Dynaudio MC15. Близкого поля ягоды. Журнал "Салон AudioVideo"

Сфера акустики весьма консервативна, модельные ряды, особенно высокого класса, сменяются не часто, так что сам факт появления в ассортименте Dynaudio мультимедийного раздела уже является новостью.

В области так называемой мультимедийной акустики до недавнего времени почти не было признанных "звезд" и авторитетов - как и всякая бюджетная сфера, она очень подвижна: фавориты быстро сменяют друг друга. Вчера у публики была в моде одна марка, сегодня - другая, а кто будет лидером завтра, не знает никто. Так было прежде, но ситуация может коренным образом измениться, поскольку в этот сектор вышла знаменитая Dynaudio.

Откровенно говоря, не люблю это слово, «мультимедиа» — оно напоминает мне о первых компьютерах, способных издавать жалкие звуки и показывать видео в минимальном разрешении. Убогое, надо сказать, было зрелище. Однако понимаю маркетологов из Dynaudio, которые решили применить именно этот термин, чтобы определить новое направление в деятельности брэнда. Обозначить его просто как «компьютерная акустика» было бы слишком примитивно и не совсем точно, поскольку речь идет об универсальном оборудовании, способном работать не только с ПК, но и с портативными плеерами, да и вообще любыми звуковыми устройствами, которые нуждаются в качественном воспроизведении с линейного выхода. Слово «качественный» является здесь ключевым, поскольку активных спикеров, предназначенных для того же самого применения, на рынке навалом. Проблема только в том, что большинство фирм, производящих такую технику, клепают в невероятных количествах копеечные колонки, способные лишь озвучивать события операционной системы, или многоканальные комплекты, видимо, искренне веря, что публика тупо ведется на количество спикеров и дешевизну "лорудования, а на качество звучания ей наплевать. В итоге даже в Москве проблематично купить активную акустику 2.0 дороже $150, причем модели такой «запредельной» стоимости считаются невероятно крутыми — они оснащаются эффектными ЖК-дисплеями и прочими украшениями, в их комплект могут входить самые разные «бонусы» вроде специальных бархоток для ухода за лаковым покрытием — их создатели, вероятно, полагают, что для покупателей это значительно важнее, чем приличные драйверы, грамотно построенный усилитель и мощный блок питания.

Возможно, для игр, звукового сопровождения фильмов, особенно в DivX, таких систем и достаточно, но для более-менее качественного воспроизведения музыки, даже с ай-пода, они едва ли годятся. Говорю это на основании собственного горького опыта — давно уже ищу приличную компактную (это важно!) акустику для компьютера, но ничего, что могло бы меня удовлетворить в полной мере, пока не нашел. Хотя перебрал самые разные варианты.

Пассивные колонки с внешним усилителем — слишком громоздкое и не всегда оптимальное решение, поскольку в данном случае все-таки нужны громкоговорители, способные хорошо работать в ближнем поле. Но обычные колонки, рассчитанные на озвучивание не рабочего места, а целого помещения, на близком расстоянии могут страдать «прилипанием» звуковых образов к драйверам — звук не получится слитным и протяженным в глубину, не будет выстраиваться сцена. Профессиональные студийные мониторы ближнего поля — дороговато, а главное — не совсем то, что требуется по характеру звучания. По крайней мере, те, что слышал, мне не подошли — они подчеркивали недостатки записи, но плохо доносили душу, драйв музыки. Про такие обычно говорят: «не музыкальны». А те, что обладают способностью передать эмоциональную суть музыки, стоят для меня слишком дорого. Пока довольствуюсь хорошими наушниками с ламповым усилителем, а также ширпотребовским комплектом 2.1 (~$150), который слушаю обычно издалека, находясь в другой комнате. Так что возможность познакомиться с Dynaudio MC15 вызвала не только сугубо профессиональный, но и отчасти личный интерес.

ИСКУССТВО ОДОМАШНИВАНИЯ

Впервые познакомился с ними в Лас-Вегасе на выставке «CES2007». Признаюсь, было немного странно видеть на стенде солидной датской акустической фирмы компактные активные колоночки, озвучивавшие вездесущий iPod. Тем более что мультимедийная акустика МС15 была чуть ли не главной новинкой компании, представленной на шоу. Впрочем, сфера акустики весьма консервативна, модельные ряды, особенно высокого класса, сменяются не часто, так что сам факт появления в ассортименте Dynaudio мультимедийного раздела уже является новостью.

Пока что модель МС15 остается в нем единственной, не считая, конечно, сабвуфера Sub 250 МС, специально предназначенного для совместной работы с этими спикерами. Очевидно, у создателей направления Multimedia в компании нет полной уверенности в том, что оно «пойдет», поэтому они не спешат предлагать публике что-то еще. Со временем станет ясно, стоит ли расширять ассортимент, скажем, за счет более совершенных и дорогих изделий. Вариант движения «вниз», в сторону более простых и доступных моделей, представляется мне маловероятным — сам имидж Dynaudio, его конструкторское кредо такое едва ли допускают.

Риск понести убытки, если новинка окажется недостаточно востребованной, для компании минимален. Хотя бы потому, что расходы на разработку МС15 были, очевидно, невелики, поскольку они создавались на основе огромного технологического багажа фирмы. В прошлом году профессиональное отделение Dynaudio, которое давно и успешно занимается производством студийной акустики, выпустило компактные мониторы ВМ5А Compact — это уменьшенная версия и без того небольших колонок ближнего поля ВМ5А, младшей модели в линейке активных профессиональных спикеров. Думаю, что первая модель в мультимедийной серии была сделана как раз на их основе.

Полностью совпадают габариты корпуса, форма и масса колонки, а также основные технические данные — частотный диапазон, неравномерность характеристики, мощность усилителей, частота разделения кроссовера и т.д. Твитер у обеих моделей — Esotec 2,8" с мягким куполом, звуковой катушкой из алюминиевого провода, охлаждаемой ферромагнитной жидкостью. У ВМ5А Compact он прикрыт трехлучевой проволочной «звездой», у МС15 защищен только общим тканевым грилем. Кстати, из-за этого гриля конструкторам пришлось переместить ближе к краю колонки индикаторы питания и перегрузки, иначе они были бы не видны. Низкочастотный драйвер немного другой — у него чуть больше диаметр диффузора (5,9" против 5,7"), да и сделан он из MSP (magnesium silicate polymer — полимер из магниевого силиката), а не простого литого полипропилена. Звуковая катушка и там и там диаметром 75 мм из алюминия.

В комплект МС15 входят увесистые стальные подставки, которые придают колонкам наклон, необходимый при установке на столе — как легко догадаться, студийной модели ВМ5А Compact они не нужны. Равно как и специальный шнур с разъемом мини-джек 3,5 мм на одном конце и двумя расходящимися проводами с «папами» RCA на противоположном. Служит он для подключения к портативным плеерам и бытовым компьютерным звуковым интерфейсам — у студийных звуковых интерфейсов выходы обычно делают на разъемах 1/4" или в крайнем случае на RCA.

Есть небольшое, но существенное отличие на задней панели: как и положено студийной модели, ВМ5А Compact имеет балансный вход XLR, у МС15 — обычный двухполюсной бытовой «тюльпан». Предполагаю, что в связи с этим изменена и схема входного каскада. Возможно, есть и другие «внутренние» отличия, однако они никак себя не проявляют.

Как бы то ни было, но, несмотря на «косметические» изменения, призванные облегчить использование колонок совместно с бытовой техникой, они явно остались по своей конструкции профессиональными. И это хорошо.

ПОХВАЛА РАЗДЕЛЬНОСТИ

Как и большинство активных студийных мониторов ближнего поля, МС15 построены по схеме bi-amping, а потому обладают всеми достоинствами этой архитектуры. Благодаря раздельным усилителям, работающим на твитер и низкочастотную головку, полностью устраняется их взаимное влияние, что благотворно проявляется в значительном снижении искажений. Расположение кроссовера на входе усилителей позволяет сделать его компактным и эффективным. Облегчается согласование драйверов, проще добиться «плоской» частотной характеристики с минимальной неравномерностью. Наконец, укорачиваются до минимума акустические провода — помните, что писал у нас доктор ван ден Хул? «Лучше, когда акустические кабели короткие, а интерконнекты длинные, а не наоборот».

Хотя одним из постулатов аудиофильского подхода к технике является полный отказ от тонкомпенсации и вообще регулировки тембров, в реальной жизни в них очень часто возникает необходимость. Хотя бы потому, что наши помещения далеки от идеала. Bi-amping позволяет изменять в определенных границах ход частотной характеристики за счет изменения коэффициента усиления полос, а также регулировкой крутизны работы фильтров кроссовера, то есть более безвредным для звука образом, чем с помощью темброблока. Так, у МС15 имеется на задней панели трехполосный эквалайзер, реализованный на трех переключателях. Крайние позволяют как поднимать, так и опускать верхние и низкие частоты, центральный — только опускать середину. Регулировка трехступенчатая и в небольших пределах — ±1 дБ на высоких, 0/-4 дБ на средних и ±2 дБ на низких частотах.

Еще одна подстройка, которая имеется у колонок на задней панели, это входной уровень. Также три положения: + 4, 0 и -10 дБ, что соответствует разным стандартам. Если спикер работает в паре с профессиональным оборудованием, то скорее всего подойдет +4, если с бытовым, то -10. Этот переключатель — явный рудимент, доставшийся от студийного предка ВМ5А Compact, хотя и в домашних условиях он может пригодиться, поскольку у разных портативных плееров и звуковых карт напряжение на выходе может сильно различаться. Забегая вперед, замечу, что при работе с предварительным трактом усилителя Bryston B60R наилучший результат был получен при положении переключателя -10 дБ — при остальных индикатор перегрузки (красный светодиод на передней панели) загорался слишком часто.

В отличие от большинства активных компьютерных колонок, имеющих собственный регулятор громкости, а иногда и регуляторы тембра, у МС15 ничего такого нет — предполагается, что функции контроля будут осуществляться источником — компьютерным микшером или регуляторами портативного плеера. То есть уровень сигнала на входе спикеров будет изменяться в цифровом тракте, причем далеко не самом совершенном, что чревато дополнительными искажениями, иногда очень заметными. Внешний аналоговый регулятор громкости был бы самым правильным решением. Хотя понимаю, что осуществить его на практике не просто. И не дешево.

ПРОВЕРКА СЛУХОМ

В руководстве пользователя модели ВМ5А Compact особо отмечено, что колонкам требуется несколько часов, чтобы разыграться, после чего качество звука заметно улучшится. Мол, не надо расстраиваться сразу после распаковки и первого включения изделия. Мануала на МС15 у нас не было, да и в Интернете найти его не удалось, но уверен, что предварительный разогрев им также необходим. Догадываюсь, что попавшие к нам на тестирование экземпляры уже включали и какое-то время они работали, тем не менее к концу прослушивания они и в самом деле стали играть заметно свободнее и чище.

Чтобы свести к минимуму искажения, вносимые источником сигнала, был выбран более чем серьезный тракт: DVD-проигрыватель Denon DVD-2930 и предварительный усилитель от интегральника Bryston B60R — были удалены перемычки, соединяющие пред с оконечником, а выход преда соединен со входом мониторов. Кабели — недорогие студийные ценой порядка $8 за метр. Устанавливали колонки как на тяжелый стол из массива дерева (на штатных подставках), так и на напольные стальные стойки — во втором случае результат был более убедительным. Слушали как в ближнем поле, так и в «среднем» — на расстоянии порядка 1,5 метра от спикеров. В обоих случаях звуковая картина воспринималась масштабной, привязки источников к драйверам не наблюдалось.

Работа в качестве настольных систем, то есть как раз в ближнем поле, позволяет обходиться средними уровнями громкости — остается солидный запас усиления. При удалении от мониторов приходится увеличивать уровень, и запаса почти не остается. Комната у нас небольшая — порядка 16 м2, но мощности для ее озвучивания в принципе хватало.

Первый тестовый диск — Diana Krall, «The girl in the other room». Сразу же поражает рельефность, выпуклость звуковой картины и необыкновенная для мультимедийной акустики реалистичность. Правильно передаются тембры акустических инструментов, великолепно звучит фортепиано. Пожалуй, в голосе Дайаны Кролл излишне подчеркивались шипящие, да и вообще я заметил некоторый излишек подробностей, свойственный студийным мониторам. На больших уровнях громкости верха казались несколько грубоватыми, после перевода входного селектора в положение -10 дБ грубость ушла, но вместе с тем немного утихла и экспрессия. Но все равно игра колонок осталась выразительной и эмоциональной. Единственная серьезная претензия — отсутствие басового «фундамента» — количественно низов вроде бы достаточно, но глубины определенно не хватает. Увеличение отдачи на низах эквалайзером колонок ситуацию не изменило, более того, в отдельных местах иногда прослушивались специфические хлопающие призвуки — очевидно, басовикам не хватало хода.

Тяжелый рок Def Leppard и Perfect Circle подтвердил первое впечатление. МС15 обладают впечатляющей экспрессией — они отлично передают драйв, обладают быстрой атакой, но ждать по-настоящему глубоких басов, к которым лично я привык, от них не следует. Им необходим сабвуфер.

Специально для совместного использования с МС15 выпускается бас-машина Sub 250 МС. Как всегда, разработчики не стали изобретать «деревянный велосипед», а взяли за основу кинотеатральную модель Sub 250, которая, в свою очередь, очень близка к студийной модели ВМ 9S. Технические характеристики у них практически полностью совпадают, все они выполнены в акустическом оформлении «закрытый ящик». Возможность подключения по высокому напряжению не предусмотрена — сигнал от источника подается на саб, и уже от него — на мониторы. Подстройка фазы у саба на два положения: 0 и 180 градусов. Само собой разумеется, есть также регулировка чувствительности и частоты среза фильтра в пределах 50 — 150 Гц, а на мониторах есть переключаемый High pass-фильтр, позволяющий выбирать частоту 60, 80 Гц или вообще отключать фильтрацию.

Вот в сочетании с Sub 250 МС колонки МС15 должны показать себя в полной красе — никаких сомнений на этот счет у меня нет. Цена полного комплекта 2.1 — 1500 евро. И альтернативы, к сожалению, я не вижу — ни одна из известных мне более доступных моделей мультимедийной активной акустики не в состоянии соперничать с Dynaudio по точности и выразительности звука. Ничего не поделаешь, но пока МС15 будут оставаться единственным подобным предложением на рынке, их стоимость едва ли снизится. Остается только надеяться, что другие производители студийных мониторов последуют примеру датчан и выпустят мультимедийные модели достаточно высокого качества. И тогда, может быть, и Dynaudio немного снизит цену. В общем, да здравствует конкуренция.

ПРИЯТНО УДИВИЛО
Точный, реалистичный, экспрессивный звук. Малые габариты. Солидное качество исполнения.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
Настоятельная необходимость в сабвуфере. Высокая цена, пусть и оправданная.

Сухие цифры

Технологиядвухполосные активные мониторы с раздельным усилением
Акустическое оформлениефазоинвертор
Мощность усилителей, Вт2x50
Диапазон частот (при неравномерности ±3 дБ), Гц55 — 21000
Потребляемая мощность, Вт90 (10 в режиме standby)
Низкочастотный драйвер150 мм, диффузор из MSP,
звуковая катушка диаметром 75 мм из алюминия
ТвитерEsotec 28 мм, мягкий купол, охлаждение
ферромагнитной жидкостью, алюминиевая звуковая катушка
Частота разделения полос1500 Гц
Крутизна фильтра6 дБ/окт.
Габариты, мм (Ш х В х Г)170x260x235
Масса, кг7,0
Цена за пару, €1000

Подготовлено по материалам журнала "Салон AudioVideo" август 2007 www.salonav.com

Этот обзор прочитали 10 187 раз

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий