Колокольчики. Гил Шахам — Пярт. Обзор

В аннотации к диску скрипач Гил Шахам рассказывает о том, как во время путешествия по США он внезапно ощутил близость собственного настроения, навеянного безлюдными и безмолвными ландшафтами за окнами машины, эстетике музыки Арво Пярта. Эти переживания стали отправной точкой в работе над записью настоящей пластинки.

GIL SHAHAM - PART: SYMPHONY NO. 3; FRATRES; TABULA RASA

Эстонский композитор Пярт (род. в 1935) – один значительных новаторов и творцов современной музыки. Основой его языка нередко становились созданные им же строгие рационалистические концепции. Такова, например, композиторская техника tintinnabuli (лат. «колокольчики»), к которой Пярт пришел в середине 1970-х. Стиль, охарактеризованный самим автором как «бегство в добровольную бедность», основан на взаимодействии двух слоев: минорных или мажорных трезвучий и диатонических последовательностей. Таким образом, налицо суровое самоограничение в плане используемых сочинительских средств, действительная «добровольная бедность» – но не примитивизм – музыкального языка.

На пластинке представлены одни из первых опусов, написанных Пяртом в технике tintinnabuli: Tabula rasa («Чистая доска», 1977) – концерт для двух скрипок, струнного оркестра и подготовленного фортепиано – и Fratres («Братья», т. е. монахи, 1992) для скрипки, струнного оркестра и ударных. Подготовленное фортепиано (англ. prepared piano) представляет собой рояль, между струнами которого проложены разные предметы – например, гайки, монеты, куски пластика, дерева и т. д. – отчего голосом он напоминает оркестр ударных инструментов.

Завершает  программу Третья симфония (1971), музыка которой проникнута благозвучием, обусловленным обращением к диатонике и модальности, а также эстетикой григорианского пения и полифонии строгого стиля. Произведение посвящено исполнившему ее в данном издании дирижеру Нееми Ярви.

Для записи диска собрались великолепные артистические силы в лице солистов – в первую очередь, Гила Шахама, а также исполнившей партию второй скрипки в Tabula rasa Адель Энтони – и Гетенбургского симфонического оркестра под управлением Ярви.

Музыканты извлекают много красоты из музыки Пярта – подчеркнуто простой и минималистичной, местами суровой и архаичной, наполненной мистицизмом и кристальной чистотой.

Слушая пластинку, проникаешься особой эстетикой музыки, которая резонирует с душами исполнителей и струнами скрипки Гила Шахама.

Высокая оценка данного релиза обусловлена помимо прочего высококлассным звучанием – прозрачным, точным, объемным и чистым.

Эту статью прочитали 3 232 раза
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий