Audio-Technica

Audio-Technica

На сегодняшний день Audio-Technica является всемирной группой компаний, занимающихся разработкой, производством и распространении высококачественных решений в сфере аудио. Изначально известная, как производитель картриджей для виниловых проигрывателей, сейчас Audio-Technica создаёт микрофоны, наушники, виниловые проигрыватели и беспроводные системы для домашнего и профессионального использования.

Подробнее о бренде Audio-TechnicaОбзоры товаров под маркой Audio-Technica (75)Официальный сайт Audio-Technica
www.audio-technica.com
Аудиомания — авторизованный дилер Audio-Technica

Проигрыватель винила Audio-Technica AT-LP5

Сегодня не представляет труда найти недорогую вертушку для виниловых пластинок. Траты на технику начинают расти как снежный ком у тех, кто ставит перед собой цель приблизиться к безупречному качеству аналогового воспроизведения. Классный звукосниматель, продвинутый «стол», высокоточные тонарм и корректор – штуки, как правило, не дешёвые. Но, к счастью, еще встречаются приятные исключения.



Сохранить и прочитать потом —       

ПРИВЕТ ИЗ СЕМИДЕСЯТЫХ

Если бы меня попросили выбрать самый приличный «вертак» из более-менее бюджетных моделей, не вглядываясь ни в паспортные характеристики, ни в конструктивные детали, ни в надпись «Made in…», а только по фотографиям проигрывателей, не думая я бы указал на AT-LP5.

Дело вовсе не в знаменитости японского бренда (логотип Audio-Technica, кстати, на «пятерке» красуется аж в четырех местах). И даже не в том, что эта модель была спроектирована компанией, которая считается в мире одним из ведущих производителей звукоснимателей для пластинок. В мире (как, впрочем, и в Японии) наберется еще с десяток-другой марок, ярко отметившихся в свое время на виниловом поприще и заслуживающих не меньшего доверия.

Даже при выборе «по картинке» в глаза бросается, чем AT-LP5 отличается от других массовых моделей – она все имеет признаки аппарата с основательной и рациональной конструкцией. Тот, кто его проектировал, наверняка во главу угла ставили качество звучания, точность, надежность и высокие характеристики. Смотрите сами – у проигрывателя вообще нет каких-либо дизайнерских или «винтажных» украшений. У него нет автоматизации, не надо доплачивать за диджейские фишки… А теперь проверим, не подвела ли меня интуиция?

Корпус у AT-LP5 высокий и явно не пустой внутри. Основная плита покоится на крупных демпфирующих ножках и имеет немалую массу. Включение осуществляется единственной круглой ручкой слева. Повернул её относительно среднего положения против часовой стрелки – диск начинает вращаться со скоростью 33 1/3 об/мин. По часовой – 45 об/мин. Само собой, есть еще микролифт, и на этом перечень функций управления проигрыванием заканчивается.

Тонарм – десятидюймовый, с быстросъемным шеллом, J-образный (такие Audio-Technica начала производить еще полвека назад, и они надолго стали фирменным признаком вертушек этой марки). Простой двухосевой поворотный узел наделен микроподшипниками и закреплен на «столе» при помощи внушительной платформы. Ходит тонарм мягко и без люфтов. Механика допускает настройку прижимной силы и антискейтинга. Последний параметр, кстати, можно корректировать прямо во время проигрывания, что очень удобно.

Заодно отмечу, что наличие разъемного шелла с цанговым зажимом позволяет не только быстро менять картриджи. Это решение дает больше свободы в поиске точных настроек азимута/трекинга, а общая конструкция тонарма позволяет варьировать и вылет иглы в пределах 10 мм, так что можно не ограничиваться 17-миллиметровыми головками.

Источник питания встроен в проигрыватель. Привод прямой, что, к слову, тоже отсылает во времена 70-х. Но он здесь без кварцевой стабилизации и без подстройки скорости вращения. Лично меня ни первое, ни второе, ни третье не смущает, поскольку при нынешнем развитии электромеханики и следящих схем давно не составляет проблем сделать высокостабильный привод, не создающий электромагнитных наводок. Их, кстати, в AT-LP5 и не должно быть. Сняв опорный диск, можно увидеть, что ось привода выведена из сплошного металлического экрана. Но что собой представляет главный подшипник – доподлинно не известно, в описании проигрывателя о нем ни слова. Предполагаю, что он сделан также, как и на диджейских прямоприводных моделях, и потому достаточно устойчив к повышенным нагрузкам. Не думаю, что возникнут проблемы даже при установке на диск опционного и достаточно увесистого прижима.

Сам опорный диск не слишком тяжел, хотя сделан из металла, и вдобавок довольно звонкий, но на него укладывается толстый увесистый мат из твердой резины, в состав которой, похоже, введены какие-то специфические добавки. Точно могу сказать, что он обладает способностью накапливать и удерживать мощный электростатический заряд. Если пластинку перед проигрыванием тщательно протереть микрофиброй от пыли, то из-за образовавшейся статики она буквально влипает в мат всей поверхностью и в ходе проигрывания все время остается в таком состоянии. Не думаю, что надо объяснять, насколько это упрощает фильтрацию нежелательных инфранизких частот – их попросту нет изначально. Если виниловая пластинка не сильно покороблена от времени или неправильного хранения, то она принимает абсолютно ровное положение и вращается вообще без заметных вертикальных биений. И подобной точности я не встречал ни на одной вертушке дешевле $1000.

Но есть еще один повод для восклицания «вау!», для чего достаточно взглянуть на заднюю панель. Аналоговый выход у AT-LP5 универсальный, на разъемах RCA, позволяет подбирать межблочные кабели. Миниатюрный ползунковый переключатель отвечает за уровень – либо снимаем сигнал «как есть», то есть напрямую с головки, либо получаем его через встроенный фонокорректор.

Предусмотрен и цифровой выход USB, хотя параметры встроенного АЦП (чип не указан) особого восторга не вызывает. Оцифрованный сигнал представлен только в 16-разрядном виде с частотой дискретизации 44,1 или 48 кГц, хотя для качественной перегонки винила в аудиофайлы необходима как минимум вдвое более высокая частота сэплирования. Похоже, инженеры рассматривали USB-интерфейс в AT-LP5 не как серьезный аудиофильский инструмент, а как бонус, который заинтересует только молодых меломанов. Разве не круто своими руками оцифровать в аудиоредакторе Audacity несколько «пластов» из коллекции деда, сжав файлы в какой-нибудь популярный аудиоформат, а затем говорить друзьям, что слушаешь в смартфоне «настоящий винил»?

Как бы там ни было, но в аналоговой части аппарат уж точно продвинут. Присланный нам на тест проигрыватель экипирован не штатной головкой AT95EX с двойными подвижными магнитами, а еще более совершенной VM520EB. Она вдвое дороже «девяносто пятой», отличается расширенным воспроизводимым диапазоном, более высоким уровнем выхода и лучшим разделением каналов, что достигается за счет парных тороидальных катушек, навитых медью чистотой 6N, и V-образной конструкции магнитопроводов (чем она в общих чертах повторяет схему записывающих головок-резаков).

Картридж действительно отличается на удивление точным и правильным звучанием. Это стало понятно уже после прослушивания 180-граммового аудиофильского Naim The Music Collection Volume 1, все треки с которого мне хорошо известны и по цифровым изданиям на CD. Кстати, сразу отпал и вопрос с фонокорректором. Встроенный более чем хорош – он не вносит в звучание «вуали», собственной окраски и заметных шумов, тонко прорабатывает нюансы и не сжимает динамический диапазон. Может, он и разочарует кого-то тем, что в саунде получается не так уж и много «аналогового волшебства» (каждый вкладывает в это понятие свое), но технически он почти безгрешен. К приводу у меня тоже особых претензий нет. Прослушивание композиции, где звучит рояль, дает понять, что реальная детонация намного меньше заявленных 0,2% и совсем не заметна на слух. Однако главный подшипник у стола все-таки не «аудиофильский». На немых переходах между треками можно уловить едва заметный механический рокот, который, в общем-то, и слышен лишь потому, что ничем не маскируется – в выходном сигнале вообще нет наведенного фона!

Я не поленился сделать и несколько оцифровок, а чтобы это занятие послужило не только банальной проверкой цифрового тракта, но и дало больше информации о проигрывателе, во время перезаписи сделал несколько семплов, варьируя прижимную силу и антискейтинг. Хотя производители картриджей всегда указывают рекомендуемый диапазон настроек к каждой головке, но, как показывает практика, лучше подбирать индивидуальную пару параметров, если ставишь цель добиться передачи каждого кажущегося образа и всей «стереокартинки» как в оригинале. Делать это как раз лучше всего не в ходе воспроизведения непосредственно с винила, а по цифровым копиям, которые я после записи переместил на сервер и слушал с сетевого проигрывателя. Такие файлы и разницу показывают отлично, и в быстром сравнении гораздо удобнее.

А получилось у меня вот что. При средних настройках (2 г) вроде даже и придраться не к чему. Верхний диапазон чист, нижний хорошо поддержан, практически нет каких-либо модуляций или резонансов от тонарма. И голоса, и источники басового спектра, и духовые инструменты, которые наиболее капризны в плане локализации (особенно когда их и не много, и не мало – например, как на пластинке Макса Грегера, фокусируются довольно четко и устойчиво. Нет размытия и фантомов даже у виртуальных образов на флангах, что, на мой взгляд, и есть один из лучших признаков качества звукоснимателя.

Уменьшаю прижим (соответственно, и антискейтинг) до 1,6 г. Так чуть меньше гудящих призвуков в звучании бас-гитар, контрабасов и виолончелей. Акустические инструменты с низким спектром стали играть богаче, радуя естеством гармоник и резонансов внутри деревянных дек. Локализация вполне точная, но из сцены ушла некая полнокровность – часть образов потеряла в телесности. Ослабла динамика по самым низким частотам, акцент сместился на звонкий диапазон, но резкие диссонансные «скользящие» звуки по струнам при этом получились недостаточно чистыми.

Для «самокалибровки» вновь слушаю записи с базовыми двумя граммами, а затем перехожу к тем, что были выполнены с прижимом на 2,4 г. Разница уже не такая существенная. Звук стал еще более плотным, но еще не задавленный. Объема в сцене прибавилось, но локализация уже не та – образы чуть укрупнились. В нижнем регистре больше динамики, но меньше подробностей. В верхнем как раз все по-другому: больше конкретики, но меньше зажигательности. Зато «скользящие» по грифу звуки наконец-то получились естественными и натуралистичными.

Так прихожу к выводу, что наилучший результат от той головки, что установлена на проигрывателе, получается при прижимной силе, увеличенной до 2,2 г.

Опытные винильщики знают, что настроить всю систему «тонарм-головка» так, чтобы не потерять ни высокого гармонического разрешения, ни полновесной динамической артикуляции, ни точности в пространстве – это целое искусство компромиссов. Однако в AT-LP5 все решилось довольно просто: элементарным подбором антискейтинга «на слух» под слегка увеличенный прижим.

Если выставить на калибровочной шкале противовеса чуть выше оптимальных 2,2 г, позитивных перемен будет совсем не много – лишь слегка улучшается деталировка в правом канале. При этом заметно огрубляется гармоническая трактовка в левом и, что еще хуже, все сильные «контрастные» звуки не получаются чистыми. Но когда я задал антискейтинг немного ниже среднего значения, то в саунде сразу стало больше порядка – углубилась сцена, образы на флангах стали еще более чёткими, вопреки ожиданиям даже улучшилась телесность.

Несколько примеров, которые как раз и были оцифрованы с такой установкой: прижим на 2,2 грамма, антискейтинг – 1,9. Сразу предупреждаю: на аудиофильский уровень записи не претендуют в силу того, что встроенный в AT-LP5 АЦП не передает все музыкальные нюансы.

Max_Greger_(LP_Sample)_-_1974_Polydor.wav

Naim_LP_Sample_1.wav

Naim_LP_sample_2.wav

Впрочем, самая большая проблема — невозможность подстройки уровня, что исключает использование головок с выходом намного менее или более 4 мВ.

Но если вы послушаете, с какой выразительностью и деликатностью проигрыватель воспроизводит любое не затертое виниловое издание с аналогового выхода, то наверняка придете к тому выводу, что и я: это хочется слушать, даже если вы порядком избалованы идеальным качеством воспроизведения.

СИСТЕМА

  • Сетевой проигрыватель Linn Klimax DS
  • Предварительный усилитель Linn Klimax Kontrol
  • Усилитель мощности Linn Klimax 500 Twin Chakra
  • Акустические системы Dynaudio Special 25
  • Кабели:
    • межблочные Accuphase Super Refined Cable SLC-10
    • цифровой InAkustik USB High Speed 2.0
    • акустические Furutech Alpha S-25
    • сетевые Furutech Power Reference, Furutech FP-α3

Audio-Technica AT-LP5

Производитель: Audio-Technica Corporation (Япония)

Управление: ручной старт/стоп и микролифт || Тонарм: J-образный под шелл AT-HS10, 247 мм || Тип привода: прямой || Двигатель: постоянного тока || Скорости вращения диска: 33/45 об/мин || Коэффициент детонации: менее 0,2% || Уровень рокота: -73 дБ || Головка в базовой поставке: AT95EX (прижимная сила 2 г) || Воспроизводимый диапазон: 20 – 22000 Гц || Отношение сигнал/шум: более 50 дБ || Разделение каналов: 20 дБ || Выход: Phono/Line (переключаемый) || Напряжение на выходе: 3,5/150 мВ (Phono/Line) || Цифровой выход: USB-B 1.1, 16 бит/44,1 кГц (с переключением на 48 кГц) || Питание проигрывателя: 220/240 В, 50/60 Гц || Потребляемая мощность: 6 Вт || Отделка: черная || Габариты: 450 х 157 х 352 мм || Масса: 10,5 кг


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", июнь 2018 г. www.salonav.com


Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
29 августа 2018, 14:26
Александр (Гость)
Audio techika AT- LP5
Здравствуйте подскажите пожалуйста. У меня есть проигрыатель Project Primary с головкой установленной Audio-Technica VM520EB. Хочу пприобрести проигрыватель Audio-Technica AT-LP 5 . Как по ВАШЕМУ БУДЕТ РАЗНИЦА В ЗВУКЕ И ВООБЩЕ СТОИТ ТАКОЙ обмен ИЛИ НЕТ? Спасибо большое. Сув.Александр
29 августа 2018, 16:24
Дмитрий Зверев (Аудиомания) Специалист по Hi-Fi и High End оборудованию
Александр, день добрый.

Если прирост и будет, то не очень значительный. Если менять проигрыватель, то на модели стоимостью от 50-60 тысяч...
Написать свой комментарий