Идея Майлза. Miles Davis «Bitches Brew». Обзор

Идея этого двойного альбома была формально проста – для 1970 года – она буквально напрашивалась. Трубач Майлз Дэвис хотел сыграть джаз с такой же интенсивностью и с применением электрических инструментов, как это делали рок-звёзды уровня Джими Хендрикса.

MILES DAVIS - BITCHES BREW

Очевидно, для этого нужна была молодая кровь, но непростая и не любая – креативностью запись не должна была уступать лучшим джазовым фонограммам, то есть должен был получиться некий «новый джаз». И эксперимент удался: редкое сочетание творчества, оформительского гения и исполнительского мастерства создало новое качество. Дэвис соединил блестящих импровизаторов с экстравертностью, психоделией и фонтаном эмоций, присущих рок-музыке, а продюсер Тео Масеро сделал при сведении множество наложений и студийных ухищрений в духе той энергичной эпохи.  Родился джаз-рок, джаз-фьюжн.

Вокруг идеи объединялись лучшие. Клавишник Джо Завинул стал автором двадцатиминутной композиции Pharaoh’s Dance, занявшей всю первую сторону двойника. Он также играет в Spanish Key и в Sanctuary – данной спокойной вещью Уэйна Шортера завершается трек-лист музыкально насыщенного двойника. Вскоре эти два виртуоза соберут эпохальный проект Weather Report. Также в проекте приняли участие будущие мегазвёзды Чик Кориа (Return To Forever) и Джон Маклафлин (Mahavishnu Orchestra). Кажется, что музыканту, которого весь мир будет знать как Махавишну, места отведено немного, но в центре трек-листа есть вещь, названная «просто» John McLaughlin… Теперь трудно представить, как гитарист был счастлив, увидев это. А ещё в составе Джек Деджонетт, Аирто Морейра, Дейв Холланд, Билли Кобэм, Бенни Мопин, Ларри Янг, Ленни Уайт.

О качестве звука скажем сразу: он тут построен, как и материал, на совмещении кристальной ясности саунда лучших джазовых альбомов и напористости, агрессии новой эры. Сравнение рецензируемого альбома с ранними выпусками никаких решительных отличий не выявило. Пожалуй, новый релиз звучит суше и собраннее оригинальных тиражей. В любом случае, музыка берёт своё – и нюансы начинают забываться; 180-граммовый винил этого издания радует сразу и всерьёз – уже тем, что его яблоко беззастенчиво похоже на то, что было у первого, оригинального. Есть в альбоме и код для скачивания цифровой копии.

У Bitches Brew имеется блестящий кавер авторства немецкого художника Мати Кларвейна. Подскажем: его необходимо смотреть в развёрнутом состоянии, видеть и переднюю и заднюю стороны одновременно – это здорово включает воображение. При этом гамма обложки новодела может показаться более бледной, чем исходная. Эллингтон в тон этой теме называл Дэвиса «джазовым Пикассо», но не забудем и образный мир Сальвадора Дали  – музыкант отлично вписывается с ним в пейзаж ХХ века.

Жаль, конечно, что Майлз не стал развивать линию звёздного, насыщенного фьюжн – таким путём пошли участники этой записи, собственно, и создав удивительную палитру звуков и настроений, тем и образов, которая, пусть и в упрощённом виде, но рулит важнейшим крылом музыкального спектра в наши дни. Будущее же джаза, которое предсказал этот альбом, пока что не наступило, но ведь никто не мешает ему сделать это в предстоящие годы! Подождём.

Эту статью прочитали 5 008 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий