«Пятничный формат»: женщины в электронной музыке — Венди Карлос и Сьюзан Чани

Сохранить и прочитать потом —       

На первый взгляд кажется, что электронная музыка — преимущественно «мужской жанр». Любители [относительно] современной электроники наверняка вспомнят Daft Punk или Армина ван Бьюрена, поклонники «электронной классики» — Брайана Ино, Depeche Mode, Вангелиса — или даже Штокхаузена и Выреза.

Однако в создании и популяризации этого обширного музыкального жанра участвовало немало женщин. Сегодня расскажем про двух женщин-пионеров электронной музыки — Венди Карлос (Wendy Carlos) и Сьюзан Чани (Suzanne Ciani), которые стояли у истоков жанра и продолжают развивать его и сегодня.

Венди Карлос — с чего всё началось

Массовой популярностью электронная музыка обязана (как ни странно) классике. В середине 60-х годов электронная музыка оставалась не очень развитым жанром, интересным в основном аудиофилам и академическим музыкантам, которые, экспериментируя со звуком, обращались в том числе и к электронным инструментам. Популярность жанр начал набирать в последней трети XX века — с появлением на электронной «сцене» Венди Карлос.

В 1964 году Венди Карлос, которая к этому моменту закончила изучать физику и музыку в Брауновском университете (США), познакомилась с Робертом Мугом, создателем «синтезатора Муга», одного из первых портативных и относительно дешевых монофонических аналоговых синтезаторов.

В 1968 году Венди записала альбом Switched-On Bach со своими аранжировками «Хорошо темперированного клавира» и двухголосных инвенций Иоганна Себастьяна Баха. Это был первый альбом такого рода в истории — записанный на синтезаторах Муга. Благодаря нему электронная музыка впервые попала на радары массовой культуры: в американских чартах альбом держался в топе-200 59 недель, занял первую строчку в чарте «Лучшие классические альбомы 1969-1972 годов» и быстро стал платиновым.

В 1970 году альбом получил сразу три Грэмми — за «Лучший классический альбом», «Лучшее инструментальное исполнение сольным исполнителем без оркестра» и «Лучшая технически выполненная запись классического альбома». Switched-On Bach — первый в мире альбом классической музыки, проданный в количестве более миллиона экземпляров.

Альбом высоко оценили не только музыканты и критики, но и слушатели. Синтезаторы Муга начали активно продаваться, завоевали популярность и постепенно потеснили на рынке царствовавшие там ранее электроорганы.

В 1972 году Карлос работала вместе с Кубриком над саундтреком к фильму «Заводной апельсин» — она написала аранжировки Россини, Перселла и Бетховена для синтезатора. Не все её треки вошли в финальный монтаж фильма, поэтому она выпустила отдельный альбом A Clockwork Orange: Wendy Carlos’s Complete Original Score. [Стоит отметить, что изначально альбом вышел под именем Уолтера Карлоса — все потому, что именно так Венди звали при рождении — к хирургической коррекции пола она прибегла в 1979 году].

Марш из «Заводного апельсина» («Ода к радости», четвертая часть Симфонии №9 Бетховена):

Вместе с Кубриком Карлос работала ещё один раз — в фильме «Сияние»:

В 1988 году Венди вместе с музыкальным пародистом Странным Элом записала собственную комедийную адаптацию классической симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк», дополненную аранжировками из «Карнавала животных», сюиты для камерного ансамбля французского композитора Камиля Сен-Санса. Карлос написала музыку для клавишных и аккордеона — любимого инструмента Эла. Альбом получил номинацию на премию Грэмми в категории «Лучший альбом для детей».

В 1998 году вышел последний на данный момент студийный альбом Карлос — Tales from Heaven and Hell. Кроме того, она сделала цифровые ремастеры других своих альбомов, а в 2005 году выпустила двухчастный сет Rediscovering Lost Scores, куда вошли ранее неопубликованные материалы и неиспользованная музыка для «Заводного апельсина», «Сияния» и «Трона».

Первый альбом Карлос был призван показать возможности синтезатора — пока ещё нового и малоизвестного публике инструмента. Благодаря работе Венди Карлос электронная музыка перестала быть академической или сугубо экспериментальной — она стала мейнстримовой.

Сьюзан Чани — «новая волна»

Ещё одной пионеркой в электронной музыки была Сьюзан Чани — итальяно-американская исполнительница и композитор, которая работает в стиле нью-эйдж.

Она работала на модульном синтезаторе Buchla — Дональд Букла начал разрабатывать синтезаторы почти одновременно с Мугом. Но если Муг хотел сделать аппарат, который можно легко освоить и которым удобно пользоваться, то Букла хотел экспериментировать с технологией, чтобы получить как можно более экзотические и странные звуки, никем ранее не создававшиеся. Например, вот так выглядела модель Buchla 200, выпущенная Доном в 70-х.

Чани делала музыку для рекламы (Coca-Cola, Merrill Lynch и General Electric) и видеоигр, а также создавала звуковые спецэффекты — ей обязаны появлением «фирменные» звуки Energizer и ABC и даже звук открывания бутылки Coca-Cola. Она сделала саундтрек для «Невероятно уменьшившейся женщины» (The Incredible Shrinking Woman, 1981) с Лили Томлин и стала первой в истории женщиной-композитором в «большом» голливудском кино.

В 1982 году Чани записала свой первый альбом в жанре нью-эйдж. С тех пор она выпустила пятнадцать сольных альбомов (пять из которых были номинированы на Грэмми в категории «Лучший нью-эйдж альбом») и открыла собственный лейбл Seventh Wave.

На своих концертах она по-прежнему играет на синтезаторе Buchla 200е, выпущенном в 2004 году — модель по дизайну повторяет синтезатор, на которым Чани работала сорок лет назад.

Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий