакомства со многими представителями датской школы, в том числе Dynaudio, подсказывал, что от колонок этой марки можно ожидать звучания с выверенным во всем диапазоне частот тональным балансом в сочетании с хорошим (как минимум) динамическим ресурсом. По части отображения тембров музыкальных инструментов — никаких неожиданностей: с этим акустика справляется очень хорошо. Что касается динамики, то результат превзошел ожидания: наблюдалась явная аномалия — со знаком плюс!

Звучание Focus 160 очень строгое. Возможны лишь небольшие оговорки, касающиеся некоторого сглаживания контуров баса на высокой громкости. Однако недостаток этот малозначительный: реальная комната прослушивания может усиливать малейшие акценты в нижнем регистре, особенно если АС установлены в неудачном месте. Здесь же все ограничивается упомянутым еле уловимым нивелированием фронтов ударных и линий контрабасов, замеченным при прослушивании концертной записи Патриции Барбер и других дисков. В остальных аспектах Focus 160 изрядно и приятно удивили. Среди достоинств модели — строжайший (именно строжайший!) тональный баланс, весьма подробная динамическая стратификация образа, чистый и по-настоящему глубокий бас, четкое расположение виртуальных источников звука во фронтальном и глубинном измерениях музыкальной сцены. Средний регистр безупречен — ни единого повода для критики. Гармонические искажения если и присутствуют, то лишь теоретически, то есть уровень их пренебрежимо незначителен и, по-видимому, практически не зависит от громкости. Колонки дотошно передают мелкие и мельчайшие звуковые детали, а симфоническое форте — играючи и раскрепощенно. Дорогой, породистый звук за свою цену, несомненно!

Переслушав множество самых разных акустических систем с различным почерком, приходишь к выводу, что лучшие — это те, что не имеют своего характера, другими словами — совершенно нейтральные. Именно таковы Focus 160. Полочная пара достойна пристального внимания, а ее звучание заслуживает многих похвал. Старый, сотни раз слушанный демодиск Triangle в передаче мониторов Dynaudio превосходно продемонстрировал, насколько важна точная трансляция материала фонограммы. Колонки открывали новые информационные пласты и эмоциональные планы, значительно усиливали воздействие содержащихся в этой записи тонких деталей и нюансов, что способствовало существенно более глубокой эмоциональной реакции.

Ну а что же сабвуфер? Полученные опытным путем оптимальные (в имеющихся акустических условиях) настройки, как и следовало ожидать, оказались близки к минимальным значениям. Полосу встроенного ФНЧ нужно ограничивать 60 Гц (при том, что спад ЛЧХ сабвуфера достаточно плавный), а регулятор громкости выводить в положение «не позже» 10 часов. Задача состояла в том, чтобы не отягощать отменный средний бас полочников чрезмерным нажимом и уложить пышную 40-герцевую компоненту точно в положенные границы — как снаряд в казенник. Хотя высокий потенциал Sub 600 используется в этом случае далеко не полностью, партнерство с Focus 160 положительно сказывается на качестве музыкального баса, в том числе за счет уменьшения смещения 17-см драйвера. Полученный весомый частотный прирост не прослушивался сам по себе, отдельно (иная ситуация свидетельствовала бы о некорректной настройке), но вместе с тем границы музыкального пространства ощутимо раздвинулись, а низкочастотный рисунок приобрел особые привлекательные черты. Вносимые Sub 600 в звучание изменения и перемены нельзя назвать радикальными, однако, как мы знаем, количество в высококлассном аудио всегда непросто коррелирует с музыкальным качеством.

Подготовлено по материалам журнала "АудиоМагазин", №1 2012 г. www.audiomagazine.ru

Этот обзор прочитали 10 178 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий