Семеро, шедшие следом за VU

Группа-уродец, никаким образом не соответствовавшая концу 1960-х, подхваченная Энди Уорхолом и породившая многолетний культ, а также двух реальных музыкальных титанов – Лу Рида и Джона Кейла, до сих пор остается одной из опорных столпов того, что мы называем искусством в рок-н-ролле. «Первый альбом Velvet Underground купило не более тысячи человек, но каждый из них потом собрал собственную группу», — пошутил некогда Брайан Ино. Давайте назовем хотя бы некоторых по именам.

The Stooges

Банду мичиганцев во главе с Игги Попом трудно назвать последователями VU, но тот факт, что их судьбу во многом определило продюсерское участие Джона Кейла в их первом альбоме, игнорировать невозможно. Так Игги Поп и мечется всю свою жизнь — то выходя из берегов, как Лу Рид, то делая строгое лицо, как Джон Кейп. Иногда он улыбается, как Стерлинг Моррисон, a в «Мертвеце» Джима Джармуша и вовсе чем-то смахивает… на барабанщицу Мо Такер!

Can

Oни с VU почти ровесники, но «почти» в данном случае все-таки означает первенство питомцев Энди Уорхола. Однако Can перенесли идеологию VU в континентальную Европу, развили и углубили то, что VU только наметили: сочетали несочетаемое, были отчасти пионерами world music, работали с литературой, всегда были на несколько шагов впереди всех — даже себя самих — и если окружающие не делали эти несколько шагов, то оставались сами виноваты: шаги оказывались правильными.

Pere Ubu

Это так похоже на VU — обитатели городских пустынь Кливленда называют группу в честь пьесы сюрреалиста Альфреда Жарри, a стиль свой определяют как «авант-гараж». Находясь в постоянном путешествии от почти рафинированного авангарда к no wave, от пост-панка к эксцентричной поп-музыке, вокалист и идеолог Реге Ubu Дэвид Томас (в пору панк-молодости выступавший под псевдонимом Крокус Бегемот!) то играет c британским фолк-рок-динозавром Ричардом Томпсоном, то вербует великого рок-оппозиционера барабанщика Криса Катлера, то едет в Россию как журналист, то выстреливает отменным составом Two Pale Boys… Вполне себе обитатель бархатного подземелья.

The Jesus And Mary Chain

Братья-шотландцы Уильям и Джим Рейды впечатлялись, с одной стороны, структурированным звукохаосом VU, с другой — мощью «стены звука» Фила Спектора и яркостью песен Брайана Уилсона. The Jesus And Mary Сhain запрещали за провокационные тексты, но Рейды, как и VU, рвались к самой сердцевине музыки, пытаясь понять необъяснимое — и надорвались: группа распалась в 1999-м. Впрочем, в 2007-м вновь восстала из пепла, и вполне нестыдно. У VU, увы, уже не получится.

Sonic Youth

Истоки у Sоnіс Youth были примерно те же, что и у братьев Рейд, да вот бэкграунд иной: нью-йоркские интеллектуалы, они стремились отделить шум от рок-н-ролпа и превратить его в четкие и понятные уху структуры, что, в общем, им удалось — как иначе объяснить пристальное внимание мейджоров к сугубо, по сути, андеграундному коллективу? К тому же, насколько известно, участники VU им симпатизировали. Выступив в Москве на излете перестройки, они принесли с собой музыку, о которой большая часть посетителей и представления не имела, а спустя двадцать лет, выпущенная на виниле, запись того концерта, изданная лейблом FeeLee на виниле, стала объектом страсти коллекционеров.

Spacemen 3/Spiritualized

Eсли б знали друзья-йорикширцы, затеявшие в далеком 1984-м ансамбль Spacemen 3, во что выльется увлечение их лидера, Джейсона Пирса, группой Velvet Underground, неизвестно, имели бы мы сегодня группу Spiritualized. A так гараж сменился психоделией, да не «кислой», a слегка отстраненной, трансовой. Они опередили свое время, потому и не стали культовыми. В Spiritualized Пирс это упущение исправил: сверхперфекционистскую группу звал на свои записи Доктор Джон, она выступала на сцене Ройял-Альберт Холла, а альбом Ladies And Gentlemen We Are Floating In Space в ежегодном чарте NME обошел не только альбом The Verve Urban Hymns, но и OK Computer – хоть и не верится.

Cowboy Junkies

Скажете, неожиданно? А ведь нежная, меланхоличная канадка Марго Тимминс прославилась своим прочтением одной из главных песен VU, Sweet Jane; до сих пор многие неофиты подозревают, что это Марго вместе с братом Майклом ее написала. Превратить жесткую, нервную песню в полусонное, полунаркотическое фолк-полотно – это уметь надо. Марго и Майкл сумели. Нынешним мартом, когда ковид уже был ощутимой опасностью, они выпустили альбом Ghosts – реквием по умершей двумя годами ранее матери.


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", июнь 2020 г. www.salonav.com

Эту статью прочитали 3 327 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий