Бас-гитаристы: фундамент музыки

Есть такой дурацкий музыкальный анекдот — кто из участников группы о чем думает на сцене. Вокалист: «вот сейчас я допою куплет, выйду на авансцену, тряхну хаером, все девчонки мои». Гитарист: «вот он допоет, а потом будет трясти хаером, и тут я запилю бешеный соляк, и все девчонки мои». Басист: «Ми-соль, ми-соль, до». Обидный, я считаю, и несправедливый анекдот — и неправда, что все лавры достаются певцам и гитаристам. Поэтому вот вам четверка умных и талантливых басистов — это они (на пару с барабанщиками) создают фундамент для музыки, без которого та просто развалится. А иные из них и возглавляют процесс, между прочим.

ТЭЛ УИЛКЕНФЕЛД

Девушки любят играть на бас-гитарах. Почему — да черт его знает. С тех пор, как на британские сцены выбегала Сюзи Кватро с бас-гитарой, которая едва не превосходила ее по размерам, девчонок-басисток в мире стало очень много. Но такой, как Тэл Уилкенфелд, не было. Представить себе, что австралийка 21 года от роду будет приглашена Джеффом Беком для участия в его гастрольной группе, было невозможно. А ведь Бек сам позвонил Тэл после того, как поболтал с великим джазовым пианистом Чиком Кориа, с которым девушка играла во время его австралийского тура… Их выступление в лондонском джазовом клубе Ronnie Scott’s запечатлено на DVD. Стоит посмотреть весь концерт, чтобы увидеть, сколько в ней истинной страсти — и секса: нежные линии бас-гитары подчеркивают изящество форм Тэл, а низкие басовые тона словно бы цементируют и утверждают эту неразрывную связь. На сцену тогда выходили Эрик Клэптон, соул-дива Джосс Стоун, Имоджен Хип — а Тэл, не моргнув глазом, легко и изящно, с драйвом и задором отыграла свои партии, полноправно разделив восторги публики со своим работодателем.

… С тех пор Тэл как нож в масло вошла в мировую музыкантскую элиту. Она играла с Беком на церемонии «Грэмми-2008», а на церемонии введения Джеффа в Зал Славы Рок-Н-Ролла джемовала с Джимми Пейджем, участвовала в концертах Рода Стюарта, Джона Майера и Принса; аккомпанировала Стивену Тайлеру, была соавтором Райана Адамса, записывалась с Тоддом Рандгреном, Ли Ритенауром, Китом Урбаном, Тревором Рабином – и это все помимо сольной карьеры! А еще она прекрасно поет и сочиняет отличные песни.

ВИКТОР ВУТЕН

Басист, композитор, продюсер, автор образовательных методик, лауреат пяти “Грэмми” — все это Виктор Вутен, который впервые вышел на сцену в пять лет в составе семейного бэнда Wooten Brothers Band. В конце 1980-х Виктора и его брата Роя, игравших блюз в Теннесси, заметил великий банджоист Бела Флек, рекрутировал в свой джазово-блюграссовый коллектив, который вскорости обрел название The Flecktones — в его составе Вутен получил свою первую “Грэмми”. Уже в 1998-м он становится “Басистом года” по версии авторитетного издания Bass Player, получает вторую премию-граммофончик за авторскую инструментальную композицию с альбома Left Of Cool…

В чем же дело? В чем особенность этого темнокожего парня? А в том, что он придумал собственную уникальную технику: он играет большим пальцем правой руки, как медиатором, сверху вниз, и потому его сольные партии сходны с сольными партиями гитаристов. Фактически он переводит бас-гитару из аккомпанирующих в солирующие инструменты, оставаясь при этом великолепным аккомпаниатором. Бас для Вутена – и инструмент, и опора, и почти что религия: он проводит на природе выездные лагеря для басистов под эгидой колледжа Беркли, , записал два альбома под названием Bass Extremes вместе с еще одним великим басистом Виктором Бейли, играет во фьюжн-супергруппе Vital Tech Tones (вместе с гитаристом Скоттом Хендерсоном и барабанщиком Стивом Смитом). И, конечно же, играет в соcтаве Flecktones.

РИШАР БОНА

Он родился в Восточном Камеруне, в семье певца и сказителя. Первым его музыкальным инструментом был балафон собственного изготовления, а когда ему было тринадцать, заезжий француз открыл в локальном отеле клуб, где постоянно играл джаз. Француз пускал пытливого мальчика в свою коллекцию, и, когда Ришар добрался до пластинки Джако Пасториуса Portrait Of Tracy, она изменила его жизнь раз и навсегда. Бона подумал даже, что включил не 33 оборота, а 45 — но скорость была выбрана верная. Он стал учиться играть на бас-гитаре, и был в этом настолько упорен, что уже спустя пару месяцев по приезду в Париж играл со скрипачом Дидье Локвудом, своим знаменитым земляком Ману Дибанго, знаменитым афро-поп-альбиносом Салифом Кеита; перебравшись в Нью-Йорк, Бона стал соратником Рэнди Брекера, Майка Стерна, Джо Завинула и других грандов джаза…

Там он и остался, в Нью-Йорке, хотя считает себя камерунцем. Бона — частый гость на концертах великого вокалиста Бобби МакФеррина: голос и бас-гитара сплетаются во время этих выступлений в такие невероятные комбинации, что просто дух захватывает. Да, Бона еще и поет — “…верхний диапазон мне Бог дал. Я не пью алкоголь вообще и никогда не курил. Может, поэтому до сих пор могу легко брать верхние ноты”, — говорил он в недавнем интервью.

Поскольку в Камеруне, да и вообще в Африке музыка — это фактически еще один язык, на котором люди разговаривают, Бона под силу любая стилистика, хотя предпочитает он джаз, фолк и африканскую традицию в разных сочетаниях. Рок он не любит — “ну разве что Mahavishnu Orchestra”.

ТОНИ ЛЕВИН

Если взять самые известные поп-рок-пластинки с 1970-х по настоящий момент, то выяснится, что во многих из них партия бас-гитары сыграна Тони Левином. Berlin Лу Рида, Double Fantasy Джона Леннона, Welcome To My Nightmare Элиса Купера, Still Crazy After All These Years Пола Саймона, пластинки Карли Саймон, Йоко Оно, Тома Уэйтса, Стиви Никс — устанешь перечислять, а ведь было еще немало джазовых альбомов. Это если не забывать, что практически вся сольная дискография Питера Гэбриела тоже на его совести, как и более 15 альбомов King Crimson… Левин кажется вечным и универсальным музыкантом.

Скорее всего, секрет его востребованности – в невероятной универсальности. Левин как музыкант многолик и готов к решению самых разных задач — от жесткой остинатной подкладки или сложнейших многоходовых партий для прогрессив-рока до мягкого, качающегося аккомпанемента поп-рока. К тому же Левин — один из главных популяризаторов невероятного инструмента, стика Чэпмена, который, кажется, еще не до конца раскрыл свои возможности; это позволяет нашему герою быть еще более универсальным и многозадачным. Когда смотришь видео с его участием, кажется, что самые сложные партии ему даются совершенно играючи, легко, но за этой легкостью стоят годы упорного труда. “Мой музыкальный опыт, приобретенный за годы практики и выступлений, в какой-то степени ограничивает меня рамками зоны комфорта, и я люблю, когда что-то заставляет меня выходить за них”, — говорил он в одном интервью, и это не пустые слова. Названия Bruford Levin Upper Extremities, Levin Torn White, Stick Men, Bozzio Levin Stevens, HoBoLeMa вряд ли скажут многое широкой публике, но профессионалы зацокают языками: это виртуозная, сложная, точно выверенная и при этом вдохновенная музыка для музыкантов, каждый релиз этих составов, как и сольные альбомы Левина — выход из зоны комфорта, испытание себя на прочность.


Подготовлено по материалам портала "Салон Audio Video", август 2017 г. www.salonav.com

Эту статью прочитали 5 416 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий