Натан Мильштейн. Гениальные упражнения. Обзор

В репертуаре музыкантов разных специальностей есть произведения, исполнение которых требует полного напряжения творческих сил и проявления наивысшего мастерства. Для пианистов это полные циклы сонат и концертов Бетховена, «Хорошо темперированный клавир» Баха. В скрипичной литературе к такого рода tour de force следует отнести сонаты и партиты И.-С. Баха для скрипки соло.

NATHAN MILSTEIN - BACH: SONATAS & PARTITAS FOR SOLO VIOLIN

Натан Мильштейн записал сонаты и партиты в 1975-м в возрасте 73 лет, когда его карьера была в зените и даже начала клониться к закату. В том же году альбом удостоился Grammy как лучшее исполнение классической музыки. Впоследствии он многократно признавался во многих отношениях эталонным. И сегодня, спустя почти полвека после появления пластинок, интерпретации Мильштейна не утратили своего значения – подобно виолончельным сюитам Баха в бессмертном исполнении Пабло Казальса.

Музыка И.-С. Баха – кульминация музыкального барокко и одна из высочайших вершин всей истории музыки. «Бах – это конец. Ничего от него не исходит, но все ведет к нему», – заявил А. Швейцер в своем фундаментальном труде о Лейпцигском канторе.

Сонаты и партиты для скрипки соло Бах написал в 1720 году в период работы в Кётене в качестве капельмейстера при дворе принца Людвига; тогда ему было 35 лет. В его распоряжении было семнадцать инструменталистов, которыми Бах управлял со скрипкой или виолой в руках или сидя за клавесином. Обязанностей у него тогда было, как мы могли бы сказать, по горло, так почему же он взялся за столь, казалось бы, малоперспективное дело, как сочинение скрипичных сюит? Зачем и для кого он их написал?

Будучи помимо прочего преподавателем музыки (в том числе, для своих сыновей) Бах в течение жизни создал много произведений с чисто инструктивными целями – для обучения игре на том или ином инструменте. Свои прелюдии и фуги из «ХТК» он считал всего лишь упражнениями. Так почему бы не написать нечто подобное также для скрипачей?

Бах испытывал необъяснимую любовь к цифре 6. У него есть шесть оркестровых сюит, шесть «Бранденбургских концертов», шесть виолончельных сюит, шесть клавирных партит, английских и французских сюит, число прелюдий и фуг в «ХТК» кратно шести… Он написал бы, вероятно, столько же «Страстей», если б существовало такое число неапокрифических Евангелий… Скрипичных сонат и партит тоже шесть – по три каждой. Сонаты следуют традиции старинной sonata da chiesa (церковная соната), партиты – sonata da camera.

Поразительно, что столь потрясающие шедевры не публиковались после их создания в течение более 80 лет, а распространялись между музыкантами лишь фрагментарно в виде редких рукописных копий. Сочинения были опубликованы только 1802 году в Бонне.

В великолепной аннотации к пластинкам интересно рассказывается о музыке и о записи циклов Натаном Мильштейном…

Deutsche Grammophon выпустила комплект из трех 180-граммовых дисков ограниченным тиражом в 1600 экземпляров. Звукорежиссура, как и звучание в целом – самого высокого уровня. Нужно ли говорить, что издание – фонографическая жемчужина?

Эту статью прочитали 3 227 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий