Nina Simone «Pastel Blues». Рисунок в блюзовых тонах. Обзор

Альбом Нины Симон стал знаковым и для эпохи 60-х, и для истории поп-музыки вообще. Знаменитая певица попала с ним во множество важных настроений, мыслей, списков и рейтингов. «Пастельный блюз» занял 139-е место в Billboard 200, входит в аналогичный список актуального портала Pitchfork, дополняет картину 8-е место в более узкожанровом Top R&B/Hip-Hop Albums.

Сохранить и прочитать потом —       

NINA SIMONE - PASTEL BLUES

«Pastel Blues» – музыка без попыток накричать от возмущения или завопить от боли, но альбом так спланирован, что сомнений в чувственности не возникает ни на миг, просто песни ближе к рассказу, а не к выплеску, взрыву эмоций. Диск звучит с шармом и напором, в лучших традициях «тех» 60-х, но, отметим, что ритм-секция несколько убрана в саунд-панораме назад. А вот вокал тут царит, кипит и рулит, он всегда впереди. Лишь аккуратное и ненавязчивое, но заметное фортепиано, порой столь же заметно, впрочем, на нем играет тоже Нина, это, безусловно, её альбом.

Трек-лист начинается с «Be My Husband» – «Будь моим мужем» авторства Энди Страуда, тогдашнего супруга певицы. Получается весьма специфическая тема для мятежного спиричуэлс-гимна. Звучит напористый рассказ под минималистичный аккомпанемент, сейчас это могло бы стать пиар-поводом.

Далее идёт «Nobody Knows You When You're Down and Out» – блюзовый стандарт (1923) авторства Джимми Кокса, его пела ещё Бесси Смит.

«Trouble in Mind» подается настолько позитивно, насколько это вообще возможно для блюза – несмотря ни на что.

Также, конечно, отметим «Strange Fruit», песню-протест против американского расизма, против линчевания афроамериканцев. Это великая композиция, ставшая таковой в варианте самой Билли Холидей, которая умерла за несколько лет до выхода этого альбома. Тут же есть и написанная самой Холидей «Tell Me More and More and Then Some».

Ну и никто не пропустит, занимающий почти две трети второй стороны, спиричуэлс «Sinnerman», сделанный как развернутый и музыкально, и вокально, и театрально номер, мини-джаз-опера. Версия Нины этой традиционной песни о человеке, который пытается спрятаться от божьего гнева и справедливости, стала канонической. Это удивительный трек, эмоционально не представимый у музыкантов других стилей, а по развернутости и концептуальности музыкального материала, наоборот, небывалый для тех, кто делает блюзовую музыку.

Но по сумме впечатлений, альбом, конечно же, не совсем блюзовый. Музыка Нины Симон шире джаза, эстрады – любого стиля. Слово «пастель» в названии, пожалуй, оказывается, как нельзя более к месту и правильно описывает ситуацию. Этот материал использовали Леонардо да Винчи и Ренуар, но в том, что он особенный, сомневаться не приходится и без звездных свидетельств.

Для того чтобы так назвать пластинку, так «рисовать» блюзом, стилем страдающим и страдальческим, но при этом всегда ищущим свободу и остающимся вне форматов, нужна особая отвага. И Нина прекрасно пишет блюзом, как пастелью – ведь оба эти материала требуют вдохновенной аккуратности и точности чувств – она создаёт своё искусство на пересечении жанров, красок и манер.

Эту статью прочитали 809 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий