Два гения. Ludwig van Beethoven. Symphony No. 5. Wilhelm Furtwängler. Обзор

С музыкой Бетховена великий немецкий дирижёр Вильгельм Фуртвенглер был связан почти всю свою жизнь. Уже в юности он знал все, что написал Бетховен, играл все его фортепианные сонаты.

Сохранить и прочитать потом —       

WILHELM FURTWANGLER - BEETHOVEN: SYMPHONY NO. 5

Внимание Фуртвенглера к Бетховену никогда не ослабевало и даже усиливалось в военные и послевоенные годы. Рассматриваемую запись Пятой симфонии дирижер осуществил с Венским филармоническим оркестром 28 февраля и 1 марта 1954 года в венском зале Musikverein всего за несколько месяцев до своей смерти в ноябре того же года.

Из всех бетховенских симфоний к Пятой музыкант обращался чаще всего. В период с 1918-го по 1954 годы Фуртвенглер включал ее в программы своих выступлений более ста раз и сделал за годы концертной деятельности более дюжины записей произведения, включая студийные 1937 года (с Берлинским филармоническим оркестром) и настоящую, с Венским филармоническим.

Поясняя свое тяготение к Бетховену, дирижер говорил, что музыка немецкого гения наиболее законченно и живо воплощает для него органические и катастрофические аспекты материальной и человеческой природы. Сама жизнь и трагические судьбы, постигшие Германию и мир в Первой и Второй мировых войнах, а также в межвоенное время, когда к власти пришли нацисты, подняли эту музыку и ее великого исполнителя на пьедестал огромной значимости и непреходящего культурного наследия.

В течение десятилетий фуртвенглеровский Бетховен имел и сохранил поныне эталонный статус. Будучи великим интерпретатором этой музыки, дирижер привнес усиленные проникновенность и интенсивность в исполнительскую традицию. В ней закрепилось понимание, что взаимосвязи формы, гармонии и текстуры важнее метрономически точных темпов, как и вообще стремления оставаться строго в рамках авторских ремарок, осознание, имеющее ключевое значение для претворения и консолидации глубинного драматизма бетховенских партитур.

Пятая – не только самая известная из симфоний музыкального гения, но и, пожалуй, самое популярное произведение мирового симфонического репертуара. В этом с ней может поспорить разве что Сороковая симфония Моцарта. Начальный четырехзвучный мотив, о котором сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь», прочно закрепился в слуховой памяти поколений. Высокая значимость и культурная ценность интерпретации этого сочинения Вильгельмом Фуртвенглером заключается в чистоте и духовной аутентичности трактовки, свободной от всего наносного. Музыка и ее исполнение берут в плен с первых же секунд звучания. Для данной версии характерен более сдержанный по сравнению с традиционным темп первой части. В трактовке проявляются такие черты дирижерского стиля Фуртвенглера, как подвижные, подчиненные убедительной внутренней логике и безошибочной артистической интуиции темпы и динамика, внутренняя естественность высказывания, свободное и широкое парение мелодических линий и драматическая мощь кульминаций.

Очень хорошее звучание пластинки обусловлено качественным ремастерингом оригинальной фонограммы, выполненным в формате 24/96 в лондонской студии Abbey Road в 2010 году. Настоящая запись также входит в 10-дисковый комплект Warner Classics с девятью симфониями Бетховена. Оба издания достойны самых искренних рекомендаций, как, впрочем, и любой другой релиз из дискографии Вильгельма Фуртвенглера. 

Эту статью прочитали 354 раза
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий