Предчувствие шторма. Jethro Tull «Stormwatch». Обзор

В прошлом году случилось сорокалетие альбома «Штормовая стража», последней «классической» работы в дискографии великой британской рок-группы Jethro Tull. Вышедшая теперь на 180-граммовом виниле запись ремикширована Стивеном Уилсоном и остаётся вершиной концептуализма и футуристического рок-прозрения.

JETHRO TULL - STORMWATCH

Уилсон известен и собственным творчеством: сольным в разных проектах, главный из которых – группа Porcupine Tree, и активным «улучшением» чужого хорошего – великих альбомов других музыкантов. Он явно стремился сделать Stormwatch более давящим, «роковым». Изысканное звучание конца 70-х у актуального мастера прог-рока стало не таким прозрачным, но приобрело дополнительную глубину.

Stormwatch – часть фолк-рок-трилогии Jethro Tull, следующая за альбомами Heavy Horses (1978) и Songs From The Wood (1977) – эпичен и серьёзен. В нём есть и налёт кельтского национализма от волынок в Warm Sporran, и экологический трагизм в North Sea Oil, и нависающий апокалипсис в Dark Ages. Это подчёркивает и обложка. Комментаторы – по  большей части – уверены, что бородатый господин с биноклем наблюдает за гигантским белым медведем, давящим, как игрушечный, покрытый льдом нефтеперерабатывающий завод. Однако если обложку развернуть (альбом издаётся без гейтфолда), то оказывается, что арктический исполин подходит к человеку с биноклем, в котором отражается далёкая гроза, сзади – герой обложки альбома не такой уж хозяин положения. Он попал в тиски напастей, происходящее – метафора контратаки природы на сошедшее с ума от жадности и гордыни человечество.

Новое издание приведёт меломана в трепет 24-страничным буклетом с архивными документами и фотоматериалами, на его обложке – лидер группы Ян Андерсон с биноклем в руках, что не оставляет сомнений в том, кто же изображён на конверте винила. «Штормовая стража» получил в Штатах золотой статус, но он вышел на волне проблем – не только музыкальных, но и общечеловеческих. Теперь же в нём видится новая и необычная гармония. Как-то особо начинают восприниматься изысканная красота мелодий и разнообразные, неспешные партии гитары Мартина Барре, словно снисходительно поглядывающие на расцветавшие тогда контр-классические рок-тенденции типа панка и хэви. Но музыка пошла другим путём, Ян, насмешник и эстет, любитель играть на флейте, стоя на одной ноге, бросился в пучину экспериментов 80-х, и, как у большинства, эти опыты оказались путями на огни ложных маяков.

Stormwatch, парадоксально, один из самых известных у отечественных меломанов альбомов группы. Когда нынешние мэтры винила были молодыми людьми, чёрный рынок предлагал этот диск в версии для польского лейбла Tonpress, и его услышали все желающие. Теперь его хочется отнести к тем работам, в которых видится так и не наступившее будущее рок-музыки, её нереализованный и в 80-х, и теперь потенциал. Легендарная запись с годами становится только интереснее, словно постепенно выходит из тени дисков-современников, считавшихся некогда более важными.

Эту статью прочитали 3 903 раза
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий