В темных переулках: пять новых джазовых альбомов

Сохранить и прочитать потом —       

Апрель весь пропитан пьянящим духом обновленья. Причем так бывает каждый год. И, слава Богу, уже более ста лет в это время выходят новые джазовые альбомы. Апрель 19-го года XXI века — это возвращение из небытия легендарных деятелей, смелый эксперимент в трудном формате дуэта и кое-что почти невозможное — соло-альбом на несолирующем инструменте. А также масса интересных авторских композиций. Сто лет назад, наверное, ни на что из этой подборки не приклеили бы ярлычок «jazz» (или «jass», как это слово тогда писалось), но что с того?

Larry Grenadier «The Gleaners»

Сольные альбомы контрабасистов не каждый день выходят. Вот в прямом смысле — сольные, без других инструментов вообще! Даже сольные контрабасовые пьесы — редкость, что уж говорить про целые программы. Рискнул сделать такой альбом музыкант, которому это, в общем, положено по статусу. А именно — Ларри Гренадье, более всего известный как вечный соратник Брэда Мелдау.

«The Gleaners» ожидаемо показывает Гренадье во всем блеске техники с фокусами многоголосья, радует отсутствием монотонности, а авторский материал взращен на разных почвах — от Баха до бопа (грувовый «Pettiford» — трибьют понятно кому). Музыка тонкого эхо и ярких призраков.

Долго можно рассуждать об этом альбоме, но главное, как мне кажется, тут вот что. Какими бы там ни были интенции Ларри Гренадье, но The Gleaners ощущается как полемика с героем «Контрабаса» Патрика Зюскинда, который рассуждал на тему того, что человек не рождается для контрабаса, напротив, контрабас — это злая судьба и так далее.

И главная его претензия: в классической музыке сольных кусков у контрабаса очень и очень мало — джаз герой ненавидит — поэтому он, такой хороший музыкант, никак не может блеснуть. Не судьба! Вот этот альбом как раз про то, что личность в любом контексте блеснет. Была бы личность.

Branford Marsalis Quartet «The Secret Between the Shadow and the Soul»

К 58-летнему саксофонисту Бренфорду Марсалису вопросов в стиле «jass» это или «jazz» или не джаз вообще — не было бы. Он — известный «традиционалист», выходец из старинной новоорлеанской музыкальной (читай — джазовой) семьи. При этом старший из братьев Марсалис, в основном, играет авторскую музыку, и довольно заковыристую. И с точки зрения звука-фразировки никого не копирует. То есть ретроград он только при поверхностном взгляде.

Поможешь нам пройти весь путь. Еще раз. Только теперь там, где мы пройдем, останутся лежать рельсы. – Правли смотрел на него, а Дрогон – нет. – Дрогон рассказывал мне о твоих способностях, как ты стал сначала путешественником, потом землекопом, потом разведчиком. И всегда сохранял независимость. Мы это знаем. Ты мог бы нам помочь.

Вот новый альбом его Квартета — конечно, можно просто навесить ярлык «акустический пост-боп», и туда ему и дорога. А можно поразиться оригинальным мелодиям, острым и свежим фразам, заливистым импровизациям и необходимому «качу». Драйву, то есть. При том, что музыка, повторюсь, авторская (от каждого музыканта квартета), непростая, без потакания слушателю с холодными ушами.

Два интересных кавера: рок-н-рольная «Snake Hip Waltz» Эндрю Хилла и «The Windup» Кита Джаррета (он ее играл со своим европейским квартетом). Обе — из «электрических» семидесятых. На последней бессменный пианист Квартета Джоуи Кальдераццо воспроизводит Джаррета, но как-то по-своему.

Christian Scott aTunde Adjuah «Ancestral Recall»

Мы уже привыкли к тому, что джазмены среднего поколения, виртуозы с широчайшим музыкальным и культурным кругозором, делают кто во что горазд — джаз, не джаз, откровенный неформат.

И трубач Крисчен Скотт (выступавший, кстати, в Москве с Маркусом Миллером) — один из таких «борзых». Его новый альбом — необыкновенно светлая вещь. Полистиличная, но сфокусированная. Здесь лейтмотив — этнические, квазиафриканские напевы. Жесткие ломаные ритмы — тоже нечто как бы африканское с поправкой на современный мегаполис. За «чистый джаз» тут отвечает, пожалуй, только труба Скотта. А в принципе, вопрос стиля и даже жанра ставить бесполезно: это такой креативный пост-боп в самом широком толковании.

Вот, например, песня «Forever girl» — какой-то больной R'n'B с неформатным саундом; а «Song She Never Heard» с саксофонистом Логаном Ричардсоном — неправильный smooth, шероховатый, замешанный на этнике и нойзе. Ну и все в таком ключе — с ума сойдешь распутывать смыслы, да и ни к чему это.

JoeyDeFrancesco «In the Key of the Universe»

Джоуи Дефранческо — один из главных хаммонд-органистов в современном джазе. Даже круче: современный классик. «Хаммонд», практически, равно Дефранческо. Готовы поспорить?

Этот альбом представляет неожиданную и довольно наглую идею. Даже две. Во-первых — стиль. Его можно описать как инструментальный психоделический соул, но — такое вообще бывает?

Хотя да, в джазе 70-х бывало, но тогда чего только не бывало — и великого, и забытого, — так что и сейчас не помешает заглянуть в маргинальные переулки. «Духовный джаз в тональности Вселенной», — как сам Дефранческо говорит про свою работу. В итоге примерно это и получается: структурированные инструментальные песни с налетом соул и психоделии.

В записи принимали участие барабанщик Билли Харт и саксофонист Фароа Сандерс, про которого вы, наверное, подумали «а он что, жив?». Так вот именно Дефранческо вернул его с пенсии обратно в джаз. И не просто на какой-нибудь ветеранский бенефис, а на такой вот крутой альбом. Разве не замечательно?

Vijay Iyer & Craig Taborn «The Transitory Poems»

Редкость в наши дни: дуэт двух более чем заметных пианистов. Виджай Айер и Крэг Теборн — всем, кто интересуется современным джазом, имена эти скажут очень многое. А дуэт таких двух корифеев вызывает ассоциации, допустим, с Чиком Кориа/Херби Хэнкоком или чем-нибудь в таком роде.

Основа для этой записи была заложена еще в 2002 году — тогда Айер и Теборн играли с Роско Митчеллом из легендарного Art Ensemble of Chicago. Тогда они оба были начинающие-интересные, но сейчас, конечно, уже пребывают в другом статусе. Этот альбом — лайв. Бескомпромиссный. Без уступок.

Авторская музыка, которую, как и многое в этой подборке, трудно отнести к любому джазу — хоть чистому, хоть грязному. Оригинальное композиторское мышление (с отголосками Лигети и прочих авангардистов) плюс полная свобода владения инструментом и импровизации (как Сесил Тейлор, но тут без жесткого фри).

Они, такие разные, не поддакивают друг другу, скорее наоборот — создается правильный конфликт. Иначе чего было дуэт-то мутить? В общем, сложный в музыкальном плане и темный по настроению альбом умеренного авангарда с грувом. Посвящен покойной пианистке Джери Аллен.


Подготовлено по материалам портала "Stereo & Video", апрель 2019 г. www.stereo.ru

Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий