Оркестровая аристократия Weiner Philharmoniker. Обзор

Комплект из пяти альбомов (шести виниловых дисков) с оркестровой классикой компания Deutsche Grammophon подготовила к 175-летию Венского филармонического оркестра. Прославленный коллектив ведет свою историю с 1842 года, когда он был основан известным композитором и дирижером Отто Николаи. Как бы напоминая об этой дате, лейбл выпустил данную подборку в количестве 1842 копий.

Сохранить и прочитать потом —       

WIENER PHILHARMONIKER 175TH ANNIVERSARY

До основания оркестра в столице Австрии, давшей свое имя «венским классикам» – Моцарту, Гайдну и Бетховену – не было профессиональных концертных коллективов. Симфоническая музыка исполнялась ансамблями, собираемыми по случаю из состава оркестров оперных театров, в первую очередь, Венской государственной оперы. Традиция приема музыкантов в Венский филармонический только после обязательной стажировки в Венской опере (не менее трех лет) сохранилась до настоящего времени.

Оркестр действует на основе артистической, организационной и финансовой автономии. Все важнейшие решения (вплоть до назначения главного дирижера) принимаются голосованием на общем собрании, а оперативный менеджмент осуществляется выборными комитетами.

Венский филармонический оркестр – это подлинная аристократия в области музыкального исполнительства. Большинство специалистов и меломанов во всем мире назовут его в числе пяти или даже трех лучших на свете оркестров.

История ансамбля собрала целое созвездие выдающихся и гениальных маэстро. В XIX веке легендарный дирижер Ганс Рихтер осуществил с венцами байрейтскую премьеру тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». При нем же коллектив приобрел статус первоклассного мирового оркестра, сотрудничал с Вагнером, Верди, Брукнером, Брамсом, Листом и другими композиторами, которые исполняли с ним свою музыку как дирижеры и солисты. В последующие годы за пультом стояли Густав Малер, Феликс фон Вайнгартнер, Артуро Тосканини (в середине 1930-х) и Вильгельм Фуртвенглер, который фактически руководил коллективом (с двухгодичным перерывом) с 1933 по 1954 год.

Не менее впечатляющими и продуктивными в его истории были вторая половина прошлого столетия и два десятилетия века нынешнего.

В роскошной подборке Deutsche Grammophon блистают пятеро выдающихся маэстро: Герберт фон Караян, Риккардо Мути, Леонард Бернстайн, Карлос Клайбер и Клаудио Аббадо.

Под управлением Караяна оркестр исполняет вагнеровскую программу: увертюру к опере «Тангейзер», «Зигфрид-идиллию», а также фрагменты из «Тристана и Изольды» – вступление к первому акту и «Смерть Изольды». В записи, сделанной в августе 1987 года в зальцбургском Festspielhaus, приняла участие несравненная Джесси Норман. Соответствующее видео использовано в фильме «Караян в Зальцбурге».

На трех сторонах виниловых дисков (одна осталась без записи) впервые опубликовано концертное исполнение оркестром под управлением Риккардо Мути Второй симфонии Антона Брукнера; оно состоялось в рамках Зальцбургского фестиваля, в концерте, посвященном 75-летию маэстро. Диски отпрессованы с лаковых оригиналов, подготовленных специалистами Emil Berliner Studios. Комментируя это событие, пресса писала о «потрясающем прочтении симфонии маэстро Мути и оркестром, исполнении, которое обладает всеми качествами, позволяющими ощутить уникальность брукнеровского симфонического космоса в наши дни». Удивительны способность дирижера объединять все детали сложной партитуры в гармоничное художественное целое, высокая эмоциональность, «наэлектризованность» звучания ведомого им ансамбля.

Карлос Клайбер записал с венцами Седьмую симфонию Бетховена, чья вторая часть, Allegretto, пользуется самой широкой популярностью во всем мире. Исполнение может служить творческим портретом Клайбера, известного своим перфекционизмом и критическим отношением к себе, а также относительно небольшим фонографическим наследием. Ничто не ускользает от пристального внимания маэстро, им все строго контролируется: идеальны отделка деталей партитуры, все аспекты оркестрового ансамбля и колорита. По художественному совершенству интерпретации Клайбера можно было бы поставить в один ряд с фресками Рафаэля.

На двух сторонах пластинки, посвященной Клаудио Аббадо, представлены «Венгерские танцы» Брамса (запись 1982 года). Мелодической основой опусов композитора не был венгерский фольклор, который стал серьезно исследоваться только в начале XX века Бартоком, Кодаи и другими. Он опирался скорее на цыганские мелодии, которые со времен Гайдна и Шуберта привлекались композиторами для придания музыке «ультравенгерского» колорита. Аббадо и оркестр мастерски и с какой-то особой внутренней свободой передают широкий образный диапазон этой музыки – от меланхолии и пасторальной лирики до праздничного ликования.

Сотрудничество оркестра с Леонардом Бернстайном – одна из ярких страниц послевоенной истории коллектива. Класс Венского филармонического оркестра и величие Бернстайна во всей полноте раскрывается в музыке Шумана: его Третьей «Рейнской» симфонии и виолончельном концерте (солирует Миша Майский). Симфония записана на концерте в зале Musikferein в 1984 году, концерт – годом ранее.

Шуман приступил к написанию «Рейнской» симфонии и виолончельного концерта в 1850 году, когда по прибытии в Дюссельдорф занял там пост музыкального директора. Среди многих впечатлений, полученных им в этом регионе Германии и нашедших отражение в музыке, были величественные виды Кельнского собора и, конечно, сам Рейн. Кажется, что эта музыка написана специально для Бернстайна…

Роскошное юбилейное издание Deutsche Grammophon обладает исключительно высокими достоинствами. Венский филармонический оркестр как бы преображается, демонстрирует многочисленные свои грани, когда исполняет произведения из сокровищницы музыкальной классики и перед ним стоят магический Караян или пылкий Аббадо, отрешенный и созерцательный Клайбер, аристократичный и темпераментный Мути или пламенный Бернстайн.

Надо сказать и об отличном, близком к эталонному, звучании 180-граммовых виниловых дисков, отчего с необыкновенной ясностью и чистотой передаются великолепие одного из лучших мировых оркестров, артистизм и вдохновение прославленных маэстро.

Эту статью прочитали 370 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделитесь статьёй:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий