Два альбома, которых нет в чартах

Сохранить и прочитать потом —       

Это — два наброска, два эскиза, два среза две страны: Мали и Россия; два совершенно разных звуковых стихии, два настроения.

Два впечатления музыкального лета — 2018.

Fatoumata Diawara — Fenfo (Something To Say) (Montuno/Shanachie)

Малийка Фатумата Диавара некогда покинула родную страну и перебралась в Париж, чтобы стать актрисой. Это ей удалось (Диавара снялась в нескольких фильмах, была участницей известной уличной театральной труппы Royal De Luxe и исполняла главную женскую роль в мюзикле режиссера Мишеля Осело «Кирику и Караба»), но удалось и другое — взяв в руки гитару, она начала сочинять и петь песни. Мали — невероятно музыкальная страна, и музыка в ней разнообразна; в своем творчестве Диавара следует достаточно молодой традиции вассулу, сложившейся в 1970-е в долине одноименной реки, насыщая ее ритмикой и инструментарием современности. В записи ее первого альбома, вышедшего в 2011 году на знаменитом лейбле World Circuit, приняли участие великий исполнитель на коре Тумани Диабате, изобретатель афробита, барабанщик Тони Аллен и экс-басист Led Zeppelin Джон Пол Джонс. После этого она много выступала, в том числе с джазовой певицей ДиДи Бриджуотер, с Дэймоном Олбарном в его афроориентированном проекте Africa Express Train, делила сцену с Полом Маккартни и The Roots, а совместные гастроли с кубинским пианистом Робертом Фонсекой закончились выпуском отменного концертного альбома.

Новая студийная работа вышла только теперь, после совместного тура с французским рок-шансонье Матье Шедидом, более известным как -М-, в последнее время обращающим все больше внимания на африканскую музыку. Он и стал продюсером и во многом соавтором второго сольного альбома Фатуматы. На нем звезда недавнего документального фильма Mali Blues предстает как сильный и своевольный автор, умело направляющий музыку в нужное русло, балансирующий между традицией, фанком, блюзом и афро-попом, создавая собственный новый музыкальный мир, легкий для восприятия и невероятно глубокий.

Evgeny Grinko — Tiny Mouse Tales (Grinko)

Бывший построковый барабанщик Евгений Гринько прославился несколько лет назад, когда в интернете появился его «Вальс» — удивительный, меланхоличный инструментальный номер, на который было снято безыскусное видео со стоящим посреди чиста поля пианино и девушкой-аккордеонисткой, словно вышедшей из кадра «Аризонской мечты». Эту музыку немедленно окрестили модным термином «неоклассика», ровно ничего не значащим или напротив, значащим все, что, в сущности, одно и то же — а мне показалось, что именно такой хорошей инструментальной музыки и не хватало у нас, и совершенно ни к чему эти идиотские клише типа «русский Ян Тирсен». Потом Гринько выпустил замечательный, сложный альбом Ice for Aureliano Buendia, чуть отстраненный, холодноватый, стал практически поп-звездой в Турции, потом чуть подысчез из поля зрения, а совсем недавно появился его новый релиз — мини-альбом «Истории маленькой мышки».

Семь коротеньких пьес и впрямь словно выглянули из норки, где проходят съемки полного метра о мышиной жизни. Именно полного метра — в музыке Гринько нет ничего «детского», «мультипликационного». Поэтому англоязычное название Tiny Mouse Tales я склонен переводить как «истории», а не «сказки»: в этой музыке нет ничего сказочного и волшебного, но есть некая жизнь, с одной стороны, близкая нам и в то же время бесконечно незнакомая. Евгений Гринько как наблюдатель, натуралист, подглядывает за этой жизнью и делится с нами своими наблюдениями, переведенными в формат мини-пьес, звучащих как саундтрек к тому самому неснятому полному метру. Если долго слушать, в этих не очень веселых мелодиях начинают появляться сюжеты, которые каждый из слушателей волен воплотить в собственной голове. Или оставить как есть: просто музыкой.


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", июль 2018 г. www.salonav.com

Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий