Van Morrison - His Band And the Street Choir: Свобода в точности. Обзор

Североирландец Ван (более длинно Ivan) Моррисон знаменит не только голосом, но и особой алхимией звука. Стиль его часто числят как уникальный, упоминая соул, фолк (с симпатиями к кантри), блюз, джаз, кельтские мелодии и что-нибудь ещё... Мы же назовём это всё ритм-н-блюз – расширяя понятие, примерно как англичане широко трактуют рок-н-ролл.

Ван умеет петь «рычаще», но всё же визитной карточкой его голоса является специфическая мощь, если не звонкость, то зычность. И на этом альбоме его вокал представлен именно в таком ключе.

His Band And the Street Choir записан в 1970-м, сразу после успешного Moondance, на взлёте карьеры. Дискографически это четвёртый альбом Вана – если не учитывать его ранние работы с Them (кстати, в соучастниках перформансов тех времён засветились весьма интересные люди, например, однофамилец Джим из Америки... и ещё один Джимми, который Пейдж)... Так или иначе, здесь мы слышим заведомо зрелого музыканта.

Интересно, что сам Моррисон в итоге прохладно отнёсся к альбому, считая, что он «вышел из-под контроля». Во-первых, идея записать песни с «хором» чуть ли не вместо всех инструментов не сыграла – он, как мы слышим, в итоге используется дозированно. Далее, рекорд-лейбл самовольно сменил название (Моррисон предлагал Virgo's Fool). И, вроде бы, оформлением Ван тоже не был доволен...

Однако в итоге получился интереснейший продукт. Более импровизационный, чем предыдущий, значительно менее «кантрёжный», чем последовавший – то есть, возможно, самый раскрепощённый и естественный альбом периода взлёта популярности В.М., сложившийся, вот именно, «сам собой»... Здесь следует верно понимать слова «раскрепощённый», «импровизационный»: да, но это не значит «бестолковый» и «расхлябанный» – точность взаимодействия музыкантов на высоте, при всей «свободе», что и завораживает в данной работе.

Альбом сыгран бандой о семи участниках (не считая «уличного хора»), и практически все (начиная с главаря) – мультиинструменталисты. Итого, помимо пары гитар (разведённых влево-вправо), баса, ударных, перкуссии мы слышим полную линейку саксофонов (баритон, альт, тенор, сопрано), губную гармонику, бас-кларнет, трубу, орган, рояль, мандолину, глокеншпиль... и заявленный хор, конечно. В меру и к месту. Две песни – Domin и Blue Money – числятся хитами, при этом весь альбом ровен, целостен и идёт на единой волне.

Сцена наивная, с «честным» разведением и панорамированием – то есть стереобаза не для наушников (поднимите руки, кто слушает винил в наушниках?) А вот звук не подкачал: тёплый, звонкий и сочный. Все обертона живых инструментов раскрыты и слышны.

Оформлен альбом (кто там ругал обложку?) серьёзно, с разворотом – и там есть на что посмотреть. Благодарим за картиночное пиршество Дженет Плэнет (дизайнершу, по совместительству участницу хора и жену титульного героя). Приятно подобран (его нет на фронтальной стороне) светло-бежевый фон под надписи и картинки. На обороте групповой портрет команды, на развороте – множество мелких фото, интродукция от Дженет, прочие мелочи.

Сам диск этого переиздания великолепно симпатичен. Бирюзовый винил с салатово-зелёным яблоком и оранжевато-алыми буквочками лейбла на нём – четкость цветовых нюансов под стать точности оттенков в музыке альбома.

Кстати, и качеством сей бирюзовый (made in E.U.) винил порадовал.

Подытожим. «Его банда и уличный хор» – замечательный образчик творчества знаменитого северо-ирландца. Ценителям (и просто заинтересовавшимся) будет интересно сравнить его с позднейшим релизом Вана Three Chords & the Truth (ноябрь 2019): за полвека ветеран не утратил ни зычного голоса, ни фирменной инструментальной алхимии. Но точкой отсчёта и эталоном нам послужит классический альбом, которому исполнился вот как раз полтинник.

Эту статью прочитали 2 488 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий