Однажды в Хоэнемсе. Schubert. Quintet in A major «The Trout». Обзор

В необозримом репертуаре Святослава Рихтера произведения Франца Шуберта занимают особое место. Именно Рихтер в 1950-60 годах сделал очень многое, чтобы изменить отношение публики к музыке Шуберта, которая прежде воспринималась как неглубокая и даже слегка поверхностная.

Сохранить и прочитать потом —       

SVIATOSLAV RICHTER - SCHUBERT: PIANO QUINTET THE TROUT

Великий музыкант-провидец оставил монументальные прочтения многих сонат, часто играл музыкальные моменты и экспромты. С огромным успехом Рихтер исполнял и записывал шубертовские программы в СССР и за его пределами. Немало обращался он и к камерной музыке Шуберта, сотрудничая с такими большими музыкантами, как Д. Фишер-Дискау, Э. Шварцкопф, П. Шраер и, конечно, с квартетом имени Бородина. Тяготение Рихтера к Шуберту можно объяснить, вероятно, и тем, что артист был наполовину немцем («советским гражданином и немцем по национальности», как сам он себя называл), а его отец, выходец из семьи музыкантов, немало жил в Вене.

Песни Шуберта не раз становились основой и давали название другим его сочинениям. Так случилось, например, со «Скитальцем», «Форелью» и одноименными фортепианной фантазией (существует великолепная запись «Скитальца» Рихтером в серии EMI «Великие записи 20 века») и квинтетом.

В квинтете «Форель», как и другом сочинении, написанном в ля мажоре, фортепианной сонате D664, нашли отражение впечатления Шуберта от величественных горных ландшафтов Верхней Австрии, которые композитор имел возможность лицезреть летом 1819 года. Полагают, что именно в это время он получил заказ на сочинение квинтета для рояля, скрипки, альта, виолончели и контрабаса от богатого покровителя и виолончелиста-любителя Сильвестра Паумгартнера.

Линии Шуберта, Рихтера и музыкантов квартета имени Бородина пересеклись в 1980 году в австрийском Хоэнемсе, где пианист и его коллеги исполнили перед публикой квинтет Die Forelle, и где была сделана соответствующая концертная запись. К Рихтеру и трем бородинцам – скрипачу Михаилу Копельману, альтисту Дмитрию Шебалину и виолончелисту Валентину Берлинскому – присоединился контрабасист Георг Хёртнагель.

Представленная на диске музыка и ее исполнение обладают большой художественной силой. Необычайную гибкость в динамике и фортепианной красочности Рихтер демонстрирует в первой части квинтета. Более медленный, чем обычно, темп второй части – вероятно, выбор лидера ансамбля. Музыканты вдохновенно откликаются на бодрую атмосферу последних двух частей, которые увлекают слушателя вихрем эмоций, несмотря даже на то, что темп скерцо довольно сдержанный.

Звучание пластинки можно аттестовать как весьма неплохое: хорошо прослушивается не только вся музыкальная ткань, но и ощущается оживленная, приподнятая концертная атмосфера.

Издание, несомненно, доставит много радостных минут любителям классической музыки, творчества Шуберта и искусства Святослава Рихтера.

Эту статью прочитали 263 раза
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий