Киномузыка для доброго вечера. Микаэл Таривердиев «Музыка кино»

Сохранить и прочитать потом —       

Сборник инструментальных пьес Микаэла Леоновича Таривердиева звучит достойно и звонко. Альбом, выпущенный в Германии, – хорошая память мастеру, но это и лучший диск для спокойного, доброго вечера.

Особенностью альбома представляется то, что в нём записаны авторские интерпретации музыки знакомой, казалось, наизусть и навсегда, но в сокращённом экранном варианте. Здесь же мелодии мастера предстают без вокала, так, как их представлял композитор. А ведь он умел понятно сказать о сложном.

Знаменитый ученик Арама Хачатуряна – автор саундтреков более чем к 100 кинофильмам и постановкам, он писал также балетные и оперные партитуры, у него много иных произведений, но главным в творчестве композитора, всё же, осталась музыка для кино. Она и умна, и мягка, и строга одновременно, хочется охарактеризовать эту радугу свойств словом «изысканная».

Одухотворённость и в тоже время картинность, сценичность, образность творчества Таривердиева – не новость, но здесь, в концентрированном виде, эти качества становятся во главу угла. И задумчивость, и романтика, и философия у него – повод для спокойного разговора и для понимания. Талант и жанр совпадают при этом в идеальной пропорции.

Альбом разумно задает тон всенародно любимыми мелодиями из картины «Семнадцать мгновений весны»; это «Прелюдия», «Дороги» и «Мгновения».

Затем отдаётся должное другим работам, причём, выделить что-то трудно – это ровная и качественная пластинка. Звучит торжественная, с саксофоном, тема «Последний романтик» («Маленький школьный оркестр»), клавесин солирует в пьесе «Импровизация 2» («Ученик лекаря»), далее идут мелодии из фильмов «Король-олень», «Ольга Сергеевна».

Особо отмечаем романтичность «Прелюдии для виолончели и фортепиано» из «Судьбы резидента». Финиширует альбом музыкой из другого супер-кинохита – фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром». Это «Мелодия», «Вальс», «Если у вас нету тёти», собственно, «Тема заключительных титров» – их все узнают сразу. И этим альбом особо ценен, он проверят нас на радость и узнавание, даря любимую музыку.

Пьесы композитора идеальны для «винилового» восприятия звука и жизни – они неспешны и чувственны. Оркестр у Таривердиева ясен и разрежен, каждый звук вписан в общую картину. Открытий тут быть вроде бы и не должно, но в таком сочетании появляется чудо синергии: мелодии сходятся в какое-то новое качество, звучат все не просто по-разному, но открывают отдельные миры и соединяются, сплетаются во вселенную Таривердиева. Главное – уверенность в своем деле и спокойствие изложения. Музыка романтична и красива, звучит без пафоса, без эпатажа и без самолюбования – а это редкое сочетание.

Таривердиев писал произведения не просто красивые и яркие. Они и умны, и оригинальны, и традиционны одновременно. Это именно кинозвук в лучшем смысле слова – просто хорошая музыка, к тому же своего времени – но она воспринимается как классика. Загадывать и предсказывать было бы неправильным, но неплохо, если бы о разнообразии, разуме, качестве мысли и глубине чувств наших дней в будущем судили по произведениям Таривердиева.

Эту статью прочитали 727 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий