13 лучших фильмов ужасов для проверки качества звука

Сохранить и прочитать потом —       

Несмотря на то, что привлекательность жанра отчасти определяется ностальгией по монофоническому саундтреку и зернистой низкобюджетной картинке, сегодняшние фильмы ужасов (и восстановленные шедевры прежних лет) только выигрывают от качества изображения и звучания.

Кто откажется представить себя в старом и жутком доме, в полной темноте и тишине, в компании будущей жертвы?

Мы выбрали тринадцать (сами понимаете, почему) лучших саундтреков из фильмов ужасов, которые запустят целый табун мурашек по спине и дадут возможность вашему домашнему кинотеатру проявить все, на что он способен. Главное – не бросайтесь подушками в телевизор, это все равно не поможет.

Гасим свет, поднимаем громкость и делаем храбрые лица.

Тихое место (2018)

Как ни забавно, постапокалиптический хоррор Джона Красински (рассказывающий о семье, вынужденной жить в молчании в мире, который терроризируют слепые монстры, охотящиеся по звуку) заслужил место в этом списке из-за относительного отсутствия аудиосоставляющей.

Вам знакомо это напряженное ощущение в момент наблюдения за персонажем, который нерешительно крадется за угол? Подобное чувство хождения по лезвию ножа не оставляет зрителя на всем протяжении 90-минутного фильма.

Аутентичный мир тишины служит идеальной основой для неожиданных пугающих пассажей оркестра, а едва различимые звуки (например, шум ветра в деревьях и голоса животных) и постоянное переключение между акустическими панорамами разных персонажей формируют атмосферу небывалой масштабности.

Возвращение живых мертвецов (1985)

Саундтреки к фильмам ужасов не всегда состоят из скрипа половиц, мощных синтезаторных аккордов и самых китчевых поп-песенок 80-х. Ритмы тяжелого рока пронизывают несколько самых выдающихся образцов жанра; и хотя мы всецело одобряем такие произведения, как «Пропащие ребята», «Кошелек или жизнь» и практически любое творение Роба Зомби, однако полукомедийный шедевр Дэна О’Бэннона про подростков-неформалов, навлекших на себя орду прожорливых зомби, еще более эффективно укладывает в одну кастрюлю композиции The Damned, 45 Grave, T.S.O.L и The Cramps, выдавая в результате лучший панк-роковый (или, если воспользоваться более уместным определением, дэт-роковый) ужастик про монстров.

Приготовьтесь к тому, что наблюдать за поеданием мозгов и разрыванием на части вам придется, отчаянно мотая головой под гитарные запилы.

Оно (2015)

Каждый, кому доводилось на пару дней погрузиться с головой в просмотр «Очень странных дел» на Netflix, знает, что нет более эффективного средства удержать зрителя перед экраном, чем винтажный саундтрек в стиле синтвейв.

Виртуоз синтезатора Джон Карпентер в 70-х и 80-х фактически стал создателем архетипа саундтрека для фильмов ужасов. В фильме «Оно», переходящем в хоррор триллере Дэвида Роберта Митчелла, рассказывающем историю проклятия, передающегося половым путем, музыкант по имени Disasterpiece (также известный как Рич Врилэнд) отдает дань эпохе, насыщая действие тревожными мелодиями синтезатора.

Зловещие арпеджио нагнетают напряженность, безжалостные резкие скачки и рокот перкуссии приковывают зрителя к креслу. Чтобы получить самое сильное впечатление, слушайте этот саундтрек с Blu-ray-диска в формате DTS-HD Master Audio 5.1.

Хэллоуин (1978)

У саундтреков к фильмам Джона Карпентера есть некое неуловимое общее свойство – возможно, это связано с тем, что он сам пишет и исполняет их. Нельзя не отметить леденящие кровь инструменталы из звуковых дорожек к фильмам «Побег из Нью-Йорка», «Нападение на 13-й участок» и «Мгла», однако ни одна из них не стала такой культовой, как саундтрек к «Хэллоуину». Стоит только услышать первые такты главной темы или последовательность из двух нот фортепиано, как образ Джейми Ли Кертис, убегающей от убийцы в маске, сам собой появляется перед глазами.

Недавно вышедшее к 35-летию фильма юбилейное издание с дорожкой в Dolby TrueHD 7.1 мало что добавляет к 5.1-канальной версии в с оригинального Blu-ray-диска 2007 года. Саундтрек отличают безупречная расстановка элементов по акустическому пространству и аутентичные звуки – такие как дыхание Майка Майерса, шелест листьев и шум дождя.

Спуск (2005)

Британский хоррор Нила Маршалла, в котором шесть девушек попадают в пещеру, населенную человекоподобными существами, может служить образцом безупречного воссоздания атмосферного окружающего звучания. Версия на Blu-ray-диске в полной мере использует возможности формата DTS-HD Master Audio 5.1.

Пещера и так представляет собой эффектный акустический ландшафт; порождаемые ею суеверный страх и клаустрофобия еще больше усиливаются из-за звуков падающих капель воды и странных эхо за спиной слушателя.

На долю центрального канала остаются леденящие кровь крики ужаса.

Студия звукозаписи «Berberian» (2015)

От фильма, посвященного звуку (и рассказывающего об инженере звукозаписи, теряющем рассудок в процессе работы над фильмом ужасов в Италии), логично ожидать оригинального подхода к акустическому дизайну. И психологический триллер Питера Стрикленда с Тоби Джонсом в главной роли в полной мере оправдывает ожидания.

Гипнотизирующий и при этом довольно пугающий саундтрек составлен из мелодий аналоговых синтезаторов, грозных пассажей органа, абстрактных звуков, жутковатого шепота, а главное – рубки овощей, память о которых будет преследовать вас еще долго после финальных титров.

Ребенок Розмари (1968)

Как и все остальные позиции в этом списке, классика шестидесятых и первый фильм Романа Полански в Голливуде принадлежит к числу шедевров жанра, абсолютно обязательных к просмотру. Культовый психологический триллер на основе романа Айры Левина рассказывает историю женщины (Миа Фэрроу), переехавшей с мужем в Нью-Йорк. Таинственным образом забеременев, она уверена, что носит ребенка Сатаны. За создание музыки к фильму отвечал регулярно сотрудничавший с Полански Кшиштоф Комеда, умерший спустя год после его выхода.

Главная тема фильма, которую напевает героиня под напоминающий колыбельную аккомпанемент, сразу же вызывает беспокойство; она служит идеальным сопровождением зловещего сюжета творения Полански. Все составляющие саундтрека, от оккультных заклинаний до навязчивых мелодичных композиций, все глубже и глубже погружают зрителя в успокаивающие недра знакомого дивана.

Сияние (1980)

Стэнли Кубрик лишь однажды изменил своим любимым монофоническим саундтрекам в фильме «2001: космическая одиссея», звуковая дорожка которого была записана в шести каналах; тем не менее, большинство его фильмов получили высокую оценку в области акустического дизайна. «Сияние» может служить эталоном атмосферности, великолепно передающим ухудшение состояния Джека при помощи аудио.

Тревога, порождаемая сюрреалистическими картинами, многократно усиливается благодаря активному применению Кубриком подлинных звуков – например, движения трехколесного велосипеда по полу и ковру или стука пишущей машинки Джека; особо заслуживает внимания ровное биение сердца в течение сцены в комнате 237.

Саундтрек Blu-ray-диска в формате Dolby Digital 5.1 слегка расширяет исходный монофонический звук при помощи отдельных эффектов в других каналах, однако большая часть работы по-прежнему приходится на центральный.

Суспирия (1977)

Римейк 2018 года с саундтреком от Тома Йорка только что появился на канале Amazon Prime Video, и это отличный повод вспомнить один из самых масштабных вкладов Италии в историю жанра. Подобно сотрудничеству режиссера Кристофера Нолана и композитора Ханса Циммера, у режиссера Дарио Ардженто сложился плодотворный альянс с итальянской прогрессив-роковой группой Goblin, и данный фильм стал наиболее ярким результатом этого союза.

Объединив самые разные составляющие, от пронзительной какофонии безумных синтезаторных звуков и громоподобных барабанов до непрерывного потока причитаний и неотступно повторяющегося шепота «Ведьма!», саундтрек к «Суспирии» открыл путь для использования электронной музыки в фильмах ужасов, а его воздействие на нервы зрителя ничуть не уступает традиционной темно-красной цветовой палитре.

Поставив этот фильм, вы захотите выкрутить громкость усилителя на максимум.

Дрожь (1982)

Через пять лет после «Суспирии» и через два – после выхода «Инферно» (второй части «Трилогии о трех матерях») Ардженто ненадолго отошел от темы колдовства и в фильме «Дрожь» рассказал историю американского писателя, за которым охотится серийный убийца, намеренный добраться до каждого героя последней книги автора.

Саундтрек от Goblin отлично подошел бы для этой истории, если бы группа не распалась, однако три основных участника первоначального состава (Клаудио Симонетти, Фабио Пиньятелли и Массимо Моранте) откликнулись на просьбу Ардженто. В результате музыка получилась больше похожей на итало-диско и электронный поп, чем на прог-рок (иначе говоря, стала веселее и банальнее), однако в ее готично-синтезаторной глубине по-прежнему угадывается наследие Goblin.

Это один из тех фильмов, саундтрек к которым заслуживает приобретения и сам по себе – тем более что в прошлом году на Waxwork Records вышло лимитированное издание на двух виниловых пластинках.

Голова-ластик (1977)

Воссоздающий впечатление от постиндустриальной Филадельфии при помощи звуков работающих механизмов и фабричных диссонансов, плод сотрудничества Дэвида Линча с саунд-дизайнером Аланом Сплетом представляет собой почти непрерывный гул.

Музыки в фильме немного, но плотность звуков, непрекращающийся свист и постоянное гудение органа формируют характерную атмосферу сюрреалистического хоррора Линча.

Побудь в моей шкуре (2014)

Величественный научно-фантастический триллер Джонатана Глейзера со Скарлетт Йоханссон в главной роли вошел в число лучших фильмов ужасов 2014 года благодаря необычному сюжету о переодетом пришельце в пригороде, неотразимой стильности и выдающемуся саундтреку, награжденному премией BAFTA.

Электронная звуковая дорожка британского композитора Мики Леви, по ее словам, «подобна улью» – небольшая палитра звуков, от царапанья по струнам и звона тарелок до единичных ударов по гулкому барабану, создает неспокойное акустическое пространство беспорядочности и дисгармонии, подчеркивающее физическое преображение персонажа Йоханссон. Эффект получился неотразимым.

Чужой (1979)

Этот фильм в первую очередь знаменит своими революционными спецэффектами (сцена прорыва Чужого из грудной клетки впечатана в умы миллионов), однако звуковое решение культового шедевра Ридли Скотта внесло не меньший вклад в создание незабываемой атмосферы, ради которой люди и сегодня наполняют кинозалы. Помните вой сирен в эпизоде, когда Рипли покидает «Ностромо»? Такое не забывается.

Диссонансные аккорды и оркестровые накаты саундтрека Джерри Голдсмита (номинированного на награды Grammy, «Золотой глобус» и BAFTA) подчеркивают унылую и зловещую атмосферу действия, создавая физически ощутимое напряжение.


Подготовлено по материалам портала "What Hi-Fi?", декабрь 2019 г. www.whathifi.com

Эту статью прочитали 1 658 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий